Ниневия

    Нине́ви́я
  •          (лат. Nineve, Ninus, от ассир. Ninua).
  •        1. Кар-Тукульти-Нин-Урта — «Торговое пристанище царя Тукульты Нинурты», город близ Ашшура, построенный ок. 1225—1200 гг. до н. э. Основание этого города предание приписывает Нину и Семирамиде. В городе был построен грандиозный дворец — парадная резиденция Нина, в которой он принимал в качестве гостей даже самих богов (т. е. их статуи). Последний царь Сарданапал был побежден храбрым мидянином Арбаком и вавилонским наместником Белесисом. Во время их осады город понес значительный ущерб, но не был разрушен полностью. В Нимруде, в восьми часах езды от Мосула, Леярд обнаружил два дворца. Один из них принадлежит, очевидно, более отдаленному времени, и из него было взято много каменных плит, которые употребили для постройки другого здания, так как обтесанная сторона этих плит обращена к внутреннему пласту глины и они покрыты новыми картинами. Более древний дворец не был разрушен при завоевании, так как на нем нет следов пожара. В нем нашли огромное количество оружия, сосудов и различных изделий из бронзы и слоновой кости. Особенно замечателен найденный там обелиск из базальта в 7 футов вышиной, на котором находятся 20 рельефных изображений битв, осад и многих животных, особенно слонов, носорогов, верблюдов и обезьян: этот факт свидетельствует о том, что он сооружен в память индийского похода Семирамиды. Эти и другие изображения, найденные в горах Курдистана, ясно показывают, что духовное и светское искусство ассирийцев и вавилонян имело много общего и не было заимствовано из Индии и Египта, а также послужило основой для оригинального искусства персов.
  •        2. Один из знаменитейших городов древней Ассирии, расположенный на восточном берегу Тифа, против нынешнего Мосула, построенного из материала разрушенной Н. Ассирийский царь Синахериб решил по примеру своих предшественников переместиться в новую столицу. В 690—680 гг. до н. э. городок Ниневия был расширен и обустроен с величественной пышностью. Были воздвигнуты мощные укрепления, построен новый большой царский дворец, обновлены храмы. Для водоснабжения города и орошения окружавших его садов был сооружен акведук. Ашшурбанипал свез в Н. несметные богатства, статуи богов, многих пленников из Вавилонии, Финикии, Элама и других покоренных стран. В 612 г. до н. э. союзные войска вавилонян и мидийцев осаждали Н. три месяца, разрушили ее и ограбили. Так Киаксар положил конец ассирийской монархии и разрушил Ниневию. В последующих столетиях Н. больше не упоминается. Но в 330 г. до н. э. македонцы вывели в Н. колонию, которой эллинистические цари даровали статус полиса. Древний храм Набу был восстановлен. Город чеканил собственную монету, пользовался македонским календарем, управлялся выборными архонтами, стратегами и эпистатами. Даже после завоевания парфянами в городе осталось много эллинского населения, хотя Н. и переживала упадок. Страбон пишет о ней как об исчезнувшем городе. Как о городе древностей упоминают о ней Плиний, Тацит и Аммиан Марцеллин. Самые точные сведения об остатках этого некогда большого и могущественного города предоставили: Ботта, французский консул в Мосуле в 1843—1844 гг., англичанин Леярд в 1845—1850 гг., а также французский архитектор Плас, производивший раскопки вокруг Н. Позднее Н. исследовали Томпсон и Хатчинсон (1929—1930 гг.), Постидж (1960—1970 гг.). Ботта открыл возле деревни Корсабад огромный дворец в форме четырехугольника, пол которого устлан плитами из обожженного кирпича со множеством клинописных надписей. Под этим полом находится пласт мелкого песка толщиной в 6 дюймов, который лежит опять же на кирпичном полу. Стены покрыты тонкими мраморными плитами, испещренными барельефами и клинописью, пространство между плитами наполнено глинообразной землей. Каждая сторона этого четырехугольника имеет два главных входа, у которых находятся по два колоссальных быка с человеческими головами. Стенные картины имеют историческое и религиозное содержание: на них изображены походы, военные сцены, битвы, осады и т. п. Победители и побежденные отличаются между собой как чертами лиц, так и одеждой.