Новациан

Жизнь, датировка
В середине III в. Новациан - видный пресвитер римской общины и ее первый латинский автор. Трагедия его жизни заключается не в слабости веры, но в том, что он слишком серьезно воспринимал ее дела. Ему претит мягкость папы Сильвестра (251 г.) по отношению к христианам, отпавшим во время гонений императора Деция и желавшим вернуться в церковное лоно; он был хиротонисан в епископы по инициативе ригористических кругов, сначала весьма влиятельных. Затем римский собор из 60 епископов отлучает его от церкви. Позднее он претерпел мученическую смерть, вероятно, при Валериане. Общины "чистых" (ϰαθαροί откуда "Ketzer", нем. "еретик"), ссылающихся на Новациана, встречаются на Западе, как и на Востоке, еще в VI в. Судьба Новациана и Тертуллиана симптоматична для развития официальной церкви, которая все менее может руководствоваться прежней бескомпромиссностью и в сомнительных случаях скорее отрекается от одухотворенных одиночек, чем от масс.
Обзор творчества
Его главное произведение De trinitate написано, вероятно, ок. 240 г.; подлинность его, в которой ранее сомневались, ныне признана[1]. В тексте идет речь об Отце (1-8), Сыне (9-28), Св. Духе (29) и единстве Бога (30-31).
Кроме того, сохранились письма к Киприану и трактат De cibis Iudaicis; Новациану приписывают и произведения из корпуса Киприана (особенно De spectaculis и De bono pudicitiae).
Источники, образцы, жанры
Многочисленные латинские цитаты из Библии отклоняются от иных переводов той эпохи, известных нам. К числу богословских источников Новациана относится Ипполит, близкий ему своим ригоризмом. Предполагают также влияние Иринея, Феофила Антиохийского, Тертуллиана, Оригена. Неоплатонические мотивы, правда, еще отсутствуют. В произведениях Новациана, несмотря на разницу в убеждениях, обнаруживаются следы Стои[2], чья силлогистика оказывается для него подходящей и с помощью которой он рассматривает мир как органическое целое. В этом контексте можно распознать и вергилиевские тона (8, 44 и др.; Aen. 6, 726-730). Из Сенеки он заимствует, напр., такую подробность, как предостережения от питья натощак (epist. 122, 6) в De cibis Iudaicis, 6. Юридический словарь и стиль мышления, впрочем, не доказывают, чтобы Новациан был профессиональным адвокатом.
Литературная техника
Свои мысли Новациан развивает последовательно: различные заблуждения опровергаются в порядке строгой очередности. Бросается в глаза лишь то, как мало места отведено для темы Св. Духа, а также гимническая форма ее разработки (29, 163- 172); эта глава прерывает в остальном сжатую и целеустремленную аргументацию. Если не предполагать здесь позднейшей вставки, с риторической точки зрения можно объяснить ее как экскурс, которому и без того положено оказаться на предпоследнем месте и который дает читателю возможность отдохнуть; его аффективная форма сообразна сущности Св. Духа, Гимнический характер темы также отсылает к началу произведения, которое можно назвать гимнической космологией или гимном творению в духе псалмов[3]; грандиозное видение охватывает также небесные силы с их иерархией, так что наш мир - риторически эффектный шаг - предстает лишь самой незначительной частью творения (1, 8).
Язык и стиль
Новациан владеет латынью так, что, безусловно, она является для него родным языком. Слово trinitas в тексте нигде не встречается, хотя оно есть уже у Тертуллиана. Новациан больше, чем последний, заботится о чистоте языка. Постоянно исполненный достоинства и часто возвышенный стиль элегантен и изыскан, но чужд манерности.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Сдержанная манера Новациана сказывается в отсутствии вступления. Однако писательские его намерения можно понять из первых слов. Он говорит о regula veritatis, "правиле истины", а не regala fidei, "правиле веры". Таким образом становится ясно, что он ощущает себя защитником истинного вероучения от заблуждений. Изложение соответствует этому намерению.
Образ мыслей II
Есть только один Бог; он - творец (вопреки многочисленным гностикам). Христос - Сын этого Бога-творца (вопреки Маркиону), он - истинный человек (вопреки докетам) и истинный Бог (вопреки адопцианам). Он - второе лицо наряду с Отцом (против савеллиан), однако это не два Бога, а один Бог. Теология Новациана - доникейская; иногда, как представляется, он подчиняет Сына Отцу, поскольку он еще не полемизирует с арианами и не использует неоплатонические доводы.
Его мысль об одиночестве человеческой совести перед лицом Бога звучит очень современно. Он ведь говорит, что тому, кто во всем слушается Евангелия, ничего не нужно, кроме Божественного суда (epist. 30,1).
Традиция
Трактат De trinitate сохранился среди произведений Тертуллиана; великое имя спасло его от гибели. Утраченные ныне рукописи заменяют для нас ранние издания (см. ниже).
Влияние на позднейшие эпохи
Даже Киприан признает facundia и eloquentia Новациана (epist. 55,24; 60, 3); Иероним ценит элегантность его латыни и ставит его рядом с Тертуллианом (epist. 10, 3; 36, 1; ср. 1 Cor. 13, 2). De trinitate использует Григорий Эльвирский (Tractatus de libris SS. Scripturarum).


[1] Дискуссия у H. Weyer, изд. 1962,11—14 (лит.).
[2] H. Weyer, изд. 1962, вкл. ю, прим. 28 (лит.).
[3] Ср. также Книгу Даниила (3, 51—90) в Септуагинте и Вульгате.
Ссылки на другие материалы: