Диоген

    Диоге́н
  •          (греч. Διογένης, Зевсом рожденный), часто встречающееся в древности греческое имя. Наиболее выдающиеся люди этого имени:
  •        1. Д. Аполлонский с о. Крит, последователь древнейшей ионийской философской школы, прозванный Физиком, младший современник Анаксагора, автор утраченного сочинения «О природе», в котором упоминалось о падении известного аэролита при Эгоспотамах и которое было написано после 405 г. до н. э. Так же, как и Анаксимен, он признавал воздух первоначальной стихией (архе), приписывал ему жизненную, творческую и умственную силу и из него же выводил все явления природы, не исключая и человеческую душу.
  •        2. Д. Вавилонский, уроженец города Селевкии на Тигре, стоический философ и ученик Хрисиппа, от учения которого он почти ни в чем не отклонялся. Вследствие высокого авторитета, которым он обладал как глава этой школы после Зенона (magnus et gravis Stoicus), Д. был послан в Рим вместе с академиком Карнеадом и перипатетиком Критолаем в 155 г. до н. э. Это знаменитое посольство дало римлянам первую возможность познакомиться с греческой философией. Как специалист по диалектике, Д. в этом предмете был учителем Карнеада. Его многочисленные сочинения по различным областям знания утрачены.
  •        3. Д. Киник, род. в Синопе на берегу Понта Эвксинского в Пафлагонии (ок. 412—323 гг. до н. э.), самый знаменитый из всех кинических философов. Когда его отец Гикесий был изгнан из своего города за подделку монеты, сын вместе с ним бежал в Афины и по настоятельной просьбе был принят Антисфеном в число учеников. Он не только развил систему своего учителя с величайшей последовательностью, но и вышел далеко за ее пределы в практическом применении ее к жизни. Преследуя главную цель — не иметь потребностей,— он дошел до крайности и, хотя именно этим путем желал достичь свободы и независимости, сделался рабом добровольно избранных им испытаний и лишений. Он часто боролся с голодом, употреблял самую некачественную пищу, но все-таки не мог переваривать сырого мяса и в случае нужды собирал подаяния. Днем без обуви, без плаща, с длинной бородой, с палкой в руке и сумкой через плечо бродил Д. по улицам и площадям Афин. Ночью он обычно спал в портике Зевса и зачастую заявлял, что афиняне устроили для него роскошное помещение. Иногда он ночевал в глиняной бочке или, вернее, в глиняной лачужке, которую афиняне в насмешку называли бочкой (пифосом). Во время путешествия в Эгину он был захвачен морскими разбойниками и увезен на о. Крит. Когда его здесь продавали в рабство, то задали вопрос: что же он умеет делать? На это Д. ответил: «Править людьми» и велел глашатаю провозгласить: «Не хочет ли кто-нибудь купить себе господина?» Коринфянин Ксениад купил его и поручил ему воспитание своих детей. С этого времени он летом жил в Коринфе, а зимой в Афинах. В Коринфе однажды Александр Великий встретил его в Кранее, и Д. просил у него одной только милости — не заслонять его от солнца. При этом царь, говорят, произнес известные слова: «Если бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном». Платон называл его сумасшедшим Сократом. Когда однажды Д., войдя в дом Платона, грязными ногами ступил на дорогой ковер и заметил, что попирает высокомерие, то Платон заметил: «Да — другим высокомерием!» Д. не выработал системы учения и поэтому вряд ли оставил какие-нибудь сочинения. Вся его философия заключалась в образе жизни. Он чуждался глубоких исследований и не интересовался нравственными отношениями, лежащими в основе государства (он первым назвал себя космополитом) и семьи. Вот почему жизнь его богата лишь анекдотами и остроумными или едкими возражениями. К его лучшим ответам принадлежит тот, который он дал одному тирану на вопрос «Из какой меди следует отливать статуи?» — «Из той,— отвечал Д., — из которой были отлиты статуи Гармодия и Аристогитона». Он умер в Коринфе прямо на улице, в глубокой старости. Здесь и на родине философа были воздвигнуты статуи в его честь.
  •          

    Диоген и Александр. С античного изображения.

  •        4. Д. Лаэртский, уроженец киликийского города Лаэрта. Жил в Афинах в правление императора Адриана или на несколько десятилетий позднее. Ему мы обязаны сочинением «Жизнеописания и мнения знаменитых философов» в 10 книгах. Это сочинение представляет собой не более чем несколько беспорядочную компиляцию и часто страдает от неточности и отсутствия критики. Однако, если не обращать внимания на излишнее предпочтение, оказываемое Эпикуру, оно довольно беспристрастно и служит главным источником сведений по многим предметам истории древней философии и особо ценно вследствие того, что включает в себя многочисленные отрывки из сочинений, для нас утраченных. Оно было предназначено для ученой римлянки Аррии (см. Аррия), но текст его, вероятно, серьезно испорчен.
  •        5. Д. из Тарса, философ и поэт.
  •        6. Д. из Ойноанды Ликийской, II в. н. э., последователь эпикуреизма, даровал своим согражданам огромную надпись с отрывками из учения Эпикура. Дошли также его беседы и 2 письма.