Овидий

    Ови́дий
  •          (лат. Ovidius), Публий Овидий Назон, римский поэт эпохи принципата Августа. По его собственным словам, он родился 20 марта 43 г. до н. э., на второй день праздника Квинкватр (Quinquatrus), посвященного Минерве, в г. Сульмон (ныне Солъмона) в Средней Италии. Отец его был очень зажиточным человеком (eques illustris) и стремился дать достойное образование своим сыновьям (О. и его старшему на один год брату), чтобы тем самым сделать для них возможным доступ к почетным должностям в государстве. Для их первоначального обучения было достаточно школы в Сульмоне, но скоро отец ради детей переселился в Рим и поручил их известнейшим учителям. Старший сын посвятил себя красноречию, но умер на 20-м году жизни. Хотя живое воображение Публия под влиянием чтения поэтов влекло его к поэзии, но по воле отца он сначала тоже посещал школы знаменитых риторов Порция Латрона и Ареллия Фуска. Отец принуждал его заниматься риторическими упражнениями, из которых ему больше нравились suasoriae (защитительные речи), чем controversiae (полемика, дебаты). После смерти брата ему пришлось вступить на служебное поприще и пролагать себе путь от низших должностей к более почетным. Он сделался одним из триумвиров по уголовным делам (triumviri capitales), которые ведали тюрьмами и через своих служителей приводили в исполнение наказания за уголовные преступления. Год спустя он состоял в судейской коллегии децемвиров (decemviri stlitibus judicandis), потом был членом суда центумвиров и самостоятельным судьей. Приблизительно тогда же отец подыскал ему жену, к которой он не питал ни малейшего расположения. Подавляемая долго любовь к поэзии пробудилась в нем с новой силой, а влияние друзей-поэтов побудило его оставить служебное поприще и целиком посвятить себя поэзии.
  •          Под влиянием общества поэтов Эмилия Макра, Проперция, Понтика, Басса и других он начал свои первые поэтические опыты в эротическом духе. Предпринятое им затем путешествие в Афины и по Малой Азии, а также жизнь в течение зимы на Сицилии утвердили его в этом направлении. Попробовав свои силы в эпической поэзии, он на 27-м году жизни перешел к трагедии и вместе с тем начал сочинять письма и элегии. Его драматические произведения, из которых у древних пользовалась единогласной похвалой «Медея», до нас не дошли; из «Посланий» («Epistulae») сохранились 8, а элегии собраны в книгах «Amores» («Любовные элегии»). Затем последовали письма мифических жен, или «Героиды». Окончив эти произведения, он вознамерился написать «Науку любви» («Ars Amatoria», или «Ars amandi») и, преодолев большие трудности в обработке материала, закончил это произведение во 2 или 1 г. до н. э. Вслед за тем он издал в 1 г. до н. э. книгу совершенно противоположного свойства, а именно «Средства от любви» («Remedia amoris»). В это время он разошелся со своей первой женой, а затем и со второй, от которой у него была дочь Перилла, тоже занимавшаяся поэзией. После всех семейных неурядиц он женился на молодой и прекрасной вдове Фабии, происходившей из знатного рода, с которым был в дружеских отношениях дом Августа. Благодаря этому браку он закрепил прежние связи и завязал новые. Этот брак оказал значительное влияние и на поэтическое вдохновение поэта. Спокойствие и рассудительность заняли место прежней необузданности, а былая ветреность, которая делала его произведения даже предосудительными с нравственной точки зрения, сменилась важностью и достоинством. Его занимали теперь два обширных произведения — «Fasti» («Календарь») и «Metamorphoses» («Превращения»), на которые он уже затратил немало труда, как вдруг среди полного благополучия его неожиданно поразил жестокий удар судьбы, а именно ссылка (relegatio) в 9 г. н. э. в Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря. Трудно решить, какой проступок поэта дал повод Августу подвергнуть его такому жестокому наказанию; сам же он говорит об этом с понятной сдержанностью. Произведение О. об искусстве любви, которое было окончено за десять лет до этого времени, может иметь самое отдаленное отношение к этому изгнанию. Нельзя также с точностью определить, какую роль в этом играли распущенность младшей Юлии и общение с Агриппой Постумом, который в это время тоже был наказан своим дедом Августом. Другие предположения о посещении О. Агриппы Постума на о. Планазии и о его отношениях с женой императора также недостаточно достоверны. Это удаление из отечества, разлука с семьей и друзьями, запутанность хозяйственных дел, а затем трудный морской переезд и жизнь в маленьком городке почти среди варваров — все это должно было сильно подействовать на впечатлительного О. и надломить его силы. Во время путешествия он окончил первую из 5 книг «Tristia» («Скорбные элегии»), а остальные 4 книги завершил в следующие 3 года. За этим непосредственно последовали «Epistulae ex Ponto» («Понтийские послания»); с этим же временем совпадают мелкие сочинения, такие, как «Ibis», «Halieutica» («О рыбной ловле»), и новая обработка «Fasti». Все мольбы о прощении оставались без последствий, и в тоске по Вечному городу он умер в Томах в 18 г. н. э. и был там же погребен.
  •          Сохранились следующие произведения О.:
  •        1. «Epistulae», или «Heroides» («Послания»), собрание вымышленных любовных писем, которые героини якобы пишут любовникам, находясь с ними в разлуке. О. первый ввел эту поэтическую форму, находясь под влиянием тех обращений и характеристик, которые составляли главную часть риторических упражнений. Сам он упоминает о девяти героидах.
  •        2. «Amorum libri III» («Любовные элегии»). В отдельных элегиях этого сборника, первоначально состоявшего из 5 книг, а потом сведенного в три, поэт изображает разнообразные приключения влюбленного. Личность некой Коринны, которая является центральной фигурой этих приключений, осталась неизвестной. «Amores» — это остроумная, резвая шалость, богатая неожиданными сюжетными поворотами и выдумками, щеголеватая и стройная в языке и в стихосложении.
  •        3. «De Medicamina faciei», или «Formae» («Об уходе за лицом»), руководство по употреблению средств, подчеркивающих и сохраняющих красоту, посвящение в сокровеннейшие тайны туалета. Дошедший до нас текст этого стихотворения очень испорчен и неполон.
  •        4. «Ars amandi», или «Ars amatoria» («Наука любви»), в 3 книгах — главное произведение поэта. Здесь он дает наставления о том, как нужно завязывать и поддерживать любовные отношения между легкомысленными девушками, принадлежавшими к сословию вольноотпущенниц, и легкомысленными юношами и мужами. Третья книга учит девушек тому, как они должны вести себя при подобных отношениях, которые в Риме были совершенно обычными и не запрещались законами. Для этого вида поэзии автор выработал совершенно особый художественный стиль и тем придал своему произведению несомненную оригинальность. За это сразу при появлении оно было встречено похвалами современников и даже в средние века пользовалось большой распространенностью.
  •        5. «Remediorum amoris liber unus» («Средства от любви»). Смысл произведения состоит не в том, чтобы бороться против любви вообще, а в том, чтобы помочь тем, кто стал жертвой любви недостойной.
  •        6. «Metamorphoseon libri XV» («Превращения»). С этого произведения у О. начинается использование эпической стихотворной формы; здесь он в хронологическом порядке сопоставил часть мифов, в которых встречаются превращения, начиная с образования мира и кончая превращением Юлия Цезаря в звезду. Эти многочисленные мифы, созданные народом, живая фантазия которого превращала животных в людей, явления природы в живые существа, составляли главную часть греческой мифологии и были объектом обработки, осуществленной многими поэтами александрийского времени, напр., Никандром, Парфением и др. Но О. черпал сюжеты не только из произведений последних, а из всей греческой литературы, особенно у трагиков. Это первый роман у римлян, со времени своего появления имевший множество читателей и позднее считавшийся важнейшим источником для знакомства с мифологией. Известно, что О. перед отправкой в ссылку в Томы сжег рукопись этого еще не вполне отделанного произведения, а позднее восстановил его там по спискам.
  •        7. «Tristium libri V» («Скорбные элегии») — жалобные письма о своем несчастье. В первой книге дается блестящее изображение опасностей путешествия; вторая — послание к Августу — старается доказать невиновность поэта и содержит просьбу о назначении другого местопребывания; три остальные заключают в себе жалобы на печаль жизни в Томах, мольбы к друзьям помочь поэту и упреки в неверности. Особенно хороши семь писем к жене поэта.
  •          Сходное содержание имеют
  •        8. «Epistularum ex Ponto libri IV» («Понтийские послания»). Разница состоит только в том, что в последних в начале каждого письма стоит имя того друга, которому посылается письмо.
  •        9. «Ibis» — памфлет против одного римлянина, который своими речами публично позорил в Риме изгнанника О., изводил его жену своими предложениями и старался присвоить себе остатки его имущества. Одноименное произведение Каллимаха, в котором тот преследовал под этим именем Аполлония Родосского, послужило образцом для Овидия, когда он в преклонном возрасте писал эту элегию. В ней много учености и страстного ожесточения против неизвестного нам лица, в котором до сих пор тщетно пытались угадать кого-либо из известных поэтов.
  •        10. «Fastorum libri VI» («Календарь»). Поэт намеревался изложить этот календарь праздников в двенадцати книгах, соответственно числу месяцев, но работа, прерванная ссылкой, не могла быть закончена в Томах из-за недостатка необходимых пособий. Таким образом, после смерти поэта были изданы только 6 книг в том виде, в каком мы их имеем. Тут указываются важнейшие небесные явления, перечисляются праздники и объясняется их происхождение при помощи богатой сокровищницы мифов римского народа. Элегическая форма не вполне согласуется с повествовательным содержанием.
  •        11. «Halieutica» («О рыболовстве»), стихотворение о рыбах Черного моря; сохранился только незначительный отрывок.
  •          В сочинениях самого О. находятся указания на другие написанные им произведения. Таковы стихотворения по поводу свадьбы Фабия Максима, на смерть Мессалы Корвина, на триумф Тиберия, на смерть Августа. От них не сохранилось никаких следов, поскольку они, вероятно, были утрачены еще при жизни О.