Глава 4. Пир и симпосий

Симпосий (sуmposion) был важным моментом в общественной жизни Древней Греции. Круг друзей собирался, чтобы насладиться удовольствиями от вина, обычно после того, как они разделяли удовольствия от стола (deipnon), причем эти два момента различались.
Во время симпосия гости испытывают вино, напиток, связанный с Дионисом и наделенный его амбивалентной силой, опасной как для индивида, так и для социального порядка. Симпосий представляет собой социально регулируемые рамки, рамки, в которых выпивка является частью социального ритуала, где удовольствия беседы, песни, поэзии, игры и эроса имеют задачу сгладить последствия пьянства под контролем симпосиарха, хозяина симпосия. Успешный симпосий, утверждает Лиссарагу, является местом «хорошего симбиоза»: смешивания вина, которое в принципе никогда не употреблялось в чистом виде, а разбавлялось водой, и смешивания гостей, чьи разговоры, шутки и игры должны были гарантировать гармонию встречи, удовольствие всех и каждого.
Эта социальная вселенная отражена в иконографии классической аттической керамики, особенно на вазах, которые использовались для смешивания вина (krātēres), и на чашах для питья. Виночерпии постоянно напоминали о правилах игры, в которую они играли, и о рисках, которым они подвергали себя, если нарушали эти правила. Литературные свидетельства показывают поэзию симпосия, где удовольствия от вина и любви находят свое выражение вместе с циркуляцией песен и речей в кругу пьющих, тогда как традиция литературных симпосиев создает рамки для эрудированной или философской беседы. «Симпосий» Платона, «Симпосий» Ксенофонта и «Пир семи мудрецов» и «Симпосиаки» Плутарха считаются одними из лучших примеров этой литературной традиции, которая доходит до самого Афинея и продолжается в «Сатурналиях» Макробия.