Еврипид

    Еврипи́д
  •          (греч. Εὐριπίδης), младший из троих знаменитейших греческих трагедийных поэтов, драмы которых частично уцелели до наших дней. Как гласит предание, Е. родился в 485/84 или 480 г. до н. э. на острове Саламине вдень знаменитой морской битвы. Его родители бежали из Афин при приближении персидского войска и вместе со многими жителями искали убежища на Саламине. Отцом его был Мнесарх, по преданию, мелкий торговец или шинкарь. Мать Е. звалась Клейтоной и, как говорят, торговала овощами. Отец Е. располагал некоторыми материальными средствами, о чем можно судить по тому тщательному воспитанию, которое он дал своему сыну. Молодой Е. усердно упражнялся в гимнастических искусствах, чтобы подготовиться к играм, и ему даже приписывают победу, одержанную, вероятно, на Панафинеях, вследствие которой он якобы получил приз. Кроме того, его называют в числе тех мальчиков, которые на Фаргелиях подавали вино праздничным плясунам; такой чести удостаивались только сыновья благородных местных фамилий. Говорят, что он также занимался и живописью. Одну из его картин показывали впоследствии в Мегарах. Все вышесказанное, если оно не вымышлено, относится к детству и к самой ранней юности поэта. По достижении юношеского возраста он сблизился с Анаксагором, который в то время с большим успехом читал лекции в Афинах, и впоследствии слушал софистов Продика и Протагора, а с Сократом вступил в тесную дружбу, продолжавшуюся всю его жизнь. В трагедиях Е. заметны неоспоримые следы философского направления, полученного от Анаксагора. Они доказывают также, что поэт был восприимчив к риторическим уловкам софистов, которые он с успехом применял в своих трагедиях. Время своей юности Е. главным образом посвятил этим философским занятиям. Об участии его в общественных делах, о домогательстве должностей, одним словом, о политических стремлениях Е. мы не имеем никаких сведений. Известно, что на образ жизни и характер Е. большое влияние оказало близкое знакомство с Анаксагором. Он был угрюм, мрачен и необщителен. О его уединенной жизни и о его исключительном интересе к наукам говорят сведения о его значительной библиотеке. Причину ненависти к женскому полу, в которой его часто упрекали и которая будто бы проглядывает в некоторых его трагедиях, особенно в «Ипполите», трудно определить: был ли тому причиной угрюмый характер поэта или же его домашние и супружеские отношения — неизвестно. Во всяком случае, ясно то, что он тщательно изучил характер женщин, вследствие чего женщины в его пьесах описываются как с выгодной, так и с невыгодной стороны. Е. был вначале женат на дочери Мнесилоха Хойрине или Хойриле, от которой у него было трое сыновей. Старший, Мнесархид, стал купцом, средний — Мнесилох — актером, а третий, носивший имя отца, Е., после его смерти поставил на сцене некоторые из отцовских трагедий. Жена Е., однако, изменила ему, и он развелся с ней. После этого он женился на Мелитое, которая оказалась не лучше первой и сама его бросила. Время, когда Е. начал свою драматическую деятельность, точно не известно. По одному, весьма вероятному сведению, он начал писать на 26-м году жизни, по другим же известиям — еще на 18-м. К этому дебюту принадлежали «Пелиады», ныне потерянная пьеса. С этих пор Е. вместе с другими современными ему трагиками посвятил свою деятельность исключительно театру. Большая часть его биографов приписывает ему 92 пьесы, среди которых 8 сатирических драм. Варрон называет лишь 75, а александрийцы упоминают о 78 пьесах, из которых три считались подложными. Таким образом, выходит, что и александрийцы приписывали ему только 75 драм. Известно ок. 80 заглавий. Е. одержал победу только 4 раза. Лишь относительно немногих пьес в точности известно, когда они были сыграны на сцене. Большое число драм Е., в сравнении с немногими, выпавшими ему на долю победами и призами, доказывает, с каким постоянством поэт продолжал избранный им путь, не обращая внимания на оппозицию комиков и неблагоприятные решения присуждавших призы. О том, что его произведения были очень распространены и популярны в народе, свидетельствует предание, согласно которому многие попавшие в плен в Сицилии афиняне обязаны были своим спасением и пропитанием знанию трагедий Е., стихи из которых они декламировали жителям названного острова и тем самым трогали и восхищали их. Уже в весьма преклонных летах, а именно после представления на сцене его трагедии «Орест» (408 г. до н. э.), Е. удалился из Афин. Он отправился в Магнесию, где его приняли как общественного гостя. Маловероятно предположение, что причиной его выселения были неприятные домашние обстоятельства и беспрерывные насмешки комиков. Вскоре после этого он отправился в Пеллу в Македонии ко двору царя Архелая, где он, пользуясь большим почетом, вместе с трагиком Агафоном, композитором Тимофеем и живописцем Зевксисом провел последние два года своей жизни. Он умер ок. 406 г. до н. э., будучи смертельно ранен охотничьими собаками, как гласит одно очень маловероятное предание. Е. как поэт неустанно следовал духу своего времени. Прежняя трагедия была им низведена к голой истине действительной жизни. Он изображал людей своего времени такими, какими они были в действительности. При этом он показывал на сцене результаты и правила тогдашней философии и пускал в ход диалектику софистов. Длинные рассказы в характерных для него прологах, равно как и часто встречающаяся развязка при помощи появления какого-нибудь бога — так называемого «бога из машины» (deus ex machina), — доказывают, что драматическое действие и его естественное развитие для Е. были второстепенными моментами. Хоровые песни уже не находятся в тесной связи с действием и действующими лицами, как у Эсхила и Софокла. Песни эти являются у него скорее чем-то привычным, от чего нельзя отказаться, хотя оно само по себе не представляется необходимым. Зато Е. отличается знанием человеческого сердца и его страстей. Трогать и возбуждать сострадание — для него главная цель, почему древние и называют его «трагикотатом». Будучи приверженцем Анаксагора, он часто находится в разногласии с народными верованиями и с содержанием мифов в том отношении, что либо отвергает их, признавая неверными, либо же представляет благородные характеры и поступки мелочными и обыкновенными. Аристофан видит в нем яркого представителя новейшего направления в трагедии и поэтому осмеивает преимущественно его, главным образом, в «Лягушках». Аристофан представил его как поэта и орудие охлократии и дал таким образом мерило для оценки Е., на которое в позднейшее время обратили недостаточно внимания его безусловные поклонники и порицатели. Сохранилось 18 трагедий и одна сатирическая драма Ε.
  •        1. «Гекуба», поставленная на сцене до 423 г. Ее содержание — очистительная жертва Поликсены на могиле Ахилла и месть Гекубы Полиместору, убийце Полидора.
  •        2. «Орест», поставленная в 408 г.; одна из самых слабых трагедий Е. Орест обвиняется Тиндаром в матереубийстве. Менелай, к которому Орест обращается за помощью и содействием, отказывает ему в этом. Тогда Орест решается убить Елену, для того чтобы отомстить за себя. Однако Аполлон спасает Елену, и дело кончается двойной свадьбой между Орестом и Гермионой и Пиладом и Электрой. Трагедия имеет много сходства с «Алкестидой» и была, вероятно, написана для той же цели.
  •        3. «Финикиянки», озаглавленные по хору финикийских дев. Содержание: смерть враждующих братьев — Этеокла и Полиника. Это одна из последних трагедий, поставленных Е. на афинской сцене, но она, без сомнения, не принадлежит к числу последних по своим достоинствам.
  •        4. «Медея» (431 г.). Содержание: месть Медеи своему супругу Ясону, собирающемуся жениться на дочери коринфского царя Креонта. Медея убивает невесту и своих собственных детей, а затем спасается бегством на запряженной драконами колеснице, следуя в Афины к Эгею.
  •        5. «Ипполит», представленная в 428 г. и удостоенная первого приза. Трагедия эта изображает любовь Федры, супруги Тесея, к своему пасынку Ипполиту. Федра, не будучи в состоянии перенести позора и унижения со стороны отвергнувшего ее пасынка, умирает, но предварительно клевещет на сына отцу, который проклинает Ипполита и делается причиной его смерти. В конце концов о невинности юноши узнают благодаря помощи Артемиды. Тем же самым сюжетом поэт воспользовался раньше в утерянной трагедии «Отвергнутый Ипполит». «Медея» и «Ипполит» — лучшие из уцелевших трагедий Е. Они показывают драматический талант поэта во всем совершенстве и блеске.
  •        6. «Алкестида» (438 г.), в хронологическом порядке первая из уцелевших трагедий. Алкестида, чтобы продлить жизнь своего супруга Адмета, добровольно предает себя смерти; Геракл, будучи прежде гостеприимно принят Адметом, приводит ее назад из подземного царства. Пьеса походит скорее на новейшую драму, чем на древнюю трагедию, и отличается, особенно в конце, комическим характером. Она была играна на 4-м месте тетралогии вместо сатирической драмы, чем и объясняется ее характер.
  •        7. «Андромаха», написанная после 420 г. Содержание: смерть Неоптолема, женившегося после взятия Трои вначале на вдове Гектора Андромахе, а потом на дочери Менелая Гермионе, невесте Ореста. Разгневанный Орест велит убить Неоптолема и уводит свою невесту в Спарту.
  •        8. «Гикетид», представленная, вероятно, ок. 420 г. до н. э. Содержание: матери павших под Фивами семи героев отправляются вместе с аргосским царем Адрастом к Тесею в Элевсин и просят его принудить Креонта выдать трупы. Тесей привозит трупы в Элевсин, где их и сжигают. Адраст обещает, что аргивяне никогда не будут сражаться против афинян. В этой трагедии встречаются разные политические намеки на борьбу афинян с беотийцами после битвы при Делии.
  •        9. «Ифигения в Авлиде», как и «Вакханки», поставленная на сцене лишь после смерти поэта. Ифигению, в качестве жертвы обреченную на смерть, спасает от гибели сама Артемида, которая подкладывает лань и увозит Ифигению в качестве своей жрицы в Тавриду. Конец этой отличной драмы подложен.
  •        10. «Ифигения в Тавриде». Орест с Пиладом по приказанию Аполлона приходят в Тавриду к царю Фоанту за изображением Артемиды. Орест, попавший в плен, по местному обычаю должен быть принесен в жертву, но его узнает его сестра Ифигения. Оба составляют план побега, а Артемида удерживает Фоанта от преследования.
  •        11. «Рез» (подложная), написанная по 10-й песне «Илиады». Содержание: ночная экспедиция Одиссея и Диомеда в неприятельский лагерь, смерть Долона и фракийского царя Реза. Е. действительно сочинил трагедию под названием «Рез», но уцелевшая драма — не что иное, как ученическая работа неизвестного автора.
  •        12. «Троянки» (415 г.), в отдельных картинах и сценах описывает падение Трои и жалкую участь царского дома Приама.
  •        13. «Вакханки». Содержание: прибытие Вакха в Фивы, убийство Пентея родной матерью Агавой в наказание за то, что он сопротивлялся введению культа бога.
  •        14. «Гераклиды» (ок. 41 г.). Потомки Геракла, преследуемые Эврисфеем, ищут убежище в Афинах у царя Демофоонта, который принимает их под свое покровительство. Идет война с Эврисфеем, который попадает в плен и делается жертвой их мести. Трагедия эта не лишена политических намеков на неблагодарность дорического населения Пелопоннеса.
  •        15. «Елена» (412 г.). После взятия Трои Менелай приезжает в Египет, застает там Елену и узнает, что он и греки сражались под Троей из-за призрака. Тамошний царь Феоклимен хочет жениться на Елене, которая при помощи хитрости благополучно спасается вместе со своим супругом Менелаем.
  •        16. «Ион» (вероятно, ок. 420 г.). Молодого Иона, сына Аполлона и Креусы, дочери афинского царя Эрехтея, брошенного матерью, Пифия в Дельфах воспитывает в числе жрецов для богослужения в храме. При помощи изречений оракула Аполлон заставляет царя Ксуфа, женившегося на Креусе, поверить в то, что Ион — его (Ксуфа) сын, родившийся до брака. Креуса хочет убить как неизвестного ей сына, так и супруга, подозреваемого ею в неверности. Таким же образом и Ион пытается отомстить неизвестной ему матери за посягательство на его жизнь. Наконец, мать признает Иона и Ксуф назначает его преемником.
  •        17. «Геракл» (422 г.). Геракл, приведенный Герой в бешенство, убивает свою супругу Мегару и своих детей. Придя в себя, он искупает свою вину очистительными жертвоприношениями и ищет успокоения в Афинах.
  •        18. «Электра», самая слабая драма Е. Содержание: убийство Клитемнестры Орестом и его сестрой Электрой.
  •        19. «Киклоп», единственная уцелевшая сатирическая драма. Описывает ослепление Одиссеем циклопа Полифема по 9-й песне «Одиссеи». Хор состоит из сатиров, бурей занесенных со своим вожаком Силеном на остров. Первоначальный текст Е. сильно пострадал от интерполяций и небрежности переписчиков.