Фессалийская конфедерация

Фессалия, начиная со Второй македонской войны и в течение первых двух столетий нашей эры была обособленной страной. В течение периода македонского господства конфедерация сохраняла свою старую организацию с монархом во главе. После Второй македонской войны она была распущена и в 194 г. до н. э Фламинином были созданы новая организация и новое правительство [1]. Эта организация, хоть и обязанная своим возникновением римскому государственному деятелю, была чисто греческой. Территориально эта Фессалия была не вполне та же, что в более ранний период. Она утратила некоторую часть своей северной некогда покорённой периэкской территории, но сохранила территорию на юге. При провозглашении свободы, совершённом Фламинином на Истмийских играх 196 г., в числе тех, кто объявлен был свободными были «фтиотийские ахейцы, магнесийцы, фессалийцы и перребы». Кажется, что со всеми ними обошлись одинаково. Однако, при позднейшем устроении греческих дел, прочие остались свободными в качестве независимых государств, но большая часть Фтиотийской Ахайи присоединена была к Фессалии [2]. Позже территория конфедерации была расширена до Фермопил и горы Эта. Это расширение можно в некоторой мере проследить, большей частью делая выводы из документов датируемых именами полководцев Фессалийской конфедерации. Из таких надписей можно видеть, например, что Ламия была Фессалийской по крайней мере со 186 г. до н. э. Но до этого расширения фессалийцам пришлось претерпеть сокращение территории. Ведь большая часть территории, которую Филиппу V позволено было занять как награду за его помощь римлянам против Антиоха III, забрана была у них. Своего рода компенсацией могло быть то, что фессалийцам дана была Ламия, а возможно и другие территории, бывшие под властью этолийцев [3]. За Этолией, однако, остались энианы, восточные и западные локры и дорийцы центральной Греции, как показывает то факт, что представителями этих племён в Амфиктионийском совете в 178 г. до н. э были этолийцы [4]. Энианы же (когда точно неизвестно) получили независимость и создали своё собственное государство, в котором, однако, полностью доминировала Гипата. Постановление koinon в честь Лукулла, когда он служил квестором в Греции, показывает, что ок. 85 г. до н. э koinon эта ещё существовала. Интересным фактом о её правительстве является то, что главными её магистратами была коллегия из 5 эниархов [5]. Позже энианы вошли в состав Фессалийской конфедерации и одна из знатнейших семей Гипаты дала конфедерации нескольких полководцев.
Третья македонская война позволила Фессалийской конфедерации вернуть города, отобранные у неё Филиппом Vв ходе войны римлян против Антиоха III и этолийцев, но в целом это должен был быть неприятный период для молодого государства. Как и в ходе Второй македонской войны, Фессалия со 171 по 169 гг. вновь стала главным театром военных действий, до тех пор пока римляне, наконец, не вступили в Македонию. И сами фессалийцы принимали участие в военных действиях. Воинским контингентом, упомянутым как действовавший с римской армией был кавалерийский отряд в 300-400 человек, который, согласно Ливию, во взаимодействии с войсками Пергама, служившими резервом, спас положение в битве при Каллинике в 171 г., воспрепятствовав тому, чтобы поражение римлян стало еще больше, чем оно было [6]. Так как можно быть уверенным в том, что Ливий не преувеличивал вклад союзников, то их услуги должны были быть и в самом деле важными, несмотря на то, что он заявляет, что их контингент был меньше, чем должен был бы быть. Но для небольшого государства, на территории которого находилась вражеская армия и которое должно было оберегать собственные свои города, число это вовсе не было незначительным. Окончание войны дало несколько лет мира, но он был опять нарушен в 150 г. из–за восстания Андриска. Позже, в связи с Митридатовыми войнами и римскими гражданскими войнами военные действия стали почти беспрерывными, до тех пор пока не воцарился мир с правлением Августа. В этот период, с точки зрения победителя, фессалийцы не всегда были на правильной стороне, но в целом они всё выдержали, их свобода была признана Августом и конфедерация ещё долго существовала в качестве важного инструмента местного управления и вероятно с государственным устройством, данным в 194 г. Фактически, политика свободы, как кажется, действовала в Фессалии лучше, чем в большинстве греческих государств. В отличие от этолийцев, эпиротов и ахейцев, фессалийцы одни из числа наиболее выдающихся греческих государств, не навлекли на себя гнев Рима. В 173 г. римский представитель прибыл к ним, чтобы подавить в зародыше зарождавшуюся социальную революция, которая затронула Фессалию, как и большую часть тогдашней Греции. Хотя римский третейский судья вряд ли был слишком левым или даже чересчур демократичным, кажется достигнут был существенный компромисс. Ростовщики отказались требовать чрезмерные проценты и достигнуты были договорённости, чтобы основная часть долга выплачена была в десять ежегодных платежей [7].
Государственное устройство Фессалийской конфедерации, хоть и созданное под контролем Рима было чисто греческим, как уже замечено. Оно, однако, не копировало прямо ни одно из существовавших тогда федеральных государств, но имело свои собственные характерные черты, особенно большую независимость городов друг от друга. Этим она была, вероятно, обязана смешению старых фессалийских учреждений с чертами, позаимствованными у других греческих федеративных государств, большей частью у Ахейской конфедерации. Самой бросающейся в глаза чертой нового фессалийского государственного устройства было заимствование, вероятно из–за рубежа, представительного правления с умеренных размеров синедрионом и отсутствие федерального первичного собрания. Новое ахейское законодательство, сделавшее правление этой конфедерации представительным было принято незадолго до 200 г. до н. э. и переговоры с ахейцами должен был вести лично Тит Фламинин, хорошо знакомый с их учреждениями, хотя его брат Луций имел более прямые контакты с ахейцами чем консул. Он, подобно современным государственным деятелям, возможно имел помощника или эксперта, заботившегося о деталях государственного устройства. Было б интересно знать, был ли этот эксперт греком или римлянином. Он вполне мог быть римлянином. Если Сицилийская община (Commune Siciliae) создана была уже в 212 г. до н. э. [8], то это даёт повод верить, что римские государственные деятели того времени были хорошо знакомы с греческими политическими учреждениями. Кроме того устройство, данное Магнесийской конфедерации около того же самого времени показывает, что у них не было скроенного по единому лекалу образца, приложимого к любому государству. Ведь естественно, что было большое различие между этим крошечным государством и Фессалийской конфедерацией.
Для исследования фессалийского государственного устройства мы располагаем относительно большим количеством подходящих надписей и довольно частыми упоминаниями в письменных источниках. Этот материал не позволил ещё ответить на все вопросы, но он так обширен, что не было ещё предпринято попытки собрать его и обобщить [9]. Ясно одно: Фессалийская конфедерация была олигархическим или аристократическим государством. Ливий сообщает, что когда Фламинин в 194 г. вступил в Фессалию ему пришлось заняться не только дарованием свободы городам, но и наведением порядка в запутанной ситуации. Принятые им меры включали в себя выборы сената и судей или должностных лиц в городах на основе имущественного ценза и в целом укрепление положения имущих классов, в интересах которых поддерживались мир и порядок. Так как в этом месте Ливия специально упоминается имущественный ценз для занятия должностей и так как в надписях из различных городов упоминается демос, то это как бы подразумевает, что здесь не было имущественного ценза для голосования [10]. Это вряд ли верно. Упоминание демоса и его постановлений показывает только, что в городах этих было первичное собрание, открытое для всех активных граждан. Это ничего не говорит о необходимости имущественного ценза для активного гражданства. В любом случае верховенство имущих классов очевидно как из обсуждавшегося выше места Ливия, так и из упоминавшейся уже надписи относительно активного вмешательства римлян во внутренние дела Фессалии, когда они уладили волнения, возникшие из–за задолженностей и слишком высоких процентов. Так как гражданская община конфедерации состояла из граждан различных входивших неё государств, то, что сказано было о гражданстве городов приложимо так же и к гражданству федеральному. Интересная черта управления городов — применение титула «таг», некогда горделивого титула фессалийского царя, к членам органа, совершенно очевидно включавшего в себя высших муниципальных магистратов. Число tagoi варьировалось, но обычно их было 5. Всё, что можно сказать о времени введения в употребление этого титула, это то, что он был в употреблении до римского вторжения. Когда Филипп V писал к городу Ларисса в 220 и вновь в 215 г., побуждая его к увеличению числа граждан путём приёма в граждане фессалийцев и других греков, проживавших в городе, то в Лариссе тогда было 5 тагов; они упомянуты, но не в письмах царя, а в местных постановлениях, принятых после получения этих писем [11]. Тот факт, что граждане явно были не расположены на это соглашаться, свидетельствует о замкнутости местного гражданского общества, в то время как то обстоятельство, что трое из тагов 220 г. служили в качестве таковых и в 215 г. — явное свидетельство того, что внутри этого общества власть сосредоточивалась в руках небольшой группы лидеров или политиков. Сходным образом, когда Фламинин написал в Киретии, может быть ещё до римской реорганизации, то с письмом он обратился к тагам (число их неизвестно) и к полису [12]. Многочисленные надписи свидетельствуют о наличии тагов в различных городах. Таким образом, это была характерная черта местного управления, которую римляне не изменили. Фактически, они возможно вовсе не меняли управления в городах, но лишь поддержали высшие классы и потакали той замкнутости, какую мы, например, обнаружили в Лариссе. Кроме этого, мало что можно было бы сказать об управлении городами, разве что понятно то, что в них существовали первичные собрания, хотя они и не были открыты для всех представителей низших классов. О городских советах данных мало, за исключением того, что установления Фламинин предписывали, чтоб для членства в «сенате» города был необходим высший имущественный ценз [13]. Упоминания в документах о городских буле очень редки.
Самой замечательной чертой нового федерального правительства было то, что во главе конфедерации стоял теперь ежегодно избираемый полководец — стратег, титул, который на латынь передавался как «претор». Доказательством того, что должность эта была ежегодной был тот факт, что стратег был эпонимным магистратом конфедерации. Благодаря тому, что сохранилось большое число записей о сделках, особенно о манумиссиях (освобождении рабов) имена многих из них известны и немалое их число может быть датировано с большей или меньшей точностью [14]. К несчастью город, из которого происходит полководец установить не всегда возможно, но всё же можно видеть, что большинство полководцев происходит из городов старой Фессалии, а не из районов, присоединённых позже. Исключение — семья из энианского города Гипата, давшая несколько стратегов; самый ранний из них вероятно служил в 28-27 гг. до н. э. По крайней мере одна ветвь этой семьи, сохранившая выдающееся положение в III в. н. э., позднее получила римское гражданство [15]. Данных о первичном собрании нет, единственным засвидетельствованным совещательным органом является синедрион. Таким образом, конфедерация, как кажется, обладала представительным правлением со времени своей организации в 194 г. [16]. Из данных о споре между городами Киер и Метрополис времени правления Тиберия известно, что синедрион в то время состоял по крайней мере из 334 членов [17]. К этому времени конфедерация завершила своё расширение, а синедрион так же, вероятно, свой рост. Хотя точное число городов — членов конфедерации неизвестно, несомненно оно было значительно меньше, чем число представителей. Это может означать только представительство в пропорции к населению. По этому пункту вряд ли стоит напоминать о примерах ранней Беотийской, Этолийской и Ликийской конфедераций, Эллинской лиги времён Филиппа II и его преемников, так же как и о попытках Рима урегулировать представительство в Амфиктионийской лиге [18].
Сведения о действиях синедриона в споре между Киером и Метрополисом предоставляют нам ту немногую информацию, которой мы располагаем о порядке его действий. Дело было представлено совету римским наместником и стратег конфедерации и секретарь синедриона написали отдельные письма наместнику, сообщая о предпринятых действиях. В обоих письмах сообщается, что собрание проведено было в месяце Тисии, по всем правилам, по которым полагается проводить ежемесячные собрания. Сообщения о голосовании далее показывают, что по крайней мере по важнейшим вопросам голосование было тайным под присягой или вероятно, скорее, жетонами по жребию.
Сведения о государственном аппарате показывают, что федеральное правительство подготовлено было вести дела весьма значительные, что в свою очередь указывает на сильное федеральное правительство. Но с другой стороны, фессалийские города были, кажется, более независимы в отношении друг друга и к федеральному правительству, чем то было в большинстве федеративных государств. Вопреки греческому обычному порядку, граждане одного города обычно не обладали правом энктесиса (владения недвижимостью) в других городах конфедерации. В пользу этого свидетельствует тот факт, что когда города выносили почётные постановления гражданам других общин конфедерации, они иногда включали эту привилегию. Так Ларисса даровала энктесис гражданину соседней Скотуссы и даже отправила туда послов, чтоб об этом сообщить [19]. Так как здесь была, как кажется, прямая преемственность в местных учреждениях между позднемакедонскими и раннеримскими временами, то письма Филиппа V в Лариссу от 220 и 215 гг. могут быть использованы для информации об условиях в столице. В то время в Лариссе проживали многочисленные метеки, как фессалийцы, так и другие греки. В своём первом письме Филипп советовал внести их в списки граждан; во втором, он почти что угрожал прибегнуть к принуждению. В результате все они внесены были в списки. Сохранили ли они своё гражданство с прекращением власти Филиппа над Фессалией — другой вопрос. Список новых граждан сохранился лишь частично; эта сохранившаяся часть содержит имена многочисленных бывших граждан фессалийских городов Краннона и Гортины, а так же одного лица из Самофракии. Остальная часть надписи несомненно содержала имена тех, кто переехал из ряда других городов. Ларисса как столица могла быть особо притягательной, а в других городах могло быть много меньше метеков, но представляется ясным, что гражданство в одном городе не давало гражданских прав в других городах конфедерации. Таким образом, когда конфедерация даровала чужестранным судьям из Милета и их писцу гражданство, энктесис и другие привилегии во всех городах конфедерации, это могло означать только потенциальное гражданство во всех городах, так что если они решали стать гражданами какого–то одного города, этот город не мог отказаться их принять [20]. Но конечно, они не смогли бы осуществить права гражданства ни в одном городе без предварительной регистрации.
Другой характерной чертой, которая, как кажется, свидетельствует о большой свободе городов в отношении центрального правительства — это их обыкновение разрешать пограничные споры с помощью арбитража иностранных государств и посылки собственных послов за границу, чтоб вести свои дела. Во все их дела, однако, были прямо или косвенно вовлечены Рим или римляне, так что то, что получалось в результате этого, насколько это можно проследить, проливает столько же света на «свободу» греков под римским «покровительством», сколько и на фессалийские учреждения. Самым важным и самым сложным является дело с участием двух городов из двух небольших племенных объединений к югу от собственно Фессалии — Мелитеи во Фтиотийской Ахайе и Нарфакия в Малиде. Они отделены были друг от друга горами и спорная территория являлась, отчасти, пустынной горной местностью. Спор был разрешён в 140 г. до н. э. или около того постановлением римского сената, принятым в согласии с законами фессалийцев, данными им Титом Квинкцием, т. е Фламинином. Текст этого сенатусконульта обнаружен был в Нарфакии — городе, в пользу которого было принято решение. Надпись сильно повреждена, но главные этапы тяжбы можно проследить [21]. Спор этот, как и множество других, решавшихся третейскими судьями, в прошлом несколько уже раз разбирался разными третейскими судьями. На эти более ранние соглашения ссылались мелитяне в своих показаниях сенату, упирая на тот факт, что более поздние решения в пользу Нарфакии основаны были на законах, данных фессалийцам Фламинином, намекая на то, что более ранние решения были в пользу Мелитеи и что некоторые решения Фламинина ответственны за отмену прежних решений. Таким образом, уже решения Фламинина вмешивались в то, что должно бы было быть внутренним делом конфедерации. В ином роде решение сената по делу Птелея во Фтиотийской Ахайе. Граждане его донимаемые обвинениями, выдвигаемыми против них соседним городом Ларисса во Фтиотиде и когда эти обвинения дошли до Рима, птелейцам оказал помощь гражданин более известной Лариссы в северной Фессалии, вызвавшись отправиться в Рим в качестве посла [22]. Иной порядок действий явствует из пограничного конфликта между Киером и Метрополисом в правление Тиберия. Дело было передано наместником в синедрион для вынесения решения. Вероятно, в эпоху Принципата римское правительство поначалу делало больше, чтобы поддержать успешное функционирование местных правительств, чем в эпоху Республики. Иная тенденция вызвала к жизни решение спора между Ламией и Гипатой, вынесенное в правление Адриана наместником, по указаниям от императора [23]. Оно иллюстрирует тот факт, что наряду с поддержкой императором эллинского духа, правление Адриана характеризуется усилением бюрократии.
Несмотря на то, что римское правительство вмешивалось в решение этих споров, в них нет ничего, что опровергало бы факт существования в Фессалии сильного и активного центрального правительства. Один редкий фрагмент данных указывает на преемственность между более ранней административной системой и конфедерацией в римские времена. Выше было доказано, что система тетрад введена была в ранней Фессалии как административная мера в связи с военными реформами, так что тетрархи были федеральными должностными лицами, а не местноизбранными. До нас могло б и не дойти никаких данных о существовании тетрад в римский период, но один анекдот засвидетельствовал существование тетрад а это время в качестве административных единиц. В своих «Наставлениях по управлению государством» Плутарх рассказывает, что когда некий Гермон отказался быть избранным на должность (вероятно полководца) из–за бедности, фессалийцы проголосовали, чтобы каждая тетрада помогала ему каждый месяц лагином (мера неизвестной величины) вина и медимном муки [24]. Таким образом, старые административные единицы продолжали существовать, хоть они и редко упоминаются в документах. Есть, однако, ряд случаев, когда человек обозначается как происходящий из Лариссы в Пеласгиотиде, вероятно чтобы подчеркнуть разницу между этим городом и Лариссой во Фтиотийской Ахайе [25]. Обычно о принадлежности гражданина свидетельствует только этникон его общины.
Деятельность синедриона была большей частью судебной. Греческие федеративные государства делятся на две группы: те, у кого имелся особый федеральный суд или суды и те, в которых единственным федеральным судом был совет. Фессалия, как кажется, принадлежала ко второй группе. Так синедрион разбирал спор между Киером и Метрополисом и он же, кажется, был тем органом, который выступал в качестве суда между Нарфакией и Мелитеей, когда он возник сразу после того как эти города стали членами Фессалийской конфедерации. Ещё одним свидетельством его судебной деятельности являются два постановления в честь иностранных судей, одна группа которых происходила из Миласы в Карии, а другая — из Милета. Из них первая предположительно датируется временем ок. 130 г. н. э [26]. В обеих группах число судей было небольшим, так в группе из Милета было два судьи и писец. В постановлении о судьях из Миласы имеется статья, воздающая им хвалу за то, что они примирили большинство тяжущихся без формальных судов — умение, которое, как кажется, всегда ценилось высоко. Дела, разбираемые этими судьями, до того вероятно разбирались уже местными судами в различных городах, но это федеральное правительство приглашало иностранных судей, а позже воздавало им почести. Другой источник данных о судебной деятельности — императорский рескрипт II в. н. э. обращённый к koinon фессалийцев и предписывавший, чтобы если дело идёт о насильственном отобрании чужого имущества и о владении, то вопрос о насилии должен быть разобран раньше, чем вопрос о собственности [27]. Это, как кажется, указывает на то, что фессалийким властям позволено было самим решать вопросы, которые в других провинциях разбирались наместником. В любом случае кажется странным обнаружить в «Дигестах» рескрипт, переведённый с греческого на латынь, процитированный для принятия решения о судебном разбирательстве. Как итог, можно утверждать с уверенностью, что поскольку нет сомнений в том, что большинство обычных тяжб разбирались в местных судах, то синедрион с его ежемесячными собраниями в состоянии был участвовать во всех судебных делах, которые проходили перед федеральными властями.
Городом, в котором обычно велись государственные дела и где собирался синедрион, короче столицей, совершенно очевидно была Ларисса в Пеласгиотиде. Здесь обнародованы были несколько фессалийских постановлений из тех, что сохранились. Но даже более многозначительно то, что о проводимых здесь собраниях сообщается таким образом, что подразумевается — Ларисса была обычным местом для собраний. Так в 191 г. до н. э Антиох III направил послов в Лариссу, чтоб они предстали перед собранием фессалийцев. Так же и в 172 г. до н. э, когда римские послы направились в Грецию и Македонию в рамках подготовки к Третьей македонской войне, они предстали перед собранием в Лариссе [28]. Город был местом собрания и тогда, когда разбиралось дело Киера и Метрополя. Равно важное впечатление, получаемое от исследования истории Фессалии состоит в том, что за исключением таких интерлюдий как правление Ясона из Фер, Ларисса была центром, фокусом почти всякой деятельности.
В отношении финансовой администрации и экономической жизни, значительный интерес представляют фессалийские монеты [29]. Конфедерация чеканила серебряные монеты двух стандартов — аттического и другого, согласно которому драхма весила ок. ¾ аттической драхмы, так что тетрадрахма весила только три аттических драхмы или три римских денария. Вероятно серебро аттического стандарта чеканилось для целей внешней торговли, в то время как облегчённый стандарт использовался в пределах государства и как показывают записи, расчёты в нём велись в статерах (дидрахмах) и оболах. Нумизматы полагают, что чеканка серебра прекратилась в 146 г. до н. э. Этот вывод основан на произвольном предположении, что в то время пресеклась всякая свобода и все привилегии исчезли. В любом случае, старое серебро продолжало оставаться в обороте и пошлины за освобождаемых рабов продолжали выплачиваться в статерах. Таким образом, прекращение чеканки серебра не было внезапным. В эпоху Принципата Фессалия, подобно многим другим объединениям в восточных провинциях, продолжала чеканить бронзу. Фактически, большая часть мелких денег происходила из местных монетных дворов [30]. Иногда позже, когда расчеты производились в денариях, местная бронза использовалась в качестве разменной монеты. В таком случае денарий естественно считался равным восьми оболам, а полденария — четырём. С тех пор, как бронзовая монета стала оцениваться выше стоимости своего металла, появилась прибыль от чеканки бронзы и в Фессалии, как кажется, эта прибыль доставалась федеральному правительству.
Отпуск рабов на волю повсеместно в городах происходил в соответствии с фессалийскими законами и он отражён в документах, фиксирующих пошлину за отпуск в 15 статеров, которая выплачивалась городу в котором освобождение имело место. Ок. 27 г. н. э в закон была внесена поправка или изменение, согласно которому 22½ денария равнялись 15 статерам [31]. Упоминание статеров ещё в 131 – 132 гг. н. э показывает, что пошлина, возможно, официально сохранялась в размере 15 статеров [32]. Таким образом, римский денарий рассматривался как иностранная валюта, которой фессалийские власти милостиво позволяли служить законным платёжным средством. Другая интересная деталь та, что иногда уплаченная пошлина записана была как 22 статера и 4 обола [33], что даёт доказательство того, что мелкой монетой была мелкая бронза.
Таким образом, пока чеканка и процедура отпуска рабов на волю были связаны, Фессалия продолжала идти своим собственным путём. Тот факт, что в правление Адриана она включена была вместе со свободными городами в группу государств в которые император посылал особого рода посланника, обычно называемого корректор, показывает, что Фессалия всё ещё рассматривалась как свободная, настолько свободная, насколько вообще могло быть государство, находившееся под римским влиянием [34]. Это делает возможным, что конфедерация была свободной так же и в обладании собственной системой таможенных пошлин. Следует напомнить, что в более ранней Фессалийской конфедерации развилась система, по которой эти пошлины собирало федеральное правительство и одним из обвинений в адрес Филиппа II Македонского было то, что он обратил их в свою собственную пользу; сделал он это, несомненно, в качестве главы конфедерации. После освобождения Фессалии от власти Македонии, было естественно, что система эта продолжила своё существование, но уже под контролем избранных республиканских должностных лиц конфедерации. Нет никакой причины думать, что римляне с их показным акцентом на свободу Фессалии, прекратили существование этой системы, заменив её своей собственной portoria. Разумеется, по этому пункту никаких прямых данных нет, лишь полное отсутствие упоминаний в документах о каких–либо римских должностных лицах, уполномоченных собирать portoria в Фессалии [35]. С другой стороны, Греция была так рано объявлена свободной и была такой единственной в своём роде, что неудивительно, если некоторым греческим государствам было позволено сохранить контроль над своими таможенными пошлинами.
В заключение следует сказать, что Фессалийская конфедерация, организованная в 194 г. до н. э под римским покровительством, продолжала существовать как некая особая территория вплоть до III в. христианской эры. Её устройство и система управления сохранили многое или от древнего фессалийского государства или по крайней мере черты, развившиеся до римского владычества, такие как правительства городов с советом и первичным собранием и коллегией тагов во главе администрации. Четыре старых фессалийских территориальных подразделения, известные как тетрады, сохранились в качестве административных подразделений. Города сохранили в большой мере местный патриотизм и неохотно даровали прочим фессалийцам своё гражданство или даже право владения недвижимостью на своей территории. В то же самое время федеральное правительство было сильным и устанавливало нормы, применимые во всех городах конфедерации, такие как те, что применялись к освобождению рабов. В целом федеральное правительство следовало модели наиболее развитых федеративных государств, с внутренним суверенитетом государства, осуществляемым представительным синедрионом и с полководцем (стратегом) во главе государства — должность вовсе не пустая и формальная.
Едва конфедерация была основана, как она подверглась нападению Филиппа V, в связи с его поддержкой Рима против Антиоха III. И вновь он здесь активно действовал во время Третьей македонской войны. Опуская множество других событий скажем, что Фессалия вновь приобрела особое значение во время римских гражданских войн. В ходе войны между Цезарем и Помпеем фессалийцы раскололись, но однако ж большинство, вероятно, поддержало Помпея и тогдашний фессалийский стратег в состоянии был выставить значительное войско, чтобы попытаться задержать Цезаря при Гомфах до подхода Помпея [36]. В войне Октавиана и Антония против Брута и Кассия фессалийцы, добровольно или по принуждению, в большинстве своём поддержали Брута и Кассия. Сообщают, что в дополнение к пехоте им служили 2000 фессалийких всадников [37], число большее, чем знаменитое подразделение фессалийской кавалерии, сопровождавшее Александра Великого в Азию. Но возможно, они скорее были завербованы на службу римскими вербовщиками, чем мобилизованы фессалийскими магистратами.
Но Фессалия не была наказана за свою поддержку проигравшей стороны; Цезарь, после Фарсала, до того как начал преследовать Помпея, провозгласил Фессалию свободной [38]; это несомненно означало, что её правительству позволено было продолжить или возобновить свою деятельность. Август позднее заключил более официальное соглашение с конфедерацией, когда позволил внести себя в её списки в качестве стратега на 27-26 гг. до н. э [39] Разумеется для императора или для кого–нибудь из членов его семьи не было таким уж необычным позволять вносить себя в списки в качестве местных должностных лиц, но начиная с этого времени должность стратега должна была служить частью общего соглашения 27 г. до н. э. Это должно было символизировать признание им Фессалийской конфедерации и его примирение с ней после её довольно сомнительной позиции во время гражданских войн. И Август сделал даже больше. Наряду с Никополем и Македонией, Фессалия стала одной из трёх областей, которым позволено было иметь шесть голосов в Амфиктионийской лиге [40]. На деле это могло означать сокращение представительства племён, принадлежавших к Фессалийской конфедерации [41], но это должно было давать то преимущество, что все места в лиге были теперь консолидированы и считались фессалийскими.
Таким образом, Август не только позволил Фессалийской конфедерации продолжать своё существование как греческой организации, но и даже предоставил ей особое, привилегированное положение в той особой Греции, в которой сам он был под покровительством Аполлона — Аполлона Акция и Дельф. Но греческий дух Фессалии так же выказал себя и в иных отношениях. Да, среди фессалийцев были те, кто добивался римского гражданства и среди стратегов конфедерации были римские граждане, но большинство стратегов I-II вв. н. э., имена которых сохранились, не были римскими гражданами. Далее, надписи показывают, что должность эта пользовалась популярностью и высоко ценилась. Кроме того, когда фессалийцы возвысились, они, как то свойственно грекам, отправляли разные должности в Амфиктионийской лиге и начиная с Адриана — в Панэллинской лиге. Участие в амфиктионийских делах было старой привычкой фессалийцев и могло быть совершенно естественным то, что они склонились к участию и в Панэллинской лиге. Так семья из Гипаты, историю которой можно приблизительно реконструировать по надписям, дала нескольких стратегов Фессалийской конфедерации, более чем одного эпимелета Амфиктионийской лиге и архонта Панэллинской. Женщина из этой семьи, которая к тому времени уже имела римское гражданство, вышла замуж за человека (вероятно фессалийца по происхождению), занимавшего видное положение в Афинах. Их сын стал эпонимным архонтом в Афинах и позднее, в какое–то время в III в. — консулом; интересно отметить, что путь из Фессалии к консульству шёл через Афины. Таким образом, служба в Амфиктионийской и Панэллинской лигах была вполне естественной для фессалийцев, но было столь же естественным быть привлечённым панэллинской аристократией Афин [42].


[1] Livy, XXXIV, 51, 4-6; cf. Econ. Syrv. Rome, IV, 278 f. для деятельности Фламинина в это время. Список фессалийских стратегов, даваемый Евсевием, начинается со 196 г., но данные Ливия подразумевают масштабную реорганизацию в 194 г. В связи с упоминанием в senates consultum 140 г. до н. э фессалийких законов, см. надпись IG, IX², 89, обсуждаемую ниже.
[2] Провозглашение свободы: Polyb., XVIII, 46,5; Livy, XXXIII, 32,5. Передача Фессалии территории Фтиотийской Ахайи: Polyb., XVIII, 47,7; Livy, XXXIII, 34,7.
[3] Договор о мире с этолийцами устанавливал, что они не получают назад какие–либо районы или города, которые были взяты у них или перешли к римлянам в 192 г. до н. э или позже (Polyb., XXI, 32,13; Livy., XXXVIII, 11,9). Ламия, взятая в 190 г. (Livy., XXXVII, 4,8- 5,3), как кажется из надписей, датируемых по фессалийским стратегам, была фессалийкой по крайней мере со 186 г. (IG, IX², 64-7).
[4] SIG, 3, 636; cf. Daux, Delphes, 307 f.
[5] Почести Лукуллу – SIG, 3, 743; другие важные надписи – IG, IX², 4-8; cf. особенно Swoboda, Staatsaltertumer, 437 ff.
[6] Ливий (XLII, 55,10) даёт их число свыше 300; в сообщении о построении на битву (XLII, 58,14) — 400; об их участии в битве сообщается в 59, 4-5.
[7] Livy., XLII, 5, 8-9.
[8] Rep. Gout., P. 128.
[9] Надписи, известные на то время собраны были в IG, IX², изданном в 1908 г., но с тех пор многое было обнаружено и опубликовано, большей частью в Arch. Ephem.
[10] Livy, XXXIV, 51,4-6; комментарий – Rep. Gout, p. 218, n. 30. О предположении, что здесь не было имущественного ценза для активного гражданства см. Swoboda, Staatsaltertumer, p. 241, n 10. Запутанная ситуация в Фессалии до прибытия Фламинина, как кажется, включала в себя вопросы, связанные с правами на землю. Пример урегулирования этой ситуации даёт письмо Фламинина городу Киретии (Sig, 3, 593). Главный раздел этой надписи цитируется и обсуждается в Econ. Surv. Rome, IV, 311.
[11] SIG, 3, 543; о датировке см. Walbank, Philip V, P. 297 f. В качестве, как кажется, несколько более раннего примера списка tagoi см. постановление Краннона, опубликованное Мастрокостасом (Mastrokostas E. \\ REA, LXXX, 1964, p. 312-315. Cf. Bull. Ep., 1965, n 216.
[12] SIG, 3, 593.
[13] Livy, XXXIV, 51, 6. Постановление из Галоса во Фтиотийской Ахайе (IG, IX², 107) содержит упоминание буле.
[14] См. список стратегов в IG, IX² но он, однако, должен быть дополнен теми, которые даёт Абанитопулос в Arch. Ephem., 1917, p. 146-150.
[15] A Thessalian Family under the Principate \\ CP, XLVIII, 1953, P. 86-95. Имена стратегов из этой семьи — Евбиот и Килл. Из них имя Килл очень редкое, а Евбиот — нет. Так как о происхождении Евбиота, отправлявшего обязанности стратега в 28-27 гг. не дан, то абсолютной уверенности, что он принадлежал к той семье из Гипаты нет, но шансы, что он к ней принадлежал всё таки очень высоки.
[16] Это признаёт большинство учёных, изучающих данную тему, но есть и те, кто сомневается, напр. Aymard A. L’organization de la Macedonie en 167 et la regime representatif dans le monde grec \\ CP, XLV, 1950, P. 96-107, особ. 105; но ср. Rep. Gout., P. 218, n 30.
[17] IG, IX², 261. Здесь 298 голосов было подано за Киер, 31 за Метрополис и 5 было признано недействительными.
[18] Об урегулировании дел в Амфиктионийской лиге Августом и Адрианом см. Cyrene and the Panhellenion \\ CP, XLVII, 1952, P. 7-16, особ. 13 ff.
[19] IG, IX², 519. Другие примеры даёт Кольбе: Kolbe W. Das griechische Bundesburgerrecht der hellenistischen Zeit \\ Zeitschrift der Savigny–Stiftung, XLIX, 1929, P. 129-154, особ. 150 ff. Кольбе приписывает этот запрет римлянам, но он забывает принять во внимание отношение к этому вопросу многих метеков, проживавших в Лариссе во времена писем Филиппа V к этому городу (IG, IX², 517).
[20] IG, IX², 508. Кольбе полагал, что это означало полное гражданство во всех городах, так что они могли переходить из одного в другой и осуществлять права гражданства когда пожелают без лишних формальностей.
[21] IG, IX², 89 (SIG 3, 674); cf. Roeder A. L’Arbitrage international cher les Hellenes, 1912, no XIX; Tod M. N International Arbitration amongst the Greeks, 1913, n XXIV; для датировки MRR, II, 643, дополнение к I, 480.
[22] IG, IX², 520 — постановление Птелея в его честь.
[23] Dessau, 5947a. Квинт Геллий Сентин Авгурин в комментарии назван проконсулом Македонии, но скорей он был, вероятно, проконсулом Ахайи (PIR 2, G 135). О переносе Фессалии из Ахайи в Македонию см. Econ. Surv. Rome, IV, 439.
[24] Plut. Moral., 822e — место, как кажется, неправильно понятое издателями и проигнорированное историками; cf. CP, LVIII, 1963, P.240. Наиболее правдоподобное предположение относительно тетрад этого времени, возможно, состоит в том, что они всё ещё были старыми подразделениями собственно Фессалии и не включали южные районы, приобретённые позже.
[25] IG, IX, 528, 530 et 534.
[26] IG, IX², 507 et 508.
[27] В одном месте «Дигест» (V, 1,37) он даётся как рескрипт Адриана, в другом (XLVIII, 6,5,1) — Антонина Пия. В обеих случаях он был написан по гречески.
[28] Livy, XXXVI, 8,2; XLII, 38,6.
[29] Несколько более полное описание и библиографию см. Econ. Surv. Rome, IV, 329 f; 448; The Policy of Augustus in Greece \\ Acta classica. Proceedings Class. Ass. of South Africa, I, 1958, p. 123-130, особ, 127 ff.
[30] Mattingly H. Roman Coins, 1960, p. 190 ff; Bellinger A. R Greek mints under the Roman Empire \\ Essays Presented to Harold Mattingly, 1956, p. 137-148, особ. 143-148.
[31] IG, IX², 415 перечисляет отпуски на волю при нескольких стратегах. После того, как перечислены отпуски за первое полугодие Евбиота (28-27 гг.), предшественника Августа, содержится утверждение относительно diorthoma, делавшей 22 ½ денария равными 15 статерам. После этого идёт запись об отпуске в месяце гермайосе (декабрь–январь). Вероятно, новое постановление дало результат в начале второй половины года Евбиота.
[32] IG, IX², 546. Об отпусках на волю см. так же Econ. Surv. Rome, IV, P. 456, n 21; Acta classica, I, p. 127.
[33] Некоторые примеры: IG, IX², 1295 et 1296 (несколько сделок); однако 3 обола в 1042.74.
[34] Dessau, 1067.
[35] De Laet S. J Portorium: Etude sur l’orgabisation douaniere chez les Romains, 1949, p. 295, в своём чрезвычайно кратком обзоре (кратком из–за отсутствия необходимой информации) касается portorium в Ахайе и ничего не говорит о Фессалии, впрочем так же как и о Македонии и обо всей Греции эпохи Республики (70 f).
[36] Caesar, BC, III,, 34-35, 80-81. Об этих событиях и об обращении Августа с Фессалией см. Acta classica, I, p. 125-130.
[37] Appian, BC, IV, 88.
[38] Plut., Caesar, 48,1; Appian, BC, II, 88.
[39] О датировке см. Arbanitopullos, Arch. Ephem., 1917, P. 146-150.
[40] О реорганизации Амфиктионийской лиги Августом см. так же CP, XLVII, 1952, P. 16, n 42.
[41] О составе совета непосредственно до времени Августа нет доступной информации. Для II в. до н. э. см.: SIG 3, 692; 704 E; 826 B; Daux, Delphes, p. 344-348; представители с территории конфедерации перечислены в надписях 692 и 826: фессалийцы — 2, фтиотийские ахейцы — 2, энианы -2, малийцы -1, перребы -1. Некоторое затруднение связано с надписью 704 Е.
[42] Семья, о которой здесь идёт речь, происходила из энианского города Гипата, города который, как кажется, был тесно связан с Дельфами и с амфиктионией. Семьи из более старых частей Фессалии кажется реже отправляли амфиктионийкие должности. Вест (West A. B \\ CP, XXIII, 1928, P. 267) перечисляет пять эпимелетов из Гипаты за первые два века н. э. и ни одного из других фессалийких городов. Если быть точным, то он перечисляет троих из Гипаты и двоих «фессалийцев», но этими двоими были Килл и Евбиот, которые, как мы теперь знаем, также были из Гипаты.