Навигация

    Навига́ция
  •          (греч. ναυτιλία, лат. navigatio, мореплавание).
  •     I. У греков, которые самой природой были направлены на морскую стихию, Н. с древнейших времен достигла высокой степени совершенства. Греческий корабль был сооружен и оснащен приблизительно следующим образом. Во всю длину корабля шел киль или днище судна (τρόπις), над которым находилось второе бревно, загнутое спереди кверху, т. н. килевая балка или штевень. На этой балке были закреплены ребра или шпангоуты, которые, будучи загнуты соответственно закруглению судна, доходили до верхнего края, спереди и сзади были длиннее, а в середине укорачивались. Поперек них лежали бортовые балки. Бока корабля состояли из ивовой плетенки, укрепленной в шпунтах; вся обшивка носила название τοίχος (борт). Особое внимание обращали на одинаково прочную постройку обеих сторон судна, которое, в случае обладания этим качеством, получало почетный эпитет амфиелисса (погоняемое веслами с обеих сторон).
  •          Для соединения ребер использовались бревна и гвозди. Над килевым бревном, в том месте, где стояла мачта, лежало гнездо (шпор), в которое опускали нижний конец грот-мачты; несколько повыше последняя проходила через более широкое бревно — истопеду. Над этим бревном между концами каждого ребра находились перекладины, служившие в то же время скамейками для гребцов в менее высокой средней части. Там же устраивалась и рубка. В передней и задней частях, почти у самых концов ребер, лежали выгнутые наружу поперечные балки, поддерживавшие доски палубы. Внутренность корабля (трюм) называлась антлос (ἄντλος), а передняя часть (нос), которая оканчивалась острием, служившим для более легкого хода корабля, — прора (πρῷρα). На носу некоторых кораблей сооружался бак. Обычно нос был выкрашен красной краской (отсюда эпитет корабля μιλτιπάρηος, краснощекий). У военных кораблей нос был снабжен тараном. Задняя часть (корма) была круглее и выше передней и снабжалась изогнутой, обычно покрытой украшениями оконечностью с палубной надстройкой (рубкой); это было место для руля и кормчего. Таким образом, весь корабль походил на находящуюся в последней четверти луну, что может служить объяснением эпитетов «изогнутый» и «дугообразный» (κορωνίς). Середина корабля не имела палубы. Нижняя часть судна заполнялась балластом, чаще всего поленьями или камнями. Корабль, очевидно, весь покрывался смолой, что объясняет эпитет «черный, темный».
  •          

    Нос греческого корабля (πρώρα).

  •          К рангоуту и такелажному оснащению принадлежали следующие части: грот-мачта, называемая «великой и могучей», вставлялась в гнездо (шпору) на киле судна и немного повыше поддерживалась поперечным бруском; в конце передней части палубы она возвышалась над кораблем. Во время швартовки мачту спускали и клали на приделанную к задней палубе большую вилку — истодоку; при отплытии ее снова поднимали. Наверху, поперек мачты и стеньг, устанавливались на подъемных блоках райны или реи, укрепленные при помощи каната из воловьей кожи или папируса, на которых находились паруса из белоснежного полотна. Корабль имел до трех прямых парусов, которые распускали при попутном ветре и сворачивали при встречном. Канаты укрепляли судно, мачту и парус; общее их название — ὅπλα (снаряжение), а если они предназначались только для удерживания корабля — πείσματα (причальные канаты). Πρυμνήσια назывались якорные канаты, которыми корабль сзади привязывался к береговым столбам и которые развязывались при отплытии; протонами (πρότονοι) назывались два больших каната, спускавшиеся с вершины мачты в обе стороны и предназначавшиеся для того, чтобы держать мачту и спускать или поднимать ее; epitonos назывался канат, которым рея прикреплялась к мачте; κάλος или βοεύς — канат, прикрепленный к концу рей и спускавшийся оттуда по находившемуся у мачты блоку на палубу; ὑπερη — рейный канат, соединявший непосредственно концы реи с бортами судна, посредством которого можно было поворачивать парус на рее; νόδες — прикрепленные к борту корабля и находившиеся на нижних концах паруса канаты, служившие для того, чтобы придавать парусу надлежащее положение относительно ветра. Руль носил название πηδάλιον от пера рулевого весла (gubernaculum). Он находился на задней части судна, позже на том же месте, где и теперь, раньше же ближе к задней части корабля; большие суда имели с каждой стороны по рулю, почему это слово обычно и употребляется во множественном числе (gubernaculum, gubernacula). Верхняя часть, рукоятка (ansa), немного возвышалась над бортом, а нижняя — широкая оконечность, полость, — рассекала волны. Место на задней части палубы, где стоял рулевой (κυβερνήτης, gubernator), было покрыто деревянной крышей. Иногда у кормчего в передней части корабля был помощник, который именовался по названию последней (рrоrа) проретом (proreta). Так как обязанностью кормчего было общее управление судном — как веслами, так и при помощи паруса, то он должен был знать берега, моря, звезды, ветры и т. п. Под его начальством находился т. н. келеист или павсарий (κελευστής, hortator или pausarius), который регулировал равномерность весельных ударов или с помощью крика, или же отбивая ритм молотком (portisculus), почему его часто называли портискулом. Иногда гребля производилась под звуки флейты или же сопровождалась пением самих гребцов (cantus nauticus).
  •          

    Корма греческого корабля (πρύμνη).

  •          Весло, это «крыло корабля», называлось ἐρετμός; ручка же его обозначалась словом πηδόν. Весла напоминали по форме лопату, делались из ели и прикреплялись ремнями к колышку; иногда же ремень (τρόπος), огибавший весло, вешался на колышек. Багор, которым отталкивали корабль от берега, назывался κοντός; тогда еще не знали железных якорей и заменяли их каменными, которые спускали спереди на канатах на дно. Материалом, из которого строился корабль, чаще всего были ели, реже — тополя или ольха. Орудиями при обработке материала служили плотничий топор, ручной топорик, бурав. Для соединения и прилаживания бревен использовался отвес, а для их украшения — деревянные гвозди. Полностью оснащенный военный корабль состоял из передней (πρῷρα) и задней (πρύμνη) части, которая заканчивалась возвышением в виде украшенного резьбой простого изгиба или же в форме листа либо пера (aplustre). К нему были приделаны в качестве украшения изображения богов или героев, дававшие имя кораблю и обозначавшие место его постройки, тогда как вырезанный на дереве символ (παράσημον) всегда находился в передней части. Украшенная изображениями массивная передняя оконечность называлась «акростолия» (ἀκροστόλια) или «хениск» (χηνίσκος, от χήν, гусь), так как она нередко имела форму гусиной шеи, что довольно часто встречалось и на заднем конце судна. Крайние части и кузов (testudo) корабля покрывались палубой (tabulatum). Кроме остова, корабль имел еще металлический нос (ἔμβολος, rostrum), над ним — деревянную часть (προεμβόλιον), глаза, т. е. отверстия на обеих сторонах передней части (ὀφθαλμοί), борт или верхний край (τράφηξ), скамейки для гребцов и пол палубы. Из оснащения там находились все принадлежности гребли, два руля, две лестницы, несколько багров для отталкивания или отодвигания корабля и для измерения глубины, подпорки для укрепления мачты, сама мачта с оконечностью (топ) и реи (antennae). К подвесным принадлежностям следует отнести окружавшие корабль снаружи с одного конца до другого канаты (tormenta), паруса, большие и мелкие канаты такелажа, ремни у реи, боковые полости палубы, служившие зашитой против метательных снарядов и волн, и, наконец, якорь (аnсоrа). Линейные корабли имели по 10, а иногда и по 15 гребцов с каждого борта. Известно упоминание о двадцативесельном судне. Самыми распространенными судами этого рода были в более раннее время пентиконтеры, а позже триремы. Еще до Саламинской битвы начали строить корабли с несколькими рядами весел (fori transtra), а именно с 2, 3, 4 и 5, причем верхние ряды должны были быть снабжены более длинными и более тяжелыми веслами. Самыми распространенными кораблями все-таки оставались триремы (см. рис. с изображением биремы); корабли же большего размера с 4 и 5 рядами весел строили карфагеняне, сицилийские тираны и римляне. По Полибию, римские пентеры во время 1-й Пунической войны имели по 300 гребцов и по 120 морских солдат; в царствование Калигулы мы находим на них уже 400 гребцов, а царь Лисимах выставил даже октеру с 1600 гребцами. Александр Великий обладал судами с двенадцатью рядами весел, Деметрий Полиоркет — с пятнадцатью, Птолемей Филадельф — с тридцатью. Птолемей Филопатор, наконец, выстроил даже тессораконтеру с 4 тыс. гребцов, если только возможно такое возвышение скамеек гребцов; но это был исключительно парадный корабль, который нельзя было успешно применять на войне.
  •          

    Греческие линейные корабли (πεντηκόντοροι, τριήρεμ).

  •          Экипаж военных кораблей состоял из матросов (ναύται) и морских солдат (ἐπιβάται, classiarii, socii navales). Во главе каждого ряда гребцов стоял т. н. пентиконтарх; келевст (pausarius, hortator) обозначал такт весельных ударов криком, а триеравл при помощи флейты. Нижний ряд гребцов назывался «таламос» (θάλαμος), откуда название «таламиты» или «таламии», средний — «ксина» (ξυνά), откуда ксинии или ксиниты, а верхний — трам (θράμος), откуда траниты. В задней части судна возвышалось место рулевого (κυβερνήτης), который управлял ходом корабля при помощи двух больших лопатообразных весел, тогда как его ближайший подчиненный (πρῷρεύς) следил с носа за небом и волнами, а подчиненные этого последнего следили за работой экипажа и управляли греблей при помощи сигналов. Командир корабля назывался навархом или столархом, а иногда и стратегом, у римлян же — magister navis или триерархом.
  •          

    Греческая бирема (πρύμνη). Α. — Πρώρα, рrоrа; B. — Ὀφθαλμός, oculus; C. — Ἔμβολος, rostrum; D. — Χηνίσχος; Ε. — Πρύυινη, puppis; F. — Ἄφλαστον, aplustre; g. — Τράφηξ; Η. — Κῶπαι, remi; I. — Πηδάλιον, gubernaculum; Κ. — Ἱστός, malus; L. — Ἱστίον, yelum; m. — Κεραία, antenna; Ν. — Ἀκροχέραιαι, cornua; o. — Κεροῦχοι; P. — Καρχήσιον; Q. — Κάλοι, καλῴδια; R. — Πρότονος; S. — Πόδες, pedes; Τ. — Ὑπεροι, opifera.

  •          Римляне осознали всю важность флота только во время 2-й Самнитской войны (311 г. до н. э.), когда они сочли необходимым избрать морских дуумвиров (duumviri navales), ведавших постройкой и оснащением кораблей. Их линейные корабли в общих чертах были устроены точно так же, как греческие. Военные суда (naves longae, реже militares) были продолговаты и заострены, чтобы легче идти под парусом. Они приводились в движение главным образом веслами, хотя были в употреблении и паруса. Быстроходные корабли (naves actuariae) представляли собой более легкие суда для быстрых маневров, напр. для рекогносцировок и т. п.; эти корабли служили также для переправы солдат (стратиотиды, гоплитагоги) или лошадей (гиппиги, гиппагоги). Среди них особенно выделялись быстрые либурнские яхты (naves Liburnicae, см. Либурны). Трудно сказать, относятся ли они к тому же типу кораблей, что и naves rostratae, или нет. Преторианскими (naves рrаеtoriae) назывались адмиральские корабли, обычно имевшие знаком отличия (insigne) пурпуровый флаг. N. speculatoriae (разведывательными) были сторожевые или вестовые суда, служившие для того, чтобы наблюдать за движениями неприятеля или осматривать прибрежные местности. Транспортные, купеческие корабли и те, на которых привозился хлеб, назывались n. onerariae, mercatoriae. Они имели просторный большой кузов и почти круглую форму (στρογγύλαι, frumentariae). N. orariae назывались каботажные суда, на которых не пускались в открытое море; n. tabellariae с прикрепленным к верху мачты маленьким парусом были пакетботы и почтовые суда для передачи известий. Меньшие и более легкие суда, служившие только для развлечения, назывались κέλητες (яхта), ἀκάτια (ладья), σκάφη (челнок), целер (celoces или celer, фелюга), лемб (lemboi), phaselis. Снабженные палубой корабли назывались «катафракты» (constratae), а без нее — «афракты» (apertae).
  •          

    Греческое транспортное судно (navis oneraria, πλοἲον).

  •          Самые первые корабли обозначались словами naves sutiles (плетеные). Они были сплетены из тонких прутьев, обшитых кожей, как, напр., у британцев. Верфи назывались navalia (castra); каждая из них состояла из собственно верфи, как места постройки кораблей (ναυπήγιον), и доков. В Риме существовали две верфи, Старая и Новая (vetera и nova), сооруженные еще в древние времена для строительства судов.