F 24: Захват Бесса

Arr., An. III 30, 5

Ἀριστόβουλος δὲ τοὺς ἀμφὶ Σπιταμένην τε καὶ Δαταφέρνην Πτολεμαίῳ ἀγαγεῖν Βῆσσον καὶ παραδοῦναι Ἀλεξάνδρῳ γυμνὸν ἐν κλοιῷ δήσαντας.

Аристобул, с другой стороны, утверждает, что Спитамен и Датаферн привели Бесса к Птолемею и вручили его Александру голым и прикованным к цепи

Фрагмент взят из Арриана и описывает завершение долгой погони Александра за Бессом. После победы македонцев при Гавгамеле в октябре 331 года Дарий бежит в самые отдаленные уголки своей империи, и наступление Александра принимает форму реального преследования через территорию Мидии [1]. Действительно, согласно рассказу Арриана, он узнал, что Дарий ждет его, готовый встретиться с ним в открытом поле. Однако, когда он прибыл, то обнаружил, что Дарий снова бежал, потому что союзники не добрались к нему и поэтому он не был в состоянии дать бой. Затем Александр отправился в Экбатану, где он реорганизовал свои войска. Потом он снова пустился по следу Великого царя, но тому удалось пройти через Каспийские ворота до его прибытия. Этот факт заставил Александра остановиться на несколько дней, чтобы армия отдохнула от форсированного марша. Именно здесь до него дошло известие о том, что Дарий был свергнут собственными генералами и командование было принято Бессом, сатрапом Бактрии. Этот факт побудил Александра продолжить преследование с усиленным темпом, не обращая внимания на усталость и нехватку провизии, одолевавшие армию [2]. Дария везли в открытой повозке, но когда стало известно, что Александр рядом, он был смертельно ранен и брошен на месте: когда прибыл македонский царь, он уже скончался [3].
В этот момент концепция кардинально меняется: Дарий больше не побежденный враг, а законный царь, у которого узурпатор забрал жизнь и который поэтому должен быть отомщен. Взяв на себя задачу наказания убийц Великого царя, Александр представляет себя его законным наследником, готовым сражаться, чтобы вернуть то, что по праву принадлежит ему, тогда как власть теперь в руках узурпатора. Преследование Великого царя становится охотой на того, кто его уничтожил, войной мести против нового врага.
Признаком этого поворотного момента является царское погребение, устроенное Дарию: все источники сходятся в мнении, что Александр отправил тело покойного царя в Персеполис, приказав положить его среди царских гробниц [4].
Смерть Дария датируется июлем 330 года [5]. Потом Александр отправился по следу Бесса, который тем временем сумел найти убежище в своей сатрапии Бактрии. В пути македонская армия покорила Гирканию и территорию мардов и дошла до границ с Арией [6]. Здесь Александр узнал, что Бесс стал носить тиару, надел персидскую столу и провозгласил себя царем под именем Артаксеркса [7]. Продолжая преследование, он изгнал Сатибарзана, сатрапа Арии, который намеревался привести подкрепление к Бессу, и других, которые напали на Дария в его бегстве [8].
Охота на Бесса была на мгновение прервана, потому что Александр столкнулся с некоторыми внутренними беспорядками: заговором Филоты и судом над Аминтой и его братьями, которых также обвиняли в нахождении в союзе с Филотой [9]. После этого он был арестован на территории ариаспов; был арестован также Деметрий, один из его телохранителей, также подозреваемый в участии в заговоре Филоты [10].
После принятия этих мер он возобновил погоню, направляясь в Бактрию, где нашел убежище Бесс [11].
В этот момент Арриан сообщает историю Птолемея о захвате Бесса: после того, как Александр пересек реку Окс, к нему пришли посланцы Спитамена и Датаферна и сообщили, что последние были готовы доставить Бесса, если им направят небольшой контингент; поэтому Александр замедлил поход и отправил Птолемея с отрядом [12]. Птолемей, прибыв через четыре дня в лагерь, в котором накануне находился Спитамен, узнал, что решение о выдаче Бесса не было принято окончательно. Затем он двинулся к деревне, где находился Бесс с несколькими солдатами, оставленными Спитаменом и его людьми, окружил деревню и забрал сатрапа; в этот момент он послал спросить Александра, как он хотел, чтобы Бесс был доставлен, и тот ответил, чтобы его привели обнаженным и прикованным к цепи и поставили у дороги, где он должен был пройти со своей армией. Птолемей подчинился, и Александр, проходя мимо пленника, остановился, чтобы спросить, что заставило его предать своего царя и родственника. Когда Бесс ответил, что он действовал не один, Александр приказал бичевать его, пока перечислялись обвинения против него, и отвезти его в Бактру, чтобы казнить.
Сюда же Арриан, который следовал рассказу Птолемея, добавляет цитату Аристобула, чтобы уточнить, что, согласно последнему, Спитамен и Датаферн непосредственно привели Бесса к Птолемею, и доставили его Александру голым и прикованным к цепи [13].
Прежде чем останавливаться на данных, предложенных Аррианом, стоит оценить, как эпизод с захватом Бесса сообщают другие источники.
Плутарх не задерживается на долгом преследовании: он подчеркивает лишь трудности и лишения, которым подвергались македонские солдаты и сам правитель [14]. Что касается смерти Дария, Плутарх сообщает, что в агонии Великий царь попросил воды, и в разговоре с солдатом, который утолил его жажду, он сожалел о том, что не мог вознаградить его за услугу, но добавил, что его вознаградит Александр, а тот, в свою очередь, будет вознагражден богами за доброжелательность, которую он проявил к его семье [15]. Плутарх ничего не сообщает о способе захвата Бесса. Биограф ограничивается тем, что говорит, что его привязали к двум согнутым деревьям и отпустили [16]. Поэтому внимание Плутарха направлено, с одной стороны, на то, что можно почти назвать операцией «преемник», с другой — на образцовое наказание, назначенное македонским правителем узурпатору, и, следовательно, на роль Александра как мстителя за законного государя, чьим наследником он автоматически становится.
История Арриана не совпадает с рассказом Диодора, который происходит из другого источника. У Диодора Бесс, провозглашенный Великим царем, устроил пир со своими друзьями, во время которого он поссорился с одним из своих компаньонов, Багодаром; Бесс хочет убить его, но другие гости убеждают его одуматься. Однако ночью Багодар укрылся у Александра, который предоставил ему защиту. Взамен Багодар предложил собрать других персидских генералов и организовать заговор против Бесса с последующей выдачей. Александр соглашается и обещает большие награды. Затем он поручил брату Дария и другим его родственникам покарать Бесса, и те, подвергнув его всяческим пыткам, растерзали его на куски [17]. К сожалению, сразу после этого описания в тексте Диодора есть большой пробел, и поэтому невозможно установить, были ли другие указания на дело Бесса, но, несмотря на это, эпизод кажется сам по себе завершенным. Очевидно, что Диодор отличается от Арриана и что он не следует версиям Птолемея и Аристобула, даже если факт, что Бесс передан Александру его компаньонами, а не захвачен непосредственно македонцами, приближает историю автора Исторической библиотеки к рассказу Аристобула.
У Курция Руфа Бесс не захвачен тоже [18]:
"Туда был приведен Бесс, не только скованным, но и совершенно голым. Спитамен держал его за цепь, прикрепленную к его шее, — зрелище, радующее как варваров, так и македонцев".
Совпадения с версией Аристобула очевидны: подробность с цепью, нагота заключенного, присутствие Спитамена (у Аристобула присутствует Датаферн) [19]. Затем рассказ продолжается речью Спитамена Александру, обвинениями последнего Бессу, отчаянной защитой осужденного [20].
Чтобы наказать его, Александр зовет Оксатра, брата Дария: Бесс подвешен к кресту с отрезанными ушами и носом и пронзен стрелами. Однако казнь была отложена, потому что Александр хотел убить его в том месте, где тот убил Дария [21].
Интересно отметить, что у Курция Руфа, как и у Диодора, на сцену выступает брат Дария. Следовательно, версия Курция Руфа совпадает с версией Аристобула, но также содержит подробности о брате Дария, упомянутого Диодором. История Юстина более расплывчата; из нее следует, что один из друзей Бесса привел его в цепях к Александру, а затем осужденный был оставлен брату Дария для наказания [22].
Этот разнобой в источниках приводит к выводу, что о захвате Бесса были в основном две версии: одна, которая происходит непосредственно от Птолемея и о которой сообщает только Арриан, согласно которой Бесс был захвачен самим Птолемеем, когда он был с немногими спутниками в деревне; согласно другой, с которой согласны все другие источники, Бесс был передан Александру непосредственно его бывшими союзниками. Последняя версия, хотя и с некоторыми отличиями, похоже, сообщалась Аристобулом, и не исключено, что более поздние авторы переработали его версию.
Версия Птолемея, очевидно, направлена на то, чтобы подчеркнуть активную и главную роль самого себя в захвате. Птолемей, тем самым, представляет себя тем, кто, наделенный Александром этой важной задачей, сумел поймать убийцу Дария после того, как тот долго избегал плена. Только самоутверждающий характер истории Птолемея заставляет поверить, что наиболее достоверную версию приводят Аристобул и остальная часть традиции, согласно которой Бесс подвергся тому же обращению, которое он применил к Дарию, и был выдан Александру теми, кого он считал своими самыми надежными союзниками и сподвижниками.


[1] Arr., An. III 19-30; IV 7, 3; Diod. XVII 81, 274-83; Plut., Alex. 42-43; Curt. Ruf. VI 2-6.
[2] Arr., An. III 19-21. Наряду с Бессом руководителем восстания против Дария, по словам Арриана, был также Барзаент, сатрап Арахосии и Дрангианы.
[3] Arr., An. III 21, 10.
[4] Arr., An. III 22, 1; Diod. XVII 73, 3; Just., Epit. XI 15, 15; Plin., HN XXXVI 132. Plut., Alex. 43, 7 также добавляет, что Александр послал матери Дария тело богато прибранного сына.
[5] Arr., An. III 22, 2.
[6] Arr., An. III 23-24.
[7] Arr., An. III 25, 3. Также Diod. XVII 83, 3 упоминает, что Бесс носил диадему и собирал армию
[8] Arr., An. III 25, 5-8.
[9] О суде над Аминтой, сыном Андромена, и его братьями см. Arr., An. III 27, 1-3.
[10] Arr., An. III 27, 5.
[11] О последней фазе похода в Бактрию см. Arr., An. III 28-29.
[12] Arr., An. III 29, 6 – 30, 5 (= Ptol., FGrHist 138 F 14).
[13] Arr., An. III 30, 5.
[14] Plut., Alex. 42, 5-10. Здесь вставлен знаменитый эпизод со шлемом, полным воды, от которой Александр отказался, чтобы терпеть жажду вместе со своей армией.
[15] Plut., Alex. 43, 3-4.
[16] Plut., Alex. 43, 6.
[17] Diod. XVII 83, 7-9.
[18] Curt. Ruf. VII 5, 36.
[19] Arr., An. III 30, 5.
[20] Curt. Ruf. VII 5, 37-39.
[21] Curt. Ruf. VII 5, 40-43.
[22] Just., Epit. XII 5, 10-11.