Комедия

    Коме́дия
  •          (греч. κωμῶδία, от κῶμος и ὠδή, веселая песня). Аттическая К. имела сходное с трагедией происхождение. В праздники Диониса, особенно при сборе винограда, виноградари и поселяне собирались для чествования Диониса. Это собрание было добровольным (неофициальным) и довольно опосредованно относилось к самому культу. Возможно, с древних времен из такого собрания выделялся хор из 24 человек, который действовал как бы от лица празднующей, воодушевленной действием вина общины, которая в силу свободы, подобающей празднующим, пользовалась правом на всякого рода шутки и насмешки. Веселые, вольные песни, исполненные острот и насмешек, составляли главную часть этого празднования, причем часто собравшиеся позволяли себе и другого рода забавы, напр. дразнили проходивших мимо. Наградой за песни служил мех, наполненный вином. Из этих праздничных обычаев и шуток в Греции и возникла К., которая постепенно развилась в особый вид драматической поэзии. Основателем аттической К. считается некий Сусарион, живший ок. 580 г. до н. э. Впрочем, имеются сведения, что К. еще раньше существовала в Мегарах, жители которых славились своей необузданной веселостью и насмешливостью. Развитию К. в Мегарах могло способствовать и существовавшее там некоторое время весьма независимое государственное устройство. Но если К. и достигла у мегарян некоторой степени развития, по всей вероятности, она недалеко ушла там от импровизированных шуток и фарсов. Впрочем, сведения о мегарской комедии крайне скудны и малодостоверны. Дорическая К. получила развитие и в Сицилии. Особенно преуспел на этом поприще Эпихарм (см. Эпихарм), который брал сюжеты для своих К. из мифологии. Его хвалят за изобретательность в композиции и за умение придумать веселые мотивы и поразительные контрасты.
  •          В Афинах К. начала развиваться из вышеупомянутых мегарских фарсов только со времен Персидских войн. Самые ранние попытки в этой области приписываются Хиониду. В истории художественной К. обычно различают три периода:
  •        1. Древняя К., процветавшая до подчинения Афин власти Тридцати тиранов (404 г. до н. э.). Самыми выдающимися поэтами этого периода, которых известно около сорока, были Кратин, Кратес, Эвполид, Ферекрат, Фриних и особенно Аристофан. До нас дошли полностью 11 драм Аристофана, по которым можно узнать сущность и особенности этого рода К. Всякая слабость, всякий нравственный порок, всякая политическая нелепость и всякая вредная черта в отношении даже самых почтеннейших и влиятельных лиц предавались в этой К. безжалостному осмеянию. Она не щадила самих богов и героев, делая предметом карикатурного изображения и самого вольного осмеяния слабости и пороки, которыми наделило их народное верование. Честолюбивых, но неискусных полководцев, беспокойных и наглых демагогов, смешных философов и вредных софистов, поэтов и ораторов — всех она выводила под их собственными именами, воспроизводя даже наружность каждого с помощью масок, специально изготовлявшихся для нового представления. Она не давала пощады никому, кто казался заслуживающим бича насмешки. При этом, конечно, изображение имело карикатурный характер. В ней были нередки низкие образы и сравнения, сальные шутки и выражения. К. Аристофана имеет вполне общественный характер; она касается всех сторон как политической, так и частной жизни и беспощадно выводит их на всеобщее осмеяние. Таким образом, древняя К. как бы исполняла роль политической цензуры и выражала с неограниченной свободой общественное мнение. Каждая из пьес этой К. изображает всю жизнь государства в совокупности в какой-нибудь отдельный, но важный ее момент, как бы отражающий в себе общее ее состояние. Естественно, что весь объем своей критической задачи она осознала лишь с течением времени. Для своего развития К. должна иметь перед собой современность, исполненную движения и противоречий, так как она живет современностью и на нее воздействует. А эти условия появились в Афинах в особенности во времена охлократии, которая дала комикам обильный неисчерпаемый материал для их представлений. Охлократия за сравнительно короткое время полностью потрясла прежние, преданием освященные основы жизни аттического общества. Делу разрушения способствовали не только демагоги, но и фанатичные жрецы безверия и местных или азиатских суеверий, люди науки и представители софистического образования. Это разложение государства и общества древняя К. сделала предметом своих изображений. Поэтому она неустанно бичует превратную политику и анархию в государстве, недальновидность государственных деятелей, несправедливость постановлений народного собрания и судов, разрушение связующих общество основ религии и воспитания, а также уничтожение сословных различий и легкость, с которой получали гражданские права и достигали влияния люди, аттическое происхождение которых было более или менее сомнительным. К. идеализирует людей и их деяния с позиции, противоположной трагедии, т. е. преувеличивает все дурное и низкое. Тогда как трагедия стремилась к гармоническому единству, К. долго сохраняла следы своего происхождения из праздничного, никаким законам не подчиняющегося импровизированного разгульного фарса. Она допускала в своей композиции самые резкие противоречия, нисколько не опасаясь нарушений законов единства времени, места или последовательности в развитии действия и характеров. Напротив, она намеренно использовала эти нарушения, превратив их в особые приемы шутки. Как в области характеристик древняя К. далека от рабски точного воспроизведения действительности и постоянно дает карикатуры, так в устройстве сюжета она нимало не заботится о правдоподобии: ее действие имеет чисто фантастический характер. Непристойность шуток и изображений, которая поражает читателя в произведениях древней К., объясняется не только отличием современных понятий о приличиях от понятий древних, но еще и тем, что древняя К. развилась из разгульно-веселых обрядов праздника Диониса. Такой праздник был своего рода карнавалом, участники которого давали полную волю проявлениям чувственной стороны человеческой природы. При этом нужно заметить, что у древних комиков непристойные шутки и остроты очень часто возникают не из пустого желания посмешить публику, а служат серьезной нравственной цели бичевания порока и глупости. Язык древней К. — чистейший аттицизм как в диалоге, так, по большей части, и в песнях хора, которые также свойственны этому периоду К., как и трагедии. Хор состоял из 24 лиц, которые часто разделялись на два полухора. Пляска комического хора называлась кордаксом и состояла из разнообразных, иногда даже непристойных движений и прыжков. Особенность хоровой лирической части древней К. составляла т. н. парабаса. Это было нечто вроде интермеццо, которое, строго говоря, находилось в противоречии с требованиями драматического искусства, так как уничтожало иллюзию и прерывало действие для того, чтобы дать возможность поэту объясниться с публикой. После того как изложение сюжета (экспозиция) заканчивалось и тема была достаточно выяснена, наступала пауза в диалоге. Тогда хор, который до того времени стоял лицом к сцене, принимая участие в совершающемся на ней действии, поворачивался в орхестре лицом к зрителям и в этом положении высказывал пожелания и жалобы поэта, выставлял на вид его заслуги и т. п. В то же время он прославлял богов родной земли, осуждал недостатки общественной жизни и деятельность государственных лиц. В древнейшем периоде таких парабас было обычно по две в каждой песне: вторая, как и первая, вставлялась после завершения какого-либо значительного раздела драматического действия. Являясь отступлением от, собственно, поэтических целей пьесы в сторону интересов действительности, они служили чем-то вроде программы комика, от лица которого в этом случае обыкновенно говорил корифей. Представления происходили в праздники Леней и городских Дионисий и имели форму состязаний, на которые в лучшие времена допускалось по 3 поэта, позже по 5. О костюмах древней комедии см. Театральные представления.
  •        2. Средняя К. составляет, собственно, переход от древней к новой К. Прежнее прямое, ничем не прикрываемое осмеяние политических деятелей почти прекратилось. Их место заняли философы, поэты, особенно трагические, и типы обыденной жизни: ремесленники, крестьяне, солдаты, параситы, гетеры и т. п. Уменьшился также внешний блеск обстановки К., почти полностью исчезли партии хора. Зато больше, чем прежде, стали обращать внимание на разработку плана К., с большим искусством стали устраивать завязку и осложнять действие; появилось и большее разнообразие лиц. Язык приблизился к обычной разговорной речи, но по-прежнему отличался чистотой и изяществом. Представителями этого рода К. были Аристофан, как автор комедии «Плутос», а также Эвбул, Анаксандрид, Антифан и Алексид.
  •        3. Новая К. была еще умереннее и приличнее; ее композиция стала еще более отточенной. Политическая и общественная жизнь окончательно исчезли со сцены; появилась К. характеров. Здесь действие подчинялось единству строго обдуманного плана, последовательно развиваясь от начала до конца. Переход от завязки к развязке осуществлялся так, что внимание зрителя постоянно оставалось в напряжении. Искусство состояло в том, чтобы изобразить характер верно, в соответствии с действительностью, строго провести его и при этом соблюсти единство всех действий связующего плана. Главными авторами в этом виде поэзии были Менандр (самый знаменитый из всех), Филиппид, Посидипп, Филемон, Дифил и Аполлодор. Характеры и тины, чаще всего выводимые этими поэтами, практически те же самые, что и у их подражателей — Плавта и Теренция: leno periurus (бессовестный сводник), amator fervidus (пылкий любовник), servulus callidus (хитрый молодой раб), arnica illudens (неверная любовница), sodalis opitulator (сообщник), miles proeliator (солдат), parasitus edax (прожорливый прихлебатель), parentes tenaces (скупые родители), meretices procaces (развратные блудницы). Хор в таких К. появлялся, вероятно, еще реже, чем в средней К.
  •          

    Сцена из греческой комедии. Зевс и Гермес в образе служителей под окнами Алкмены.

  •          У римлян первые публичные сценические спектакли состоялись в 363 г. до н. э. по поводу разразившейся в то время эпидемии, так как наряду с другими средствами к умилостивлению гнева богов прибегли и к сценическим играм (ludi scaenici). Для этой цели призвали актеров из Этрурии, которые исполняли нечто вроде мимической пляски без слов; ее-то прежде всего римляне и ввели у себя. В 241 г. до н. э. Ливий Андроник (см. Ливии), вольноотпущенник из греков, сочинил, подражая греческим образцам, первую пьесу, имевшую определенный план, и исполнил ее под аккомпанемент флейтиста. При представлении подобных пьес в антрактах или в конце спектакля римская молодежь разыгрывала шутки и забавные сцены, которые издавна служили увеселением у римского и других италийских народов. Позже место этих шуток в качестве дивертисмента заняли ателланы. Древнейшая художественная К. римлян была подражанием новейшей греческой. Плавт и Теренций, по произведениям которых мы судим о римской К., проявляют, впрочем, некоторую самостоятельность в отношениях к своим греческим образцам, но все же не отступают далеко от них. Невий попытался ввести приемы древней греческой К., смело нападая на могущественнейших римлян, своих современников, но поплатился за эту попытку заключением в тюрьму и не нашел себе подражателей. Свои сюжеты римская К. постоянно берет из области личных отношений между людьми и семейной жизни; общественного и политического характера она никогда не имела. Она была слишком низко поставлена в государстве и в общественной жизни и никогда не была государственным учреждением, как в Афинах. Интерес зрителей она старалась поддерживать искусной интригой, сюжетом которой обычно служили свадьба или прием узнавания, состоявший в том, например, что лица, считавшие себя совершенно чужими людьми, оказывались ближайшими родственниками, девушка, считавшаяся рабыней, оказывалась свободной гражданкой и т. п. Эта К. располагала сравнительно небольшим запасом типажей, повторяя их с небольшими изменениями в разных пьесах, повторяя при этом и сами способы характеристики. Римская К. слагалась из следующих составных частей: пролога (prologus), нечто вроде предисловия, которое обычно сообщало о содержании пьесы и рекомендовало ее вниманию публики, диалога (diverbium, т. е. duiverbium) и т. н. кантика (canticum), под которым прежде неверно понимали только монологи. Позднейшие исследования, основанные на том факте, что в рукописях комиков переписчики при отдельных сценах ставили знаки DV и С как сокращения вместо diverbium и canticum, показали, что число кантик гораздо больше, чем полагали прежде, так как в их числе кроме монодий (или соло) оказываются еще и перемежающиеся (т. е. исполняемые попеременно двумя лицами) песни и даже партии, исполнявшиеся при помощи пения и под аккомпанемент музыки, которые берут перевес над диалогом. В этом обнаруживается значительное отступление от греческих К. Хора римская К. не имела. К., следовавшая греческим образцам и представлявшая греческую жизнь и греческие нравы, называлась паллиатой (fabulae palliata, от названия греческого плаща pallium). К., в которых изображались римская жизнь и римские нравы и действующие лица являлись в римской одежде, назывались тогатами (fabula togatae, от названия римской одежды тоги). Самыми замечательными авторами К. первого рода (f. pall.) были Невий, Плавт, Энний, Атилий, Стаций Цецилий и Теренций; К. второго рода (f. tog.) — Титиний, Квинтий Атта и особенно Л. Афраний. О костюмах актеров см. Театральные представления.