Гера

    Ге́ра
  •          (греч. Ἥρα), в греч. мифологии верховная богиня, старшая дочь Кроноса и Реи (поэтому Сатурния), воспитанная в доме Океана и Тафии. Г. была сестрой и супругой Зевса, с которым она, по самосскому преданию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Однако у Гомера она изображается царицей неба и богов не в том полном смысле, как Зевс — властителем неба и земли. Г. только в качестве супруги и старшей сестры Зевса занимает между богинями самое высокое и почетное место. Зевс сам чтит ее высоко и доверяет ей свои замыслы; но он все-таки удерживает ее в пределах подвластного ему положения. Часто она зазнается, гордясь своим высоким достоинством и супружескими правами, и требует более, чем Зевс может позволить ей, и из-за этого часто происходит спор и разлад между супругами. В особенности в «Илиаде» Г. выказывает свою сварливость, строптивое упрямство, жестокость и ревность — черты характера, вероятно, перешедшие в «Илиаду» Гомера из древних песен, прославлявших Геракла. Г. ненавидит всех любимцев и детей Зевса, в особенности Геракла, которого она постоянно преследует. Когда Геракл однажды возвращался на корабле из Трои, она уговорила Гипноса усыпить Зевса, а сама направила морскую бурю против героя, чуть не погубив его. Когда Зевс проснулся и узнал о случившемся несчастье, он непременно сбросил бы Гипноса в море, если бы тот не бежал к почтенной матери Ночи. Геру же Зевс в страшном гневе привязал неразрывными золотыми цепями к эфиру и повесил ей на ноги две тяжелых наковальни. Когда боги пришли ей на помощь, он сбросил тех, кого успел схватить, через порог неба на землю. Так как Г. силой ничего не может сделать против могучего небесного царя, она часто прибегает к хитрости. В борьбе за Илион она страстно становится на сторону врагов Трои и покровительствует любимым ахейцам. Ахейские города Аргос, Микены и Спарта — ее любимые места пребывания; троянцев же она ненавидит за суд Париса, на которого она также гневается в качестве богини брака. Брак Г. с Зевсом, первоначально обозначавший связь между небом и землей, а затем получивший отношение к гражданскому учреждению брака, составляет существенную черту ее характера. Под названием Иерогамия она выступает на первый план в совершавшихся в ее честь обрядах. Как единственная настоящая законная жена на Олимпе, она — покровительница браков и родов (Телея, Гамелия), и богини родов — элифии — называются ее дочерьми. Поэтому ей были посвящены плоды граната, символ брака и любви, и кукушка — вестница весны, того времени года, когда богиня вышла замуж за Зевса. Кроме того, ей были посвящены павлин и ворона. Главными местами культа Г. были Аргос (отсюда имена Аргея, Argiva), где находился главный ее храм с прекрасной колоссальной статуей, сделанной Поликлитом из золота и слоновой кости, и где праздновались через каждые пять лет Гереи с состязаниями; далее — Микены, Коринф, Спарта, где она имела храм под названием Айгофагия («поедающая коз», по причине приношения ей в жертву коз), а также Самос, Платеи, Сикион и другие. Искусство изображает Г. как высокую супругу Зевса, с благородной величественной осанкой, зрелой, цветущей красотой, округлым лицом, имеющим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, широко раскрытыми глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлита в Аргосе: богиня сидела на престоле, имела на голове убор в виде короны с изображениями Харит и Гор, держала в одной руке плод граната, в другой — скипетр с кукушкой наверху. Поверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, был наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. Ее брачное покрывало обычно отброшено к затылку. Римская Юнона, Juno (того же корня, как и Jovis) отождествлялась с Г. и вследствие этого называлась дочерью Сатурна и Опы (Ops) и сестрой Юпитера. Она была супругой Юпитера и царицей неба и богов и обладала даже большей властью, нежели греческая Г. Она соединялась с Капитолийским Юпитером, подобно ему властвуя и даруя власть под именем Капитолина и Регина. Вместе с ним и с Минервой она образовала тройственный союз богов, могущественно покровительствующий Римскому государству. Политическое значение имела также и Юнона Соспита (Спасительница), главный культ которой был в Ланувии. Другая характерная черта римской Юноны — это ее отношение к женскому полу и к браку. Она принимала участие во всех женских делах и руководила женщинами в жизни, подобно тому, как мужчиной руководил его гений (поэтому гении женщин называются Юнонами). Относящиеся к этой сфере деятельности ее имена — Виргиналия и Матроналия, покровительница девушек и замужних женщин. В качестве богини брака она называется Югалия (супруга), Домидука (приводящая в дом невесту) и Унксия (от ungo, «умащивать», потому что косяки дверей мазались мазями, когда невеста входила в дом мужа). Луциной она называется как богиня родов. Замужние женщины 1 марта (Kalendae feminarum) праздновали в ее честь Матроналии: в этот день они с венками шествовали к храму Юноны Лунины на Эсквилинском холме и с мольбами о счастье в браке приносили в жертву цветы. Это празднество, по преданию, было установлено Ромулом в память учреждения браков. Подобный праздник праздновался замужними женщинами вместе с рабынями 7 июля в честь «Козьей Юноны» (Juno Caprotina), на Козьем болоте, т. н. Капротинские ноны (nonae caprotinae), см. Капротина. Гусь был посвящен римской Юноне, а не греческой Гере.