География

Глава 30

30.3 Троглодиты подробно описаны Диодором в III 32f.
30.4 Барафра была болотистым трактом в окрестностях Пелусия и Сербонидского озера, лежащего на главной военной дороге между Египтом и Палестиной. Покрытое песком после шторма болото приобретало обманчиво твердый вид и делало путешествие по шоссе предательским. По-видимому в этих зыбучих песках исчезла египетская армия, преследующая евреев из Египта, хотя это, вероятно, произошло дальше к югу, у северной оконечности Красного моря.
30.4 Сербонидское озеро греков - повидимому египетское озеро Кmwr, или Бодуэнское озеро.

Глава 31

31.6 сл. Хотя описание здесь очевидно принадлежит городу, статистические данные, особенно о деревенях и людях, конечно применимы к целой стране. Кроме того, хотя Фивы у Гомера (Илиада IX, 381ff.) - определенно город, ко времени Геродота название, кажется, применялось не только к городу, но также и к верхнему Египту. И Аристотель (Метеор. 1,14, 351b) идет далее: "В древности же, что [теперь] зовется Фивами, и был [весь] Египет". Безотносительно причины или объяснения путаницы Диодор рационально применяет статистику ко всему Египту, не к одному городу.
32.1 Нил, от которого зависела вся структура египетской цивилизации, был в египетской мифологии связан с первобытной водой, Нут, которая, как думали, находилась под землей.
Его потоки воды, как полагали, поднимались из пещер около Асуана, или возможно в Гебель Сисиле, к югу от Фив. Даже когда границы египетского влияния продвинулись дальше на юг до Напаты во время Нового Царства, сохранялись старые представления об истоках Нила.
Источник главного потока Нила находится фактически в озере Виктория. Выше Хартума к нему присоединяется Голубой Нил, вытекающий из абиссинского плато и на двести миль далее к югу от реки Атбара. Последний - единственный приток реки к северу от Хартума, и Нил после того совершает свой одинокий путь к Средиземноморью, на протяжении 4 160 миль.
32.3 Более ранние греческие авторы сделали Нил границей между континентами Азии и Африки, деля следовательно Египет между этими двумя континентами. Геродот (II 16 сл.) несколько неясно, но, кажется, устанавливает факт, что по этому мнению Египет или по крайней мере Дельту, лежащую между двумя ветвями Нила и тем самым не принадлежащую ни Азии, ни Африке, нужно считать четвертым континентом.

Глава 33

33.1 Согласно Страбону (XVII 1.5), Мероэ был назван так Камбизом, потому что его сестра Мероэ, или согласно другим, его жена, умерла там. Фактически слово является туземным, встречаясь сперва в форме B(e)ru(e) или M(e)ru(e) в иероглифах в исторических надписях IV века до н. э.
33.3 Согласно Лукасу, "Страбон возможно упоминает восточную пустыню Египта, когда в описании Эфиопии он говорит, что "Есть также шахты меди, железа и золота" (XVII 2.2), и Диодор фактически заявляет то же самое, а именно, "Говорят, что есть в ней (то есть в Эфиопии) шахты золота, серебра, железа и меди...'; но география этого времени была очень неопределенна, и, возможно, в виду имелась южная Эфиопия, которая была в Судане, или даже Судан вообще, где эти шахты существуют, а не северная часть Эфиопии, которая была в Египте". Но Диодор и Страбон, чьи сообщения очень похожи, определяют местонахождение шахт на так называемом острове Мероэ. При меройских царях, преемниках напатских фараонов, золото было одним из главных экспортов Мероэ в Птолемеев Египет, и золотые предметы были найдены в больших количествах в царских могилах и в Напате и в Мероэ.
Нет никакого упоминания о меди в списках дани с юга, и предполагается, что медь, добываемая в восточной пустыне, была в руках египтян, а не нубийцев. Были найдены медные предметы раннего времени. Есть спор относительно того, была ли медь туземным металлом, но конечно выплавили ее позднее.
33.3 Геродот (III 97) утверждает, что эбеновое дерево было в списке дани из Эфиопии, и Диодор и Страбон, (XVII 2.2) оба упоминают о существовании эбеновых деревьев в Эфиопии. Плиний (XXIV 52), однако, опровергает это. Но маловероятно, что Египет импортировал его из Индии до сравнительно позднего времени, и надпись царя Мермера из VI династии упоминает черное дерево как продукт, доставляемый из "негритянской земли" на Верхнем Ниле, в то время как экспедиция царицы Хатшепсут XVIII династии привезла его из земли Пунт.
33.7 Общее количество устьев Нила в древности, действительно кажется, было семь, но нет общего согласия относительно их названий. Геродот приводит названия Пелусийское, Саисское, Мендесское, Буколийское, Себеннитское, Больбитинское и Канопское, в то время как у Диодора, Страбона, Помпония Мелы и Плиния они появляются как Пелусийское, Танитское (у Мелы Катаптистское), Мендесское, Фатнитское, Себеннитское, Больбитинское и Канопское (или Гераклеотское}. Фактически, два устья, Больбитинское и Буколийское (или Фатнитское) были искусственными каналами, в то время как Саисское или Мендесское и Танитское ответвляются от Себеннитского. Следовательно было только три главных устья Нила: Пелусийское, Себеннитское и Канопское, если называть с востока на запад.
33.9 Канал от Нила до Красного моря был, согласно Страбону (XVII 1.25), сначала прорыт Сесострисом. Впоследствии он был восстановлен Нехо, хотя и Геродот (II 158 сл.), и Диодор полагают, что он оставил работу незаконченной. Геродот не упоминает, закончил ли Дарий фактически канал или нет, но и Диодор, и Страбон пишут, что он оставил его незаконченным, убежденный, что Красное море было выше Египта, и затопило бы страну, если бы канал был прорыт.
Канал уходил из Нила около Бубастиса, следуя до Горьких Озер и затем поворачивая на юг по курсу настоящего канала в Красное море. Он существовал намного ранее, чем был зарегистрирован классическими авторами, возможно даже еще в XII династию. Надпись на стеле сообщает, что он был восстановлен Дарием, и главная цель восстановления, очевидно, была проложить путь в Персию.
Познер предполагает, что первоначально была естественная связь между Нилом и Красным морем. Но поскольку Красное море отступало (Горькие Озера первоначально являлись его частью), и канал бежал ниже, он постепенно углублялся вручную, и к классическим временам больше не считался ветвью Нила или даже чем-то естественным. Канал, который заменял его, существовал прежде всего в ирригационных целях, но лишь нуждался в углублении и расширении, чтобы для навигации. Северо-южный канал, соединяющий оконечность Вади с Суэцким заливом, не служил для местных потребностей, но использовался для навигации, и по-видимому он, возможно, был построен, когда центральная власть была достаточно сильна для предприятия больших работ с целью улучшения связи с внешним миром.

Глава 34

34.2 Винт был традиционно изобретением Архимеда (287-212 г. до н. э.), созданным специально для удаления воды из трюма большого корабля, построенного Гиероном II в Сиракузах. Диодор (V 37) говорит, что винты использовались в шахтах и колодцах прежде чем Архимед ввел их в Египте во время визита ко двору Птолемеев. Но даже если бы Архимед не был изобретателем, водный винт не мог быть придуман раньше обычного винта, приписываемого греческой традицией Архиту из Тарента, который умер в 394 г. до н. э. Водный винт до сих пор используется в частях верхнего Египта и других частях арабского мира для маленьких подъемников, но уже не в Дельте.
34.6 Цветок лотоса, или нимфейский лотос, содержал мелкие зерна, составлявшие основное питание неолитических людей, которые делали из них своего рода хлеб. Корень можно было есть сырым и вареным. Египетский боб, Nelumbium speciosum, могли легко перепутать с лотосом. Он рос в болотах рядом с папирусом. Головка цветка, которая, как и лотос, содержала зерна, которые ели даже во время Геродота. Согласно Феофрасту (Plants IV 8.11) можно было есть и корень.
34.7 Персея, или Mimusops Schimperi, упоминается в египетских текстах с XVIII династии. Его плоды найдены во многих гробницах; самые ранние экземпляры, датируемые III династией - из комплекса пирамиды Джосера в Саккаре.
34.8 Шелковица, Ficus sycomorus, для египтян священное дерево и, как полагали, творение Осириса. Микстуры для его использования в религиозном ритуале покрывались его священными листьями, и фрукты использовались в приношениях и в определенных медицинских формулах. Кажется, здесь путаница относительно плодов Ficus sycomorus. Диодор упоминает два определенных вида дерева, один вид, имеющий шелковицу черную, другой - подобные фиге плоды.
34.9 Феофраст (Plants IV 8.1) также предполагает, что ежевика, Rubus ulmifolius, была найдена в Египте, но нет никаких других свидетельств ее существования там в древние времена.
34.9 Cр. также 20.4, где ячменное пиво описано как ненамного уступающее вину в аромате. Создание пива ясно датируется ранним периодом, и в результате его открытие было приписано богам. Кувшины, первоначально содержащие пиво, которое теперь испарилось, были найдены относящимися к доисторическим временам. В гробницах картины хлебопечения и пивоварения связаны, так как первое является необходимым шагом ко второму.
34.11 Кики - клещевина, Ricinus, которая росла дикой в Египте. свидетельства чего были найдены в могилах Бадарийского периода, и поэтому возможно она местная. Семена растения использовались на всех стадиях египетской истории, и в Птолемеевы времена кики, или кротоновое масло было вторым только после кунжутного масла. Одним из его главных использований было в медицине, и оно часто упоминается в медицинских папирусах. Нефть не упомянута в прежние времена как источник света, но так как маслина использовалась позже, кики, и возможно кунжутное масло, должно быть, использовалось для освещения (Herodotus, II 94; Strabo XVII 2.5; Pliny, XV 7).

Глава 35

35.1 сл. В одной египетской сказке крокодил в семь локтей назван "большим", в то время как Геродот пишет, что они вырастали до семнадцати локтей. Элиан (Nat. Anim. XVII 6) говорит, что в господство Псамметиха был замечен один в двадцать пять локтей, и при Амасисе другой в двадцать шесть локтей. Конечно, Crocodilus niloticus, как известно, достигал длины приблизительно двадцати футов.
Крокодил сносит между сорока и шестьюдесятью яйцами, размером с гусиное яйцо, и зарывает их в песок, где они вылупляются через месяц. Он предпочитает открытые плесы с вяло текущими и многочисленными отмелями, и в древности он был распространен по всей длине Нила и в Дельте. Его присутствие там зарегистрировано в нашу эру Сенекой (Quaest. Nat. IV 2). К концу XVIII века он исчез из Дельты, и ушел на юг. Некоторых можно было все еще заметить в Абу Симбеле в начале 1960-х, но повышение воды из-за Большой Плотины, вероятно, вынудило их отступить.
35.6 О поклонении крокодилу см. ниже 84.4 и 89.1. Богом-крокодилом был Собек, но крокодил считался также животным Сета (Herodotus II 69; Aelian, Nat. Anim. X 21; Strabo, XVII 1.47), и, должно быть, сложилось, что на крокодила охотились и съедали, согласно Плутарху (DIO 50) в Аполлонополе, где он представлял Сета, врага Гора из Эдфу.
35.7 Ихневмон действительно ест яйца, но его естественная среда обитания - тростники и длинная трава, где крокодилы обычно не сносят яйца. Он, однако, ест яйца крокодила, если столкнется с ними.
35.8 В прежние времена распространение гиппопотама было почти то же, что и крокодила, и он также был найден выше Каира. Он исчез из Дельты к концу XVII века и исчез полностью из Египта, так как стало много огнестрельного оружия.
35.10 На гиппопотамов, кажется, охотились только по религиозным причинам. На стенах храма в Эдфу изображен ритуал ловли Гором его врагов, и в особенности Сета, представленного гиппопотамом.

Глава 36

36.1 Судя по заявлениям Диодора, что рыбу ели люди (гл. 36 и 43) и священные животные (гл. 83) кажется, что рыба, как вообще полагали, не была грязной или запретной. Она была, однако, табу для всех связанных с религией (то есть для царя и жрецов) и мертвых. В более поздние времена специальные инструкции были сделаны относительно еды или воздержания от рыбы в определенные дни, и особые рыбы были запретными в некоторых номах. Сам лов рыбы считался приятным времяпрепровождением и часто изображался на картинах в гробницах.
36.2 Описание Диодором легкости, с которой крестьяне выращивали свои зерновые культуры и отдыхали во время периода наводнения, несомненно значительно преувеличено. Несмотря на плодородие нильской грязи, были необходимы тяжелая работа и постоянная забота, чтобы вырастить урожай.
Вся сельскохозяйственная система зависела от тщательного полива, и каналы и дамбы поэтому должны были постоянно сохраняться в исправном состоянии, чтобы предотвратить и засуху и сверхнаводнение. Вообще двойной урожай получался каждый год, и когда уровень реки снижался, требовалось больше напряженных усилий. Приход наводнения естественно препятствовал работам в полях, но рабочие превращались тогда в строителей и ремесленников.
36.4 Если животных оставляли в полях достаточно долго, они удобряли области в то же самое время, когда впаптывали семя.
Иногда у классических авторов описывается втаптывание, производимое свиньей, животным Сета (Pliny XVIII 18.168; Aelian, Nat. Anim. X 16). Семя, посаженное тогда, представляет погребение Осириса, который рождается снова в новой растительности.
36.10 Приход наводнения в первый день нового года был фактически сигналом для празднества, которое означало нахождение Осириса Исидой.
36.11 О существования нилометра в Мемфисе см. также Strabo, XVII 1. 48: "на Элефантине нилометр как в Мемфисе". Геродот, однако, определенно не упоминает нилометр в Мемфисе.

Глава 37

37.3 сл. Гелланик Митиленский, Кадм Милетский и Гекатей Милетский все принадлежат к группе ранних авторов, известных как логографы, или прозаики в противоположность эпикам.
Под влиянием ионийской мысли логографы приняли критическое отношение к поэтическим и мифологическим традициям, и были ответственны за создание исторической науки.
Как историк Геродот получил немедленную популярность, но и вызвал незамедлительную критику, в то время как Фукидид и Ксенофонт действительно были хвалимы за их исторические методы, первый за научный подход, второй - за акцент на важность нравственности в политике. Эфор первым рассматривал греческий полуостров как единую страну и написал историю с мифологического периода до Филиппа Македонского. Феопомп Хиосский, историк IV века до н. э., был изгнан за симпатии к спартанцам и возвращен Александром как орудие против проперсидской олигархию. По смерти Александра он бежал в Египет.
37.5 В первые годы своего царствования Птолемей II Филадельф послал экспедицию за пределы старой границы Египта к первому порогу, вероятно, в попытке достичь нубийских золотых приисков, или охотничьих угодий слонов, которыми снабжалась его армия (Diodorus II 36). Он, конечно, не пытался аннексировать Эфиопию, но экспедиция установила регулярную связь между Египтом и Мероэ. Однако вряд ли может быть правдой, как утверждает Диодор, что ни один грек до Птолемея II не продвинулся даже до южной границы Египта, не говоря уже о пересечении границы Эфиопии. Элефантина была занята войсками Александра, и греки и македонцы, стоявшие там при Птолемее I, оставили некоторые из самых ранних дошедших до нас папирусов.
37.7 О египетской вере, что Нил возник в первобытных водах под землей, см. выше 32.1.
37.9 Плиний, V 53.10: Astapus, quod illarum gentium lingua significat: aquam e tenebris profluentem. Astaboras, hoc est: ramus aquae venientis e tenebris, "Астап, что на языке местных народов означает "вода, вытекающая из темноты". Астабор, то есть струя воды, текущая из мрака". Это может быть сравнимо с Диодоровой "водой из тьмы". С точки зрения Шафера profluentem и venientis нужно считать добавлениями Плиния, так как aqua e tenebris грамматически невозможно на латыни. Он поэтому анализирует названия:
Ast + ab (u?) + или = Вода + Темнота + Ветвь
Ast + abu = Вода + Темнота.
37.11 Ссылка на Геродота (II 32).

Глава 38

38.2 Согласно Фалесу, этесий вызывал наводнение Нила, препятствуя потоку реки к морю. Египтяне не верили, что это фактически вызывало наводнение, но считали, что, замедляя продвижение уже раздутой реки, способствовало наводнению. Под этесием Фалес по-видимому имел в виду северо-западные ветры, которые дуют летом из Средиземноморья. Они обычно связывались с наводнением в древности, и мы находим, например, в Календаре Антиоха на 14-е июля: "Орион восходит вместе с солнцем и производит воду и ветер" (Этот день был первый добавочный день года Сотис и день рождения Осириса).
38.4 Теория, приписанная здесь Анаксагору, опровергнута Геродотом (II 21) как самая вероятная, но и самая неточная. Она должна также быть найдена у Эсхила (frg. 304): "А солнце, огненно светя, дает земле жару, что топит снег: и ей в ответ священной влаги полон нильский дол цветет", что фактически недалеко от истинного объяснения, приведенного ниже в гл.41.
38.8 Это объяснение наводнения Нила можно найти у Геродота (II 25) и упомянуто у Аристофана (Nub. 273). Оно справедливо подвергается нападению Диодора и Аристида (II 341) на том основании, что, если бы это было верно, другие реки в Африке, как ожидаемо, показывали бы то же самое явление.

Глава 39

39.1 Демокрит из Абдеры, автор атомистической теории, был современником Сократа и плодовитым автором. См. также ниже 98.3.
39.3 Проливной дождь - действительно истинная причина ежегодного наводнения Нила, хотя объяснение Демокритом происхождения дождевых облаков не вполне точно.
39.7 сл. Теория Эфора относительно Нила приписана книге XI его истории. Геродот (II 10) также говорит о формировании Дельты из аллювиальных отложений в пассаже, который, кажется, весьма обязан Гекатею Милетскому.

Глава 40

40.1 сл. Хотя приведенная здесь теория, приписана "мудрецам в Мемфисе", египтяне фактически считали, что Нил имел свой источник в Асуане. У теории, кажется, скорее греческий аромат, хотя греки, начиная с Эратосфена, полагали, что земля была разделена на пять, а не на три, зоны: жаркая зона, две умеренные зоны и две арктические зоны. Однако, весьма возможно, что более поздние египтяне должны были развить подобную теорию. И это, как теория, не совсем нелепо, так как Белый Нил действительно поднимается к югу от экватора.
40.5 То, что земля была сферической, возможно, утверждалось пифагорейцами и возможно до конца VI века до н. э., но не было общепринято до времени Аристотеля. Так и Гекатей Милетский и Геродот, кажется, полагали, что она была плоской. У греков не было никакой концепции силы тяжести, и для них река, текущая по кривой поверхности, должна будет всегда течь в гору.

Глава 41

41.1 Энопид Хиосский был математиком и астрономом V века до н. э., о котором немного что известно. См. ниже 98.3.
41.4 Агафархид Книдский был историком и географом II столетия до н. э., из работы которого вся эта географическая секция может быть взята. Эта теория, чьим автором он, как предполагается, является, фактически верна. Нильское наводнение следует от дождевых облаков, которые собираются в южной части Атлантического океана и влекутся в восточном направлении, чтобы выпадать в виде тяжелых тропических дождей на абиссинское плато с апреля до сентября, и которые тут же несутся в Белый Нил Голубым Нилом и Атбарой. Водному потоку Голубого Нила удается какое-то время сдерживать воды Белого Нила, а те в свою очередь помогают снижать уменьшение потоков воды и препятствовать тому, чтобы Нил высох в сухой сезон.