Гесиод

    Гесио́д
  •          (греч. Ἡσίοδος), эпический стихотворец эолийского племени, живший, по господствовавшему у древних мнению, в одно время с Гомером или даже до него. Скорее всего, он жил на 100 лет позже Гомера, приблизительно в начале олимпиад (ок. 700 г. до н. э.). Про обстоятельства жизни Г. известно из его же сочинений. Его отец Дий переселился из эолийской Кимы на старинную родину эолийцев, Беотию, в город Аскру, лежавший у подножия Геликона. Здесь Г. родился, вел жизнь крестьянина и сочинял стихи, пока ссора с братом Персом, обманом завладевшим отцовским наследством, не вынудила его покинуть родину. Он поселился, вероятно, в Навпакте и, говорят, был убит в Ойнее. Его прах, по преданию, был перенесен в беотийский Орхомен, куда аскрейцы переселились после разрушения их города феспийцами. Распространенным на Геликоне поклонением музам и частому общению с азиатскими эолийцами, у которых уже тогда процветала эпическая поэзия, Г. был вдохновлен на стихотворство. Но из-за того, что его поэзия пустила корни в другой народности, а также вследствие особых жизненных обстоятельств, его творчество приобрело характер, коренным образом отличавшийся от гомеровской поэзии. Между тем как Гомер, творец ионийского героического эпоса, отдаваясь влечению своего воображения, беззаботно наслаждался веселой жизнью древнего героического времени, Г., пастух и земледелец, познавший стесненные обстоятельства жизни, исполненной забот, создал серьезный созерцательный вид дидактического эпоса с этически-религиозным направлением. Под его именем сохранились:
  •        1. «Труды и Дни», стихотворение, признававшееся беотийцами единственно подлинным сочинением Г. После смерти своего отца Г. при дележе наследства был обижен своим младшим братом Персом, подкупившим судей. Когда же Перс, промотав свое имущество, хотел возбудить новый процесс и лишить брата его доли, Г. сочинил указанную выше поэму. Постаравшись в первой части уговорить брата отказаться от своего несправедливого намерения и посоветовав ему приобрести состояние трудами, он, начиная со стиха 383-го, перечисляет ему экономические правила, относящиеся к земледелию, мореплаванию, домашнему хозяйству и т. д. Завершают сочинения «Дни» (Ἡμερου), своеобразный крестьянский календарь. Все сочинение изобилует мифами, баснями, описаниями и изречениями. Стихотворение обладает весьма незначительными художественными достоинствами, отдельные части его связываются плохо, без особого композиционного искусства. Кроме того, оно искажено вставкой многих поучительных изречений, отчасти в алфавитном порядке. Тем не менее это произведение высоко ценилось древними благодаря его нравственному содержанию.
  •        2. «Теогония» («Происхождение богов»), первая попытка установить связь в смущающем разнообразии сказаний о богах, происходящих из разных местностей Греции, привести в систему, соединить и согласовать между собой представления о начале мира и богов, об их иерархии и родстве. В ранний период древности «Теогония» признавалась подлинным сочинением. Только Павсаний не считает автором Г., основываясь на преданиях путеводителей в храмах на Геликоиде. Многие исследователи склонны отличать автора от аскрейского стихотворца, указывая на разницу в тоне и слоге, на отступления от диалекта (дельфийские формулы) и на несоответствия в изображении некоторых мифов. Это сочинение относили к периоду Писистратидов, когда было создано немало подделок, или рассматривали его как сочетание разнородных составных частей, что действительно справедливо для некоторых разделов сочинения. В произведении повествуется о сотворении мира из хаоса, излагается генеалогия богов и последовательность трех поколений богов, последнее из которых представлено Зевсом.
  •        3. «Щит Геракла» («Ἀσπίς Ἡρακλέους»), небольшое стихотворение, описывающее борьбу Геракла в Пагасейской роще Аполлона с Кикном, сыном Арея. Его главную часть занимает описание щита Геракла, сделанное по образцу описания гомеровского щита Ахилла. Однако это описание отличается от гомеровского тем, что в нем обращается внимание на существующие художественные произведения, между тем как изображения на щите Ахилла являются плодами воображения автора. Составление сочинения относится к позднейшему времени, и уже Аристотель не признает его принадлежащим Г.
  •          Потеряно было сочинение «Список женщин» в 3 книгах, генеалогическое стихотворение о любовных похождениях богов со смертными женщинами. Автором позднейшего периода сочинены т. н. «Ἡοίαι» («Утра»), в которых разбирались происхождение и подвиги знаменитых героев. В рассказ был включен перечень женщин героического времени, с которыми боги произвели этих героев. Соотношение обоих стихотворений довольно неясно. Вероятно, вследствие тождественности содержания оба впоследствии были соединены в одно целое. Кроме этого, Г. приписывались потерянные эпосы «Меламподия», «Эгимий», свадебная песнь и гномическое стихотворение «Советы Хирона», даже наставление в птицегадании «Орнитомантия».