Проконсул

    Проко́нсул
  •          (лат. pro consule, на месте консула), должностное лицо, уполномоченное вместо консула, чаще всего бывший консул (впрочем, были и исключения из этого, такие, как Публий Корнелий Сципион и Помпей), или консул, чьи полномочия (imperium consulare) были продлены еще на год. Поскольку число провинций Римского государства под конец Республики возросло настолько, что для управления ними уже не хватало назначенных в наместники преторов, то с 53 г. до н. э. окончившие службу консулы также получали провинции как П. Однако в эту должность они вступали только по определению сената и только спустя 5 лет после окончания своего консульства. Так как определение того, была ли данная провинция консульской или преторской, подвергалось изменениям и зависело от решения сената, то писатели очень часто путают должности П. и пропретора. В последние годы Республики звание П. присваивалось наместнику каждой провинции, независимо от того, был ли он до этого консулом или претором, как только ему предоставлялись сенатом проконсульские полномочия (imperium proconsulare). Как только П. поручалась и предоставлялась по жребию провинция, он должен был немедленно отправиться туда из города, потому что из-за задержки в Риме терялись его полномочия (imperium). Отправка П. совершалась из Капитолия в торжественном шествии со всей свитой, назначенной ему сенатом (ornatus, оrnаrе provinciam). Знаками его власти были 12 фасций; на всем его пути жители должны были безвозмездно предоставлять ему все необходимое; если он отправлялся морем, то корабли ему выставлялись за казенный счет. Со дня его прибытия в назначенной ему провинции начинался год его должности; его предшественник, по закону Корнелия об управлении провинциями (lex Cornelia de provinciis ordinandis), должен был выехать в течение 30 дней. Сам П. не смел, под страхом подвергнуться обвинению в оскорблении величия народа, оставить провинцию до истечения срока своей должности, т. е. до прибытия своего преемника. На обратном пути он шел со своими знаками (insignia) до Рима, под стенами которого его полномочия (imperium) прекращались, и в Риме он должен был в течение 30 дней представить отчет об управлении своей провинцией. В провинции П. был в некотором роде верховным правителем, и только живущие там римские граждане могли искать правосудия в Риме. Для решения судебных дел он делал объезды по городам (conventus), обычно в зимнее время, так как летом велись военные действия; в основе его решений лежал обнародованный им тотчас при вступлении в свою должность edictum provincial (провинциальный указ), который не мог противоречить никаким римским законам о провинциях, но вместе с тем принимал в соображение местные права провинциалов. Если того требовали военные обстоятельства, П. мог производить набор на военную службу среди живущих там римских граждан и приказывать провинциалам предоставлять вспомогательные войска. Если он кротким управлением заслуживал от своих прежних подданных благодарность, то ему ставили статуи и даже воздвигали храм, а иногда посылали в сенат благодарственные адреса (laudationes). Впрочем, с течением времени даже самые худшие наместники могли добиваться для себя этих почестей, иногда даже посредством тайного насилия. Как только П. заявлял притязание на триумф в Риме, он сразу принимался собирать для этого деньги с провинциалов, хотя изданный по этому поводу закон Юлия о вымогательствах (lex lulia de repetundis) запрещал подобные действия. В целом же положение провинций всегда было весьма печальным, поскольку почти каждый наместник стремился обогатиться за их счет и истые римляне смотрели на это как на дело совершенно справедливое; отсюда возникали величайшие злоупотребления, в результате чего пришлось позволить провинциалам представлять в Рим жалобы на вымогательства (repetundarum).
  •          Во времена императоров П. назывались все наместники сенатских провинций, независимо от того, исправляли ли они до того должность консула или нет, и назначались ли они или выбирались по жребию (по крайней мере первое время) сенатом. Так как обычно в этих провинциях не было никаких войск, то должность П. состояла только в управлении и юрисдикции, которой теперь были подчинены и проживавшие там римские граждане, обладавшие правом апелляции к императору. Прежние выездные суды (conventus) прекратились, и тяжущиеся стороны должны были являться в главный город провинции. Любые злоупотребления по должности теперь строго наказывались (см. Repetundarum crimen). При Нероне упомянутые выше благодарственные адреса (laudationes) были запрещены.