Дом

    Дом
  •          (греч. οἶκος, лат. domus).
  •     I. Греческий дом.
  •          Устройство греческого Д. весьма трудно представить за неимением остатков древних греческих жилищ и по причине отрывочности, запутанности и неполноты сохранившихся описаний (полнее всех сведения, передаваемые Витрувием). В указаниях древних авторов не обращается внимания на различия в устройстве Д. в разные эпохи, и поэтому они часто соединяют и путают совершенно не относящиеся друг к другу вещи. Первым делом нам придется рассмотреть Д. гомеровского века отдельно от домов позднейшего времени и описать его подробнее, так как знакомство с его устройством необходимо для понимания гомеровских поэм. О доме Одиссея можно получить довольно ясное представление по намекам, встречающимся в «Одиссее». При этом можно предположить, что все более значительные Д. были построены одинаковым образом, хотя дома царей, без сомнения, выделялись среди жилищ остального народа. Все здание обозначается названием οἶκος. Оно состоит из трех главных частей: из жилого помещения (θάλαμος), зала (μέγαρον) и двора (αὐλή). Первые две части покрыты кровлей и образуют собственно Д., δόμος или δώμα, μέγαρα или μέγαρον. Они значительной высоты, потому что имеют лишь несколько отверстий для свежего воздуха и всего одно отверстие в центре потолка для дыма. Все три части окружены общей стеной и соединены между собой. Через эту стену с улицы во двор ведут длинные ворота (πρόθυρα), запирающиеся спереди и сзади высокими створчатыми притворами. Днем они обычно открыты, как и все остальные двери, за исключением дверей сокровищницы. Все двери открываются вовнутрь, держатся на крюках или шпилях и запираются при помощи задвижек. Стены ворот выкрашены белой краской. Пространство между внешней, уличной, стеной и передней, дворовой, стеной служит для размещения коров, лошаков, коней и для хранения навоза. Здесь лежала верная собака Аргос, которая узнала возвратившегося Одиссея. В эти ворота въезжали гости и через них же уезжали. Здесь оставались их распряженные колесницы. Именно эти ворота Гомер имеет в виду, когда Одиссей, чтобы никого не выпустить из дома, приказывает запереть дворовые двери, или когда говорит о том, что убитые женихи лежат «внутри», т. е. при входе через эти ворота, там, где Одиссей посадил побежденного им Ира. Во дворе перед воротами и по обе стороны их на колоннах были установлены навесы для зашиты от солнечных лучей; кроме того, подобная колоннада находилась у противоположного фронта дома. В середине между этими портиками было место под открытым небом. Это открытое место называлось ἕρκεα, и на нем стоял алтарь Зевса. Здесь обычно располагались женихи Пенелопы, если игры и празднества не собирали их около столов в зале. В окружающих стенах, очевидно, были отверстия вроде окон, поскольку женихи отсюда смогли увидеть корабль Антиноя. Здесь, в открытой галерее, служанки до прихода женихов занимались чисткой посуды, вынесенной ими из зала (мегарона), где в предыдущий вечер из нее ели гости и домочадцы. Для чистки посуды употребляли орудия, лежавшие в ротонде, также принадлежавшей ко двору. Двор со своими различными помещениями составлял так называемый продомос. Пол был утрамбован, а может быть, и вымощен. Возле двора, на одной линии с портиком, следовательно, вне собственно Д., на одной стороне находилось помещение (οἶκος), в котором 12 служанок на стольких же ручных мельницах мололи зерно, а на другой стороне располагалась кладовая (θόλος), служившая для хранения посуды, нужной для обедов и пиршеств. Двери и того и другого помещения выходили во двор. Из двора, через широкую прихожую (в которой могли поместиться Одиссей и Ир) с двойным порогом, по одной ступени на каждом конце, и двумя створчатыми дверьми и оштукатуренными стенами можно было попасть в мужской зал с высоким потолком (ὀροφή), называемый собственно «мегарон». Порог, обращенный ко двору, был из лощеного дуба, с косяками из светло-бурого кипариса. Внутренний порог был каменным. В самой прихожей у одного из высоких столбов, поддерживающих крышу, была устроена подставка для копий, где входящие оставляли свое оружие, прежде чем пройти в столовую. Оружие Одиссея обычно висело или стояло около стен между столбами. По его возвращении оно оказалось почерневшим от дыма. Сам зал — о настоящих окнах не говорится — был довольно темным, закопченным и освещался искусственным образом при помощи лучин на подставках и огня в очаге. В глинобитном полу можно было просверлить дыру, как это было сделано для укрепления секир при состязании с одиссеевым луком, так что потом кровь убитых смешалась с пылью и пол можно было легко отскоблить. Очаг (ἐσχάρη) одновременно являлся и жертвенником; оттуда чад от жира распространялся по всему дому. Существует предположение, что очаг был не постоянный, но в виде переносного ящика. Женщины имели свободный доступ в эту часть Д. Здесь, около очага в глубине зала, поместилась на кресле Арета; здесь уселась и Пенелопа, когда пожелала испытать Одиссея, а лицом к ней, у другой стены, около свободно стоящего столба сел Одиссей, так что дверь, ведущая в спальню, находилась между ними. Очаг, следовательно, находился недалеко от дверей, обычно открытых, ведущих на женскую половину. Здесь, рядом с очагом, странники пользовались правом гостеприимства. Здесь же, параллельно с задней стеной, поперек зала проходил ряд свободных колонн, которыми поддерживалась перекладина (μέλαθρον). Она также служила подпорой для балок, составлявших потолок, и поддержкой для своеобразной галереи или крыльца (καλαί μεσόδμαι, «прекрасно украшенного»), построенного над задней частью зала, так что оно, казалось, висит на бревне. (Древние писатели понимают под словом μεσόδμαι углубления или ниши между столбами, стоящими у стен, или сами эти столбы.) Сосуд для смешивания вина также стоял в этой внутренней части зала, недалеко от очага, который, вероятно, находился на правой стороне. Из мужского зала створчатая дверь с каменным порогом вела в лежащие позади женские комнаты — двухэтажное помещение, называющееся иногда и мегароном. Через калитку на правой стороне зала можно было подняться на галерею и отсюда через дверь спуститься в проход, ведущий вне Д., вдоль правой стороны зала, до портика на лицевой стороне Д. и до передней двери зала, а также в противоположном направлении вдоль мегарона, лежащего за мужским залом, к задним помещениям Д., среди которых была и оружейная кладовая. Через эту калитку ускользнул козопас Меланфий, чтобы принести из кладовой оружие для женихов. Мегарон, или таламос (женская половина), имел два этажа. В нижнем полуподвальном этаже хозяйка обычно занималась со своими служанками, но Пенелопа часто либо одна, либо с более близкими ей служанками удалялась в верхний этаж, в свою комнату, чтобы быть подальше от шумного пиршества женихов. Там она и работала над своей знаменитой тканью, которую она распускала по ночам. В верхнем этаже она спала во время отсутствия мужа; там же спали и все домашние женского пола. Спальня хозяина и хозяйки была вровень с землей и находилась во внутренней части дома. Там Одиссей искусно устроил свое брачное ложе на пне срубленного им оливкового дерева. В задней части Д. находилась крепко запертая просторная кладовая, лежавшая ниже уровня остальных помещений первого этажа. Здесь, рядом с припасами и драгоценными вещами, хранился знаменитый лук Одиссея. Была ли эта кладовая и оружейной для Одиссея, точно неизвестно; во всяком случае, и эта последняя принадлежала к задней части Д. Спальня Телемаха находилась возле двора. Она, вероятно, примыкала к боковой стене, так что при высоком положении дворца оттуда через оконные проемы в окружной стене открывался широкий вид на остров. Чужеземных гостей помещали под верандой, по всей вероятности, не в особых комнатах, таких, как спальня Телемаха, хотя, возможно, несколько таких помещений располагалось вдоль боковой стены. В мужском зале проходил обед. Утром служанки должны были очищать столы и стулья и выносить столовую утварь из зала через веранду в кухонную кладовую. Во дворе и в преддомии (продомосе) занимались метанием диска и прочими играми и забавами вне времени обеда. Описывая греческий Д. исторических времен, мы будем иметь в виду исключительно Афины периода от Пелопоннесской войны до Александра Великого, когда традиционное устройство древнегреческого Д. не зависело от посторонних влияний и простота частных жилищ даже богатейших граждан еще представляла контраст с роскошью и великолепием общественных зданий. Впрочем, это относится именно к городским постройкам. Свои же Д. в сельских имениях богатые люди отделывали с большей роскошью, о чем свидетельствует Фукидид, который говорит о нежелании афинян переселяться в город. Городские Д. обычно строились в один этаж с двумя отделениями — мужским (ἀνδρωνίτις), выходившим на улицу, и женским (γυναικείον), помещавшимся в задней части дома, а иногда и в верхнем этаже (ὑπερῷον), где могли быть и помещения для рабов, и комнаты для приезжих гостей. На улице перед домом обычно находился принадлежавший к дому жертвенник «уличного» Аполлона (Агиэя), изображающий бога обелиск (Ἀγυιεύς), или герма (см. Гермы). К дверям дома иногда вели несколько ступеней. Через двери, которые находились на одной линии с фасадом здания или же вдавались немного так, что перед дверьми оставалось пространство, называвшееся «профирон» (πρόθυρον), входили в прихожую, на одной стороне которой располагалось жилье привратника, а на другой — конюшни и подобного рода помещения. Из прихожей вел вход во двор (αὐλή или περιστύλον, А) мужской половины Д. Двор этот со всех сторон был окружен крытой колоннадой (στοαί), называвшейся также «простоя» (πρόστοα), если под этим названием не подразумевали только галерею, которая находилась у входа во двор из прихожей, и, возможно, ту, которая расположена была напротив этого входа. Вокруг некрытого двора находились столовые для симпосиев мужчин (О), далее следовали гостиная с сиденьями (ἔξέδρα) и разного рода небольшие комнаты, а иногда — кладовые. Во дворе обычно помещался алтарь Зевса. Посередине галереи, находившейся напротив входа, была дверь, через которую можно было пройти во двор женского отделения (такого двора, впрочем, в домах меньшего размера не было). Дверь эта называлась μέταυλος (задней), потому что находилась позади двора мужской половины, а также μέσαυλος (смежной), в том случае, если женское отделение располагалось на том же этаже, где было и помещение для мужчин, и имело свой собственный внутренний двор, следовательно, если дверь занимала место посредине между обоими дворами. Ход, который соединял оба двора и в центре которого находилась смежная дверь, назывался также «месавлос». Этот задний двор с трех сторон был окружен колоннадами. На стороне, противоположной проходу, два выступа (у Витрувия — antae) отделяли помещение, открытое со стороны двора, род зала, глубина которого на одну треть, была меньше расстояния между этими выступами (προστάς или παραστάς). По одну сторону находилась спальня супругов (θάλαμος или παστάς), по другую — покой (ἀμφιθάλαμος), который, вероятно, служил спальней для дочерей. По остальным трем сторонам двора устраивались семейные столовые (только симпосии, в которых в качестве гостей участвовали посторонние мужчины, происходили на мужской половине) и подсобные помещения. На четвертой стороне, за находящимися там покоями (θάλαμος, προστάς и ἀμφιθάλαμος), расположены были залы (ἰστόνες), где стояли ткацкие станки и женщины занимались рукоделием (I). Напротив вышеупомянутой смежной двери находилась дверь, которая, по всей вероятности, из зала для рукоделия вела в сад, почти всегда существовавший при Д. Верхний этаж (ὐπερῷον), если таковой имелся, обычно простирался на весь дом. Он служил помещением для рабов, там же останавливались заезжие гости. Лишь в редких случаях при доме имелись особые постройки для гостей (у Витрувия — hospitalia). В доме, напр. богача Каллия, многочисленные иностранные гости жили не в особом Д., а у самого хозяина, который отвел им даже свои кладовые и т. п. Обстановка Д. в древнее время была весьма простая: пол был трамбованный, паркет появился лишь впоследствии, стены белили. Но уже Алкивиад заставил живописца Агафарха расписать его дом. Помимо украшения живописью, карнизы и потолки покрывали узорами (ποικιλήματα или ποικιλίαι), вероятно, фресками. Крыши были большей частью плоские, но встречались и Д. с высокими крышами. Внутренние проходы из комнаты в комнату иногда вместо притворов закрывались занавесями. Наружная дверь отворялась обычно внутрь; двери, отворяющиеся на улицу, тиран Гиппием обложил пошлиной. Желающие войти в дом стучались в дверь. Отворял привратник, который и докладывал хозяину о приходе гостя. Несомненно, что в греческих Д. иногда были окна, но комнаты больше освещались через двери, которые вели в перистиль (περιστύλιον). Отапливали Д. при помощи каминов и переносных очагов (ἐσχάραι) или жаровен (ἀνθράκια). В отличие от особняков — ойков (οἰκίαι), в которых жили только хозяева со своими семействами, большие наемные дома назывались синойками (συνοικίαι). Само собой разумеется, что на деле встречалось много отклонений от общепринятого плана, при описании которого мы придерживались сведений Витрувия. Единственные сохранившиеся следы частного здания (на о. Делос) показывают, что в нем был и водоем. Прилагаемый план большого дома с двумя перистилями заимствован из сочинения Беккера. Следует предполагать, что при доме с одним перистилем этот двор был устроен наподобие перистиля женского отделения (Г) на приведенном плане. Следовательно, сторона, противоположная прихожей, не имела колоннады, и здесь помещался покой под названием prostas с алтарем Гестии, а по обе стороны — таламос и амфиталамос. Затем следовали большие помещения для служанок, работавших под надзором хозяйки. На три колоннады двора выходили разные комнаты, кладовые, спальни для членов семейства мужского пола, рабов и гостей, столовые и т. п. В так называемой prostas, обозначавшей как бы границу между общественной и семейной жизнью, семейство обычно собиралось для общего обеда, для приношений на алтарь Гестии и т. д.
  •          

    План греческого дома с двумя перистилями. Реконструкция.

  •     II. Римский дом.
  •          В доме римлянина следует отличать части необходимые, всегда занимавшие одно и то же место и составляющие как бы остов дома, от частей несущественных. К первым относятся: vestibulum, ostium, atrium, tablinium, fauces, cavaedium, peristylium. Расположение этих частей всегда было неизменным: атрий (atrium) был первой залой при входе в дом, затем следовал таблиний (tablinium), рядом с ним — фавций (fauces), коридор, ведший во внутренний двор,— каведий (cavaedium). Далее располагался один или несколько перистилей (друг за другом), смотря по состоянию домовладельца. Перед домом находился вестибул (vestibulum), преддверие, с трех сторон окруженное зданием, если дом имел два флигеля, выходящие на улицу, или если наружная дверь несколько вдавалась в дом. Во времена Империи здесь появились портики. Дверь (fores) была деревянной и в позднейшие времена часто украшалась слоновой костью и золотом. Она отворялась вовнутрь, тогда как в общественных зданиях двери открывались наружу. Вальвами (valvae) назывались складные двери, состоявшие из нескольких частей или досок. Двери не висели на крючьях, но к ним были приделаны клинообразные шпили (cardines), входившие в отверстия, устроенные как в притолоке, так и в пороге (limen superum и inferum). Двери запирались при помощи поперечного деревянного засова (sera), двух встречающихся задвижек, которые соединялись друг с другом (repagula), или же посредством особых задвижек (pessuli), которые, подобно нашим замкам, двигались вперед и назад при помощи ключа (clavis). Двумя первыми способами дверь запиралась с внутренней стороны, а последним способом — снаружи. Наконец, при створчатых и складных дверях применялись небольшие задвижки (они, вероятно, тоже назывались pessuli), которые приделаны были к верхнему и нижнему концам их и всовывались в порог и притолоку. Непосредственно за наружной дверью была передняя, остиум (ostium). В более широком смысле это слово обозначает и сам вход, а именно порог, косяки и притолок двери. В передней, за дверью, имел свое небольшое помещение (cella) привратник (ianitor, ostiarius), и при нем часто находилась собака. За остиумом следовал атрий (corinthium, пышный с колоннами, и tuscanicum, простой, без колонн), имевший в крыше отверстие то больших, то меньших размеров, предназначенное для освещения и для отвода дыма. Это помещение, имевшее сначала сходство с залой, а впоследствии — со двором, издавна служило средоточием всей семейной жизни. Здесь находился очаг (focus), служивший для удовлетворения житейских и религиозных потребностей (это было место пенатов). Атрий получил свое название от дымной копоти (ater, закопченный). Здесь принимали друзей и клиентов, здесь заседала хозяйка в кругу своих прилежных служанок; здесь находилось брачное ложе (thalamus nuptialis) и казна хозяина; здесь на парадном одре выставляли покойников; здесь, наконец, в память об умерших развешивали их портреты (см. Имагины). Но это назначение атрия изменилось, когда исчезла древняя простота нравов, когда появилась мода на пиршества и каждое утро в дом стали являться целые толпы посетителей. Древний семейный очаг, пенаты, служанки, брачное ложе были удалены из атрия, превратившегося в большой приемный зал. Отверстие в кровле должно было увеличиться, и для поддержания крыши оказались необходимыми колонны. Под отверстием (impluvium) находился небольшой бассейн для стока дождевой воды с крыши, а при нем часто был устроен фонтан. Напротив входа, по задней стороне атрия, находился открытый зал или таблиний (tablinium, от tabula) — кабинет хозяина с семейным архивом. Возле него один или два коридора (fauces) вели во внутренний двор — перистиль (peristylium, cavaedium), который имелся во всяком доме и был больше атрия. Крытые галереи окружали открытое пространство, в котором находился водоем и фонтанчик живой воды. Бассейн был окружен дерном и цветочными клумбами (viridaria). Остальные помещения, предназначенные для ежедневного пользования, но служившие для роскоши, были сгруппированы вокруг атрия и дворов, в зависимости от местности или вкуса хозяина. Сюда относятся: небольшие жилые комнаты и спальни — кубикулы (cubicula), столовые — триклинии (triclinia), парадные залы (oeci; они служили также столовыми), гостиные — экседры (exhedrae), божница — сакрарий или ларарий (sacrarium или lararium), картинная галерея — пинакотека (pinacotheca), библиотека, баня (balineum), жилые комнаты рабов (cellae servorum), расположенные частью в верхнем этаже, частью в более отдаленных задних помещениях нижнего этажа, кухня (culina или coquina), кладовые (cellae penariae) для хранения съестных припасов, вина, масла и пр., пекарня (pistrinum, там была и мельница, см. Мельница), лавки (см. Таверна). Жили римляне в нижнем этаже дома. Только над некоторыми его частями был надстроен второй этаж (cenacula), к которому вели узкие и крутые лестницы. Крыша (см. Крыши) обычно была плоская и усаженная виноградом, цветами и кустарником; эти маленькие сады назывались соляриями (solaria). Их не следует смешивать с выступающими вроде балконов пристройками, которые назывались пергулами (реrgulae) и менианами (maeniana). Внутреннее устройство. Пол (solum) никогда не устилали досками. Он всегда был трамбованный, т. н. павимент (pavimentum, ruderatio, opus ruderatum) или глинобитный с примесью керамической крошки, шамота (opus testaceum и signianum), а иногда уложенный четырехугольными мраморными плитами (solum marmoreum, pavimentum marmoreum). Изящнее смотрелся пол (pavimentum sectile), состоящий из геометрически правильно обрезанных кусочков разноцветного мрамора, а самым изысканным считался пол мозаичный (pav. texellatum musivum). Мелкие разноцветные частички мозаики, состоящие из глины, стекла, мрамора и других пород камней, укладывались самым искусным образом, составляя ценные живописные картины. Стены (parietes) в древности были белеными (dealbati), а позже покрывались мрамором (crustae marmoreae). Специальные мастера — тесторы (testores) и марморарии (marmorarii) — отделывали стены под мрамор. Гораздо чаще для украшения стен использовали живопись. Расписывали стены чаще по свежей (al fresco), чем по высохшей (a tempera) штукатурке. Фриз и цоколь обычно отделяли цветом от стены и достигали большего эффекта, сопоставляя самые темные краски с самыми светлыми. Сюжеты изображений на стенах домов были весьма разнообразны и относились к живописи орнаментальной, исторической, мифологической, пейзажной и т. д. Нередко для картин брали предметы из обыденной и домашней жизни — овощи, сосуды, рыбу, домашних птиц и т. п. Потолки принимали изящный вид от расположения на них сетчатых балок. Получившиеся таким образом промежутки между балками, лакуны (lacunar, laquear), называемые теперь карре или кассетинами, искусно расписывали золотом и штуком знатоки этого дела лакверарии (laquearii). Окна (fenestrae) не всегда имелись в нижнем этаже, потому что здесь комнаты выходили в атрий и каведий, откуда свет проникал в них через широко растворенные двери. В верхнем этаже всегда были небольшие окна, которые часто выходили на улицу. В древнее время их затворяли ставнями или завешивали занавесями (vela), а впоследствии для этого стали использовать слюду (lapis specularis) и стекло (см. Стекло). Дома отапливались при помощи каминов (caminus, focus), медных жаровен и переносных маленьких печек, которых много найдено в Помпеях. В Верхней Италии, Галлии и Германии римляне согревали комнаты большей частью посредством труб (tubi, tubuli), проходивших через стены из нагретого снизу пола (suspensura, hypocaustum), или довольствовались нагреванием одного пола, без системы труб. В древнее время не было дымовых труб, а дым выходил через двери, окна и отверстие в потолке атрия. Однако постепенно стали появляться и дымовые трубы, хотя в Нижней Италии, где не было необходимости в отоплении домов, они встречались редко. Характерные черты римского дома были следующими:
  •        1. Все строение снаружи выглядело неправильным, низким и невзрачным. Об украшении фасада заботились мало, в основном испещряя его чередующимися полосами желтых и красных кирпичей. Когда же развилась любовь к роскоши, дома стали украшать снаружи колоннами, скульптурами и лепными работами.
  •        2. Внутренние помещения, предназначенные для пользования отдельных членов семейства, были небольших размеров, но уютны. Примыкая к атрию и каведию, они как нельзя лучше были защищены от сквозного ветра и согревались солнцем. Напротив, открытые залы, составлявшие центр здания, отличались просторностью и служили сообщением между всеми остальными комнатами. В целом же внутреннее устройство римского дома должно было производить на посетителя очаровательное впечатление. Для большей ясности прилагаются план дома «трагического поэта» в Помпеях, раскопанного в 1824—1825 гг., и объяснение отдельных его частей.
  •          

    План «дома трагического поэта» в Помпеях. А — vestibulum; В — ostium; СС — 2 tabernae; D — atrium; Ε — impluvium с двумя небольшими водоемами; F — tablinium (с мозаичным полом); G — peristylium с двумя небольшими бассейнами; Η — viridarium; I — triclinium или oecus (с мозаичным полом); К — cella ostiarti; L L L — 4 жилых комнаты или малых triclinia; Μ Μ Μ — 3 cubiculae; Ν — fauces (коридор); О — кабинет; Р — culina (кухня); Q — posticum (задняя калитка).