Арка

    А́рка
  •          (лат. area, ящик).
  •        1. Большой металлический или оббитый железом (ferrata) денежный сундук (в отличие от менее объемистых loculi, crumena, sacculus). В Помпеях во многих атриях найдены остатки таких сундуков. Они были укреплены настолько прочно, что их невозможно было сдвинуть с места. Использование этих сейфов было так распространено, что любая оплата чистыми деньгами обозначалась выражением «Ех area solvere» («деньги из сейфа»). Раб, который в богатых семьях заведовал сейфом, назывался аркарием.
  •        2. Гроб (capulus, solium и loculus). Гробы делались из дерева, иногда из камня и нередко стоили очень дорого.
  •        3. Тесная темница, яма.
  •        4. Конструктивный элемент в архитектуре; полукруглое перекрытие между столбами или стенами, продленное вдоль параллельных стен, А. образует свод, а над круглым помещением — купол. Греки не знали арочных перекрытий, римляне позаимствовали их у этрусков, творчески развили и сделали одним из самых оригинальных отличий собственной архитектуры. Как самостоятельное сооружение выступает триумфальная Α., т. е. ворота, воздвигавшиеся в честь полководцев, получивших триумф, а впоследствии для чествования императоров. Вначале А. возводились из дерева, иногда из кирпича, и сооружались только на время триумфа. Позднее их стали строить из мрамора, все с большим и большим великолепием. На плане их основные очертания имели четырехугольную форму. Кроме главного сводчатого прохода, занимавшего середину, по обеим его сторонам часто делались два других поменьше. Здание украшалось колоннами, статуями и трофеями, которые размещались и на поверхности надстройки (аттика), лежавшей над главным карнизом. На аттике помещалась и посвятительная надпись. Над средним сводом парили богини победы, как бы возлагая победный венок на голову триумфатора, въезжающего под ворота. Из таких триумфальных А. в Риме сохранились: А. Тита у подножия Палатинского холма над Священной дорогой (Sacra via), сооруженная в память разрушения Иерусалима и замечательная своими прекрасными скульптурами, особенно изображением триумфального шествия и драгоценностей Иерусалимского храма, которые несли в этом шествии (стол для хлебов предложения, семисвечник и пр.); А. Септимия Севера на Форуме у подножия Капитолийского холма с многочисленными рельефами; А. Галлиена и А. Константина, построенная в 312 г. и сохранившаяся лучше всех.