22. Хиомара

Третий рассказ Плутарха касается Хиомары, жены uалатского вождя Ортиагонnа, которая была захвачена римлянами во время кампании Гн. Манлия. Плутарх сообщает нам, что она стала пленницей центуриона (таксиарха), который сначала изнасиловал ее, а затем отпустил за выкуп. Когда галаты передали деньги, о которых договорились, Хиомара дала знак (apo neumatos) одному из них убить римлянина, который нежно прощался с ней. Тот повиновался, и она подняла отрубленную голову и отнесла ее мужу. Удивленный, он сказал только: «Хорошо хранишь верность, жена». «Да», ответила она, «ведь лучше, чтобы в живых остался только один человек, познавший меня». Плутарх добавляет, что Полибий сказал, что он говорил с Хиомарой в Сардах и восхищался ее умом и духом.
История Хиомары рассказана и латинскими авторами: Ливием (38.24), Валерием Максимом (6.1, ext. 2), Флором (1.27), и в De viris illustribus 55. История Ливия та же, что и у Плутарха, хотя и полнее. У Ливия Хиомара не названа, а ее мужа зовут Оргиагонт. Он подробно рассказывает о переговорах с различными посыльными о выкупе Хиомары и о том, что Хиомара отдала приказ на своем родном языке (lingua sua) убить центуриона, пока тот взвешивал принесенное ему золото.
Давно известно, что в рассказе о вторжении в Галатию при Манлии Ливий опирается на Полибия. То, что и Плутарх заимствовал свой рассказ о Хиомаре у Полибия, является естественным выводом из его ссылок на него в последнем предложении и подтверждается сходством его рассказа с рассказом Ливия. [1] Его рассказ не мог быть заимствован из Ливия, потому что имя Хиомары этим автором не названо. Небольшое различие в смерти центуриона объясняется не влиянием различных источников, а поправками в формулировках, естественными при пересказе подобных анекдотов.
Рассказ Ливия является источником для других латинских версий этой истории. Теодор Моммзен указал, что все они воспроизводят ошибку, обнаруженную у Ливия в написании Оргиагона вместo Ортиагонта, и что все они опускают имя героини, хотя оно было указано Плутархом и, следовательно, должно было быть у Полибия.[2]
Согласно Ливию (38.18-27) и фрагментам Полибия (21.37-39) консул Гн. Манлий Вульсон после победы римлян над Антиохом при Магнесии в 190 году до н. э. выступил против галатских союзников Антиоха. [3] Ортиагонт был вождем племени толистобогов в этой войне (Ливий 38.19.2), в которой римляне победили объединенные племена толистобогов и трокмов в большой битве.
Полибий сообщает, что он разговаривал с Хиомарой в Сардах. Сомнительно, что Полибий принимал участие в римской экспедиции 190-189 годов и разговаривал с Хиомарой в то время, как считает Моммзен. Маловероятно, что Хиомара когда–либо добровольно находилась в Сардах: Сарды были оплотом Пергама, и ее муж Ортиагонт не только сражался против Пергама в 190 году с другими галатами в войске Антиоха и в 189 году, когда Эвмен помогал Манлию, но и повел галлов в новое наступление вместе с Прусием Вифинским и другими в 184 году. [4] В этой последней войне он потерпел поражение от Эвмена и, возможно, был убит, так как о нем больше ничего не слышно. Присутствие Хиомары в Сардах лучше всего объясняется гипотезой Ван Гельдера о том, что она была пленницей (или, возможно, заложницей) после поражения своего мужа. Полибий видел ее до 169 года во время своих путешествий в Малую Азию.


[1] Глава печатается как фрагмент Полибия (21.38).
[2] Форма Ortiagon встречается у Плутарха, Суды, s. v. Ortiagon (= Polybius 22.21), Трога (Prologue, 32) и (в другом контексте) у самого Ливия (38.19.2). Моммзен также замечает, что ошибка была допущена Ливием при чтении греческого текста, где он принял тау за гамму. Боккаччо, который пересказывает эту историю в De mulieribus claris 71, сокрушается, что ни один автор не сохранил имени столь знаменитой женщины, так как он не использовал Mulierum Virtutes Плутарха, который один сохранил это имя.
[3] См. Appian Bellum Syricum 42.
[4] См. Trogus Prologue 32.