Происхождение Антифонта
*[1]
(1) Антифонт был сыном Софила и происходил из филы Эантиды, дема Рамнунта. (2) Он, родившись во время Персидских войн[2], достиг расцвета тогда же, когда и софист Горгий. (3) И первым его учителем был отец, научивший его грамоте[3]; войдя же в возраст, Антифонт начал усердно упражняться в речах. (4) Присоединив к природным дарованиям старательные упражнения, он притом не был ничьим слушателем, потому что тогда еще не было никаких составителей речей и пособий по ораторскому искусству, и ни один выдающийся софист этим не занимался; Антифонт пользовался книгами более ранних писателей, а особенно поэтов, и достиг такого мастерства, что его прозвали Нестором - за наслаждение, доставляемое его речами[4]. (5) Отказавшись от политической деятельности[5] - он был еще молод, он соорудил в Коринфе близ агоры помещение для приема слушателей, а снаружи сделал надпись, что утешает скорбящих; затем, поскольку он был корыстолюбив, а это ремесло ему мало позволяло нажиться, он принялся писать трагедии[6]. (7) Но, отказавшись и от этого, он обратился к риторике и, основав в Афинах школу, спорил с Сократом по вопросам об аргументации[7]. (8) Он обучил многих, обучил и Фукидида[8]. (9) А во время Пелопоннесской войны он достиг многого: вместе с Архептолемом и его сторонниками сверг демократию и установил правление 400[9]. Но против него была возбуждена исангелия[10], он был осужден и подвергнут наказанию, установленному для предателей, а тело его брошено без погребения. (10) А некоторые[11] говорят[12], что он погиб на Сицилии при Дионисии[13]: прибыл к нему, уже будучи стариком, и насмехался над трагедиями самого Дионисия. А тот, говорят, разгневавшись из-за этого, приказал убить Антифонта. (11) Но другие сообщают, что не из-за этого он погиб, а по их словам, из-за подозрений в том, что он хотел свергнуть тиранию. Ибо, заявляют они, Дионисий спросил его, какая медь ему нравится, а он ответил: "Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон".
[1] Этим анонимным позднеантичным текстом предваряется в рукописях Corpus Antiphonteum. На самом деле речь в нем идет не только и не столько о «происхождении» (γένος) Антифонта; это опыт его краткой биографии, предпринятый, во всяком случае, не ранее II в. н.э. – времени, когда были написаны «Жизнеописания десяти ораторов» Псевдо-Плутарха. Дело в том, что этим памятником (ошибочно приписанным Плутарху, в действительности ему не принадлежащим) активно пользуется наш неизвестный автор; в числе прочего он воспроизводит из Псевдо-Плутарха некоторые ошибки (которые в дальнейшем будут оговорены в комментарии).
[2] Указание на «Персидские войны» в узком смысле адресует к походу Ксеркса на Элладу в 480 г. до н.э. Именно в этом году, как принято считать (вполне правомерно), и родился Антифонт.
[3] Софила, отца Антифонта, некоторые источники именуют софистом, что, конечно, является анахронизмом для первой половины V в. до н.э. Возможно, тут сыграло свою роль то обстоятельство, что в имени Софила наличествует корневая морфема σοφ- (как, кстати, она наличествует и в имени Софилла, отца драматурга Софокла, который, как легко увидеть, передал оную морфему и своему знаменитому сыну). В LGPN написание имени отца Антифонта (в отличие от имени отца Софокла) передают через омегу, но отмечают, что в рукописях все-таки везде стоит омикрон.
[4] Аллюзия на красноречивого старца Нестора в поэмах Гомера.
[5] На самом деле Антифонт никогда не отказывался от политической деятельности. Просто он не всегда занимался ею в открытой форме.
[6] Очень характерная путаница между нашим Антифонтом (оратором и софистом) и его тезкой, драматургом Антифонтом. Последний жил в несколько более позднее время, его расцвет приходится на начало IV в. до н.э.
[7] Образчики споров Антифонта с Сократом приводит Ксенофонт в своих «Воспоминаниях».
[8] Великий афинский историк, судя по всем данным, прямым и косвенным, действительно был учеником Антифонта.
[9] Переворот 411 г. до н.э.
[10] После свержения режима Четырехсот, в том же 411 г. до н.э. Такой тип публичного иска, как исангелия, применялся в случае наиболее серьезных государственных преступлений.
[11] «Некоторые» – необходимое дополнение, принятое, в частности, в издании Бласса–Тальхейма.
[12] Все данные отсюда и до конца этого текста относятся к драматургу Антифонту, к интересующей нас персоне они не имеют никакого отношения.
[13] Речь идет о Дионисии Старшем.