Гостиница

    Гости́ница
  •          (лат. deversoria, греч. καπηλεία). Г., в которых за деньги можно было найти пристанище, не были известны в гомеровские времена, потому что при сравнительно незначительных контактах с иностранцами последние всегда могли найти достойный прием в частных домах. Этот прекрасный обычай встречается еще в исторические времена. Когда же расширились отношения как внутри государств, так и с чужеземными краями, и большие города, напр., Коринф, Афины и др., бывали переполнены иностранцами, тогда потребность в Г. как для бедных, так и для богатых гостей сделалась заметно ощутимой. В местах, где происходили общественные празднества, а также поблизости от знаменитых храмов, как, напр., в Олимпии, возле храма Афродиты, на острове Книде и возле Герея в Платеях за казенный счет были устроены пристанища для многочисленных посетителей (скены и катагогии), которые сами должны были заботиться о своем содержании. Не воспрещались в этих местах и частные заведения подобного рода, тем не менее содержание Г. греки не считали почетным ремеслом. Само собой разумеется, что в этих Г. останавливались люди всех сословий, доказательством чего может служить тот факт, что посольство афинян к Филиппу Македонскому останавливалось в подобных заведениях. Удостоверение личности требовалось для путешественников лишь в военное время. Для этого служили паспорта (сигграфы или сфрагиды, к которым прикладывалась государственная печать) или обычные семейные марки (симболы). У римлян также было распространено гостеприимство, тем не менее у них с древних времен появились разные заведения (трактиры, харчевни и др.), предоставлявшие путешественникам приют и угощение. Указание на существование подобных Г. у проезжих дорог дает путешествие Горация, сопровождавшего Мецената в Брундизий. Гораций останавливался в них даже после того, как встретился с Меценатом, который, впрочем, вместе со своей свитой большей частью пользовался гостеприимством за государственный счет.