Лаокоон

    Лаокоо́н
  •          (греч. Λαοκόων), в греч. мифологии сын Антенора или Акоета, жрец Аполлона в Трое, один из героев послегомеровских сказаний. По эпосу Арктина «Ἰλίου πέροτς» (краткое изложение которого помещено в хрестоматии Прокла) выходит, что в то время, когда греки, оставив деревянного коня, ушли от Трои и троянцы жертвоприношениями и пирами праздновали освобождение от бедствий войны, Л. (или, правильнее, Лаокоонт) был вместе с одним из своих сыновей удушен двумя внезапно появившимися змеями. Это наказание было послано на него за то, что он оскорбил Аполлона и затем при жертвоприношении Посейдону действовал в качестве жреца. Это знамение побудило Энея оставить Трою и удалиться на Иду. Софокл написал трагедию «Лаокоон» (ныне утраченную), в которой Л. называется братом Анхиса. У Софокла его вместе с обоими сыновьями умерщвляют змеи во время жертвоприношения Посейдону на морском берегу за то, что он, будучи жрецом Аполлона, женился против его воли. Вергилий рассказывает об этом, несколько отступая от греческих источников. Не упоминая об Аполлоне и Энее, он представляет нам историю Л. в следующем виде: Л. более всех возражает против намерения троянцев ввести деревянного коня в город и посвятить его Афине и, чтобы испытать, не скрывается ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. Затем, когда он на морском берегу приносил быка в жертву Посейдону, из Тенедоса по морю подплыли две огромные змеи, которые задушили его вместе с обоими его сыновьями и скрылись в акрополе под статуей Афины. В этом чуде троянцы увидели подтверждение слов Синона (см. Синон) о священном назначении коня служить очистительной жертвой за оскорбление греками святыни Афины и приняли решение ввести его в город, за чем вскоре последовала гибель Трои.
  •          Смерть Л. и обоих его сыновей изображается в сохранившейся скульптурной группе, найденной в 1506 г. в Риме и находящейся ныне в Бельведере Ватиканского дворца. Это знаменитое произведение изваяно родосцами Агесандром, Полидором и Афенодором, время жизни которых неизвестно. Одни исследователи относят эту скульптурную группу ко временам Александра Великого, а другие — ко временам Римской империи или ко времени процветания родосской школы в царствование диадохов (250—200 гг. до н. э.). Вышеназванные родосские художники стараются поразить своей виртуозностью, показать свои анатомические познания и произвести общий эффект. «Л.» — чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познаниях при исполнении деталей, но, вместе с тем, — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и, сравнительно с произведениями прежнего времени, отличающееся до некоторой степени театральным характером. В то же время в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрениям античного мира и насколько это допускала техника ваятельного искусства. Группа сохранилась почти в целости. Дополнены только правая рука отца и младшего сына, а также правая рука старшего сына и некоторые части в змеях. Эти дополнения, однако, сделаны без строгого согласия с остальной группировкой и с положением тела; так, напр., необходимо, чтобы правая рука у Л. более наклонялась к левому плечу.