Дифирамб

    Дифира́мб
  •          (греч. διθύραμβος), древнегреческая торжественная хоровая песнь в честь Вакха (по этимологии связано со словом τίτυρος = σάτυρος). Впервые Д. появился в древнейшие времена вместе с культом Диониса во Фригии или Лидии. Соответственно воодушевленному характеру этого культа, эта дикая и возбуждающая песнь прославляла в весенний праздник подвиги и судьбу Диониса. В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте, Сикионе, Коринфе и в др. местах, где процветало служение Вакху, Д. пелись в шумных процессиях поклонниками Вакха. Первоначально они исполнялись в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см. Арион) в Коринфе не придал Д. первую художественную отделку и не научил петь его чередующимися хорами, из которых впоследствии сформировалась трагедия. Дальнейшее развитие Д. получил в Афинах, где во время блестящих Дионисовых празднеств выступали в состязаниях отличнейшие лирические поэты, такие, как Ласос Гермионский (ок. 500 г. до н. э.), Симонид Кеосский, Пиндар и др. Д. этих древнейших поэтов отличались бесспорно высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и ритма, но чрезмерные и бурные эмоции у них всегда сдерживались в надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства. Со времени Меланиппида Мелосского (Младшего, ок. 415 г. до н. э.) Д. начал постепенно вырождаться. Музыка взяла перевес над поэзией и сделалась изнеженной и искусственной. Исполнители увлекались беспредельным воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами, отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися до тех пор правилами ритма. Известнейшие поэты этого периода — Филоксен Киферский (умер в 380 г. до н. э.), Кинесий Афинский и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер в 357 г.) и его современники Полиид и Телест. Под влиянием этих поэтов Д. постепенно преобразовался в музыкальную пантомиму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами. Что касается содержания Д., то еще древнейшие поэты заимствовали темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты. От дифирамбов до нас дошли только отрывки, однако хор в трагедии Еврипида «Вакханки» представляет собой характерный образчик дифирамба.