Глава VII. Малые риторы

Гений Исократа затмил всех своих современников; тем не менее в его время существовали другие ораторы и другие учителя красноречия. Одним из тех, кто заслуживает серьёзного внимания был Алкидамант, ученик Горгия или кого–то из его школы и который, хоть и был соперником Исократа, был под влиянием его стиля. Под именем его до нас дошло софистическое упражнение «Обвинение Паламеда Одиссем», не имеющее особого значения и вполне вероятно подложное и декламация «Против софистов», вероятно подлинная. По крайней мере мы можем сказать, что это сочинение способного к критической оценке и изящного писателя. Среди других его работ — два риторических упражнения: «Похвала смерти» и «Похвала Наиде» и «Мессенская речь», которая вероятно противопоставлялась «Архидаму» Исократа.
«Против софистов» — на деле нападение на методы Исократа и направлена против практики тщательного сочинения письменных речей, так как она вовсе не помогает тому, кто стремится стать оратором, безразлично политическим или же судебным. Некоторые так называемые софисты, утверждает он, будучи совершенно неспособны выступать, только пишут речи и гордясь подобным достижением, хоть и могут назвать своим наделом только малую часть риторики, претендуют именоваться знатоками всей науки. Он не третировал искусство написания речей, но считал его второстепенным, так как другие части риторики заслуживают большего внимания. Любого в меру способного человека можно, по прошествии определённого времени, научить более — менее хорошо писать; для того же, чтобы хорошо говорить надо тщательно развивать особый природный дар. Быть способным говорить экспромтом — очень ценный дар; тот кто им обладает может приспосабливаться к настроению своей аудитории, тогда как тот, кто опирается только на заранее подготовленную речь часто упускает прекрасные возможности, ведь свыше человеческих сил заучить наизусть столько речей, чтобы быть готовым в любой данный момент говорить на любую тему и перед любой аудиторией. Тот, кто привык пользоваться записанными речами, вынужден будучи говорить ex tempore, не в состоянии бывает сохранить присущий ему уровень красноречия. Этому тезису приводится много более или менее ценных доводов; все они выказывают несомненный уровень автора этого сочинения.
Дионисий полагал стиль Алкидама вульгарным и банальным [1]; Аристотель говорил, что он использует эпитеты «не как приправу, а как кушанье» [2]. Эти чрезмерно строгие суждения неприложимы ни к одной из сохранившихся его работ. Он, как кажется, возвышался над общим уровнем тогдашних риторических сочинений тем, что обладал свежими идеями. Так в речи в защиту свободы мессенян встречался тезис «бог сделал всех людей свободными; природа не сотворила человека рабом»; его характеристика «Одиссеи» как «величественного зеркала человеческой жизни» сама по себе превосходна, хоть Аристотель и заметил, что такое украшательство умаляет ценность речи, создавая впечатление чрезмерной подготовки [3].
Поликрат, ритор того же самого времени, известен как автор фиктивного «Обвинения Сократа», о котором упоминает Исократ [4]. Его «Похвала Бусириду», каннибальскому царю Египта, побудила Исократа написать своего собственного «Бусирида», чтобы показать как следует интерпретировать такую тему. Дионисий находил его бессодержательным, холодным и вульгарным [5]. Ликофрон, подражатель Горгия, несколько раз цитируется Аристотелем. Кефисодор — самый известный ритор школы Исократа, написал замечательную защиту своего учителя от нападок Аристотеля [6].
Эти малые учителя красноречия, которые упоминаются только как боковые побеги известных школ, не имели постоянного влияния на рост и развитие риторики и ораторского искусства.


[1] De Isaeo, XIX παχύτερον ὄντα τὴν λέξιν καὶ κενότερον.
[2] Rhet., III, 3,3.
[3] Ibid., III, 3,4.
[4] Busiris, §§ 5-6 . Он стремится возложить на Сократа ответственность за проступки Алкивиада.
[5] De Isaeo, XX.
[6] Dion., De Isocrate, XVIII τὴν ἀπολογίαν τὴν ὑπὲρ αὐτοῦ τὴν πάνυ θαυμαστὴν ἐν ταῖς πρὸς Ἀριστοτέλην ἀντιγραφαῖς ἐποιήσατο.