Молитва

    Моли́тва
  •          (греч. εὐχύ, лат. preces), обращение верующего к божеству. М., основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, обращалась или к известным божествам, в особенной власти и под особым покровительством которых состоял молящийся, или ко всем богам в совокупности. Это делалось для того, чтобы испросить помощь богов в отдельном случае, а также чтобы воздать им похвалу и благодарность за оказанные благодеяния или же чтобы вообще выразить признание зависимости человека от воли богов. Верного ручательства за успех М. не существовало, хотя М. людей, отличающихся благочестием, у греков и римлян считалась в высшей степени действенной (см. Эак). Язычники в М. никогда не находили того утешения, которое у христиан основано на вере в милосердную любовь Божью, явленную в Его Сыне; смирение греков и римлян главным образом проистекало из представления о могуществе богов. У Гомера встречаются большей частью М., испрашивающие известную милость в данном случае. Такая М. имеет определенную неизменяемую форму; за обращением к божеству обычно следует просьба с указанием причин, почему молящиеся считают себя вправе требовать ее исполнения, причем ссылались на прежде оказанную помощь и принесенные дары и т. п. Перед М. производили омовения как символ духовного очищения; во время М. поднимали руки. Если обращались с М. к морским божествам, то руки простирали по направлению к морю, если же к одному из подземных богов — то по направлению к земле. В храме обращались к алтарю и к изображению божества, обнимали алтарь и становились на колени. Платон говорит, что всякое предприятие должно начинаться с обращения к богам и что для добродетельного человека нет ничего лучше, как чтить богов жертвоприношениями и сохранять с ними постоянную связь посредством М. и обетов. Как правило, обращались к трем богам одновременно. Римляне обычно закрывались во время М., поднимая тогу в виде покрывала через затылок; по греческому обряду творили М. и совершали жертвоприношения, не покрывая головы. Греки и римляне освящали свои общественные дела религиозными обрядами. Так, напр., греки открывали свои политические собрания, военные действия, игры, театральные представления и т. п. молитвой к Зевсу Нечто подобное совершалось и римлянами перед началом комиций, заседаний сената, народных переписей и т. д.
  •          Особым видом М. было проклятие (dirae, exsecrationes), которое произносилось или отдельным лицом, потерпевшим лично глубокое оскорбление (Эдип проклинает своих сыновей), или официально, от имени государства, через жрецов, против преступников (Алкивиад). При этом умоляли богов, в основном подземных, погубить своих недоброжелателей. В Афинах жрецы, произнося торжественное проклятие, обращались на запад и размахивали багряными одеяниями в воздухе. Римляне проклинали осаждаемый город, предварительно вызвав из него богов (evocare).