VIII. ѲРАСИВУЛ

ГЛАВА 1.
Ѳрасивул Аѳинеанин был Ликов сын. Ежели саму по себе добродетель без щастия рассуждать, то сумневаюсь, не первой ли он пред всеми будет. Я конечно никого с ним не сравниваю в верности, постоянстве, великодушии и любви к отечеству. Ибо хотя и многие желали своводить от одного тиранна, однакож немногие могли то в действо произвесть; но сей отечество свое от тридцати Тираннов из неволи избавил. Я не знаю, каким то образом случилось, что хотя никто его в сих добродетелях не превосходил, однакож многие славнее его были. Сперва в Пелопонесскую войну он многие дела без Алкивиада отправлял, а сей без него ничего не чинил, и все по природному искусству для пользы своей делал. Однакож все такие дела общи Генералам с солдатами и щастием, понеже при сражении не довольно разумного учреждения от Генерала, но притом требуется и храбрость солдат. Чего ради по справедливости солдаты получают некоторой успех от Генерала, а наибольшие от щастия, и оные не без причины объявляют, что они больше учинили своею храбростию нежели искусством Генерала. И потому в вышепоказанном оном Ѳрасивула весьма славном деле никто участия не имеет; ибо как тридцать тираннов определенные от Лакедемонян, привели под свою власть Аѳины, многих жителей, по щастию на войне не убитых, отчасти из отечества изгнали, отчасти убили, а весьма многих имение конфисковав по себе разделили; то он первой и только один сперва против их восстал.
ГЛАВА 2.
Ѳрасивул по убежании в Филен, весьма крепкой замок в Аттике, при себе больше тридцати человек сообщников не имел. . От сего времени Аѳинеане начали приходить в лучшее состояние и укрепляться в приятнейшей вольности. Сперва тиранны его ни во что ставили, видя, что не имеем при себе помощников; и сие как им презирающим в погибель, так напротив того ему презренному в пользу служило. Сиеж причиною было, что тиранны не старались его более гнать, а Ѳрасивул и сообщники со временем в силу приходили. Сие правило тем больше в памяти содержать должно, что на войне ничего презирать не надлежит; и не без причины говорится: Мать боязливаго не обвыкла плакать. Однакож Ѳрасивулова сила по желанию его не умножалась; ибо тогда доброжелательные больше словами нежели оружием вольность защищали. Оттуда Ѳрасивул перешод в Пирей, укрепил Мунихию. Тиранны дважды под оную подступали, но однакож с бесчестием отбиты были, после чего ушли с поспешением в городе, оставя ружье и тяжести. Притом Ѳрасивул не токмо храбро но и разумно поступал; ибо заказал обратившимся вред чинить: понеже за справедливость почитал, чтоб гражданин гражданина пощадил. Також никто не уязвлен, разве кто сам на то наступал. Никого лежачего обдирать не велел: ничего не брал кроме ружья, в котором он недостаток имел, и кроме съестных припасов. На втором сражении убит Критий, главнейший из тираннов, которой против Ѳрасивула весьма храбро воевал.
ГЛАВА 3.
По убитии Крития Павсаний Король Лакедемонский прибыл на помощь Аѳинеанам. Он Ѳрасивула и заседающих в городе помирил с таким договоров: чтоб кроме тридцати тираннов и десяти после учиненных Преторов, которые таковож жестоко как и тиранны поступали, никого в ссылку не посылать, и ни чьих пожитков не конфисковать, а правление общества поручить опять народу. Сие також знатное Ѳрасивула дело, которой по восстановлении мира хотя и в великом почтении и силе находился, однакож дал сей закон, чтоб никого прежним не попрекать и не штрафовать, и оной закон назван законом забвения. Они старался не токмо дать закон, но и чтоб в силе своей содержан был; ибо как некоторые из бывших с ним вместе в ссылке, хотели убить тех, с которыми примирясь прежнее дружество возымели, то он то делать всенародно запретил, и обещание свое исполнил.
ГЛАВА 4.
Ѳрасивулу за такие его услуги от народа дан в честь венец из двух масличных ветвей сплетенной, которой, понеже от любви сограждан а не насильно приобретен, не произвел нималой ненависти, но в великую честь служил. Изрядно славный Питтак один из семи мудрецов, когда ему Митилинцы довольное число саженей пашни в подарок давали, сказал: Пожалуйте не давайте мне того, чему многие завидовать, а еще гораздо больше требовать будут; чего ради я не желаю взять больше ста сажен, которые бы показать могли и мое в том довольство и ваше доброжелательство; ибо невеликие подарки обыкновенно долговременны бывают, а великие скоро теряются. И потому Ѳрасивул будучи доволен тем венком, ничего более не требовал, и думал, что он всякого честнее. Как потом Ѳрасивул будучи Адмиралом с флотом пристал к Киликии, и в лагере его не было осторожного караула, то от варвар по учинении ими ночью нападения в палатке убит.