Пиндар

    Пинда́р
  •          (греч. Πίνδαρος), величайший лирический поэт греков, род. в 522 (или 518) г. в предместье Фив Киноскефалах и происходил из рода Эгидов. Так как в его семье искусство игры на флейте было наследственным, то первоначальное музыкальное образование он получил в отцовском доме. Впоследствии П. совершенствовался в этом искусстве под руководством знаменитого поэта и музыканта Ласа Гермионского и в сообществе двух беотийских певиц, Миртиды и Коринны, с которыми он также состязался в поэзии. В двадцать лет (502 г.) П. сочинил свой первый победный гимн на фессалийского мальчика Гиппоклея из дома Алевадов. С этого времени вплоть до глубокой старости он писал без перерывов. Умер П. в 442-м, по другим источникам — в 446 или 438 г. Жизнь его не была богата выдающимися событиями. Большую часть жизни он провел в своем родном городе Фивы, который покидал время от времени, чтобы присутствовать на Олимпийских, Дельфийских и др. играх и навещать своих гостеприимных друзей в Греции и Сицилии. Благодаря своему чистому и добродетельному сердцу, благородному и возвышенному образу мыслей, П. был везде уважаем и любим как гражданами свободных городов, так и царями и тиранами. Он был другом сиракузского царя Гиерона, агригентского тирана Ферона и Алевадов в Фессалии. Величайших почестей П. удостоился в Дельфах, где по приказанию пифии его постоянно приглашали на «Пир богов» («Θεοξένια»). Эта честь, по преданию, распространялась и на его потомков.
  •          Кроме отрывков различных хоровых песен, до нас дошло довольно значительное число его эпиникий, или победных гимнов, а именно 14 олимпийских, 12 пифийских, 11 немейских и 7 истмийских. Подобные эпиникий были праздничными песнями для прославления победы, одержанной на состязаниях, особенно на четырех больших национальных играх греков. Они распевались хором тотчас после одержанной победы на самом ее месте, а также на родине победителя при праздновании победы (при жертвоприношении, торжественной процессии или обеде). Победные гимны П. вовсе не были пространными описаниями победы чествуемого победителя. Понятно, что она составляет главную основу всего стихотворения, но ее П. обычно касается лишь вкратце. Как правило, какая-нибудь общая мысль, связанная с особенностью победы и ее обстоятельствами, служила центром всего и исходной точкой, с которой рассматривалась и объяснялась вся жизнь победителя, так что сама победа являлась славным результатом его судьбы, характера и стремлений. Прежде считали, что П. при сложении своих песен предается без всякой меры порыву вдохновения; но более глубокое и внимательное изучение показало, что отдельные части его стихотворений с разумною обдуманностью и большим искусством соединены в красивое и стройное целое. Понимание его стихотворений значительно затрудняется искусным сплетением и массой мыслей, которые, быстро и внезапно меняясь, вырастают из его творческого духа, но в хорошо рассчитанном порядке всегда служат для доказательства главной мысли; затрудняется оно и большим количеством указаний на обстоятельства, которые известны нам только отчасти. Из всех лириков П. отличался творческой силой духа, нравственной и религиозной глубиной души, возвышенностью мыслей и величием мировоззрения. Эта сила и этот высокий полет его духа во многом пробуждались и поддерживались величием духа того времени. Его юношеский возраст, как известно, совпадал со временем, предшествовавшим Персидским войнам, когда преобладала дорийско-эолийская культура, так что его первоначальное образование всецело принадлежит этому периоду, а его поэзия может рассматриваться как итог и высшая степень зрелости дорийско-эолийского периода. В зрелом же возрасте, находясь в расцвете своей поэтической деятельности, он принимал участие в славном движении своего отечества, пережил имеющую всемирное историческое значение борьбу греков против персидского могущества, — борьбу доведшую до высшей степени процветания все силы благородного греческого народа. Язык поэта соответствует богатству и высоте его мыслей: он то торжественен и богато украшен поражающими образами, то торжественно-серьезен, горд и возвышен, то мягок и нежен, весел и шутлив. То же разнообразие обнаруживает он и в ритме. В основе его диалекта лежит гомеровский, но смешанный в значительной мере с эолийскими и особенно дорическими формами.