Книга XVII

1. Александр[1] в своем «Объезде Красного моря» говорит, что он видел змей в сорок локтей длины, и виды крабов, панцири которых измерялись в один фут крест–накрест во всех направлениях, с клешнями, выдвинутыми на огромную длину. Но никто не посягает на них по причине того, что они, как говорят, посвящены Посейдону. И поэтому они, посвящённые богу, как подношение ему, свободны от вреда и неуязвимы к нападениям.
2. Клитарх в своем труде об Индии говорит, что есть змеи в длину шестнадцать локтей. Он также сообщает, что есть ещё один вид змей, отличный по внешнему виду от остальных, ибо он намного короче и окраска его выглядит пёстрой, как будто он окрашен пигментами: некоторые имеют бронзовые полосы, нисходящие от головы к хвосту, другие выглядят подобно серебру, третьи окрашены красным, и есть даже некоторые с золотистым отливом. Это самый писатель утверждает, что укус у них ужасный и убивает мгновенно.
3. Нимфид в девятой книге своей «Истории Птолемеев» говорит, что в стране троглодитов[2] водятся гадюки, превышающие размером другие виды гадюк, ибо длина их составляет целых пятнадцать локтей. Кроме того, черепахи имеют панцири достаточно большие, чтобы вместить шесть аттических медимнов[3].
4. Prester[4] также вид змей и если он укусит, но сначала делает человека вялым и совершенно неспособным взбодрить себя, а затем он постепенно ослабевает и уже не может дышать. Кроме того, укус вызывает потерю памяти, останавливает мочеиспускание и становится причиной выпадения волос; затем наступает удушье, которое вызывает судороги, и жизнь заканчивается в агонии.
5. Филарх в своей двенадцатой книге даёт следующее описание аспидов в Египте. Он говорит, что к ним относятся с большим уважением, и в результате такого почитания они становятся чрезвычайно кроткими и ручными. Итак, будучи кормимы с детства, они не причиняют вреда, но выползают из своих нор, когда зовут, и являются к столу. А чтобы позвать их, щелкают пальцами. Затем египтяне дарят им дружеские подарки, ибо когда они заканчивают свою трапезу, они макают ячмень в вино и мёд и кладут на стол, за которым обедали. Затем, щелкая пальцами, зовут так называемых «гостей». И аспиды по сигналу собираются, выползая из разных углов, и когда они окружают стол, в то время как остальная часть их колец остаётся на полу, они поднимают головы и лижут пищу; деликатно и шаг за шагом они насыщаются ячменем и съедают его. И если какая–нибудь нужда заставит египтянина подняться ночью, он снова щелкает пальцами: это знак для аспида уйти с пути и отступить. Так змеи понимают разницу между этим звуком и другим и их причину, и проворно отступают и исчезают, уползая в свои норы и логова. Соответственно, человек, который встал с постели не наступает и не сталкивается с ними.
6. Крокодил часто достигает огромной длины. Во всяком случае, говорят, что в царствование Псаммитиха, царя Египта[5], появился крокодил длиной в двадцать пять локтей, а в царствование Амасиса[6] появился ещё один в двадцать шесть локтей и четыре ладони[7]. И я слышал, что в Лаконском заливе водятся морские чудища огромных размеров; вот почему в соответствии с некоторыми грамматиками Гомер говорит о «Лакедемоне с чудищами морскими»[8][Il. 2.581, Od. 4.1]. А возле Киферы, говорят, морские чудища ещё больше. И оказывается, что их жилы могут использоваться как струны для арф, и даже для военных машин. И в дополнение к тому, что я уже сообщал, в Красном море водятся рыбы–скорпионы[9] и бычки в два или даже три локтя длиной. И Амомет говорит, что в Ливии есть некий город, где жрецы своими могучими заклинаниями изгоняют крокодилов шестнадцать локтей длины из некого озера. И Теокл в своей четвертой книге говорит, что в Сирте есть морские чудовища бо́льшие, чем триремы. И Онесикрит и Ортагор говорят, что у побережья Гедросии[10] (это незначительная часть Индии) водятся морские чудища в полстадии[11] длиной, и настолько сильные, что когда выдыхают (воздух) из своих ноздрей, они часто поднимают такую высокую волну, что невежественные люди принимают их за смерч.
7. Аристотель в своей восьмой книге «Истории животных» [HA 596 a 3] говорит, что слоны съедают девять македонских медимнов[12] ячменя, и кроме того шесть ячменной крупы, или даже семь, если вы ему дадите. Он также говорит, что они выпивают четырнадцать македонских метретов[13] воды, и ещё восемь после полудня. Слоны, говорит он, живут до двухсот лет, и есть такие, которые достигли трехсот лет.
Верблюд [Id. HA 595 b 31] очень не любит пить чистую, прозрачную воду, и находит илистую, грязную воду самой приятной. И в самом деле, если речь идёт о ручье или озере, он не наклоняется пить до тех пор, пока не взбаламутит ил ногами и не уничтожит красоту воды. А если он идёт по безводью, он может выдержать целых восемь дней[14].
8. В своем описании Красного моря Пифагор говорит, что там водится животное, которое живёт на побережье и называется Kêpos[15]. И это подходящее имя (kêpos, сад), ибо оно разноцветное. Взрослое животное размером с эретрийскую борзую. Но я хотел бы вернуться к вопросу о многообразии окраски и описать так, как пишет он. Его голова, спина и позвоночник до самого хвоста чисто красные, хотя вы можете увидеть вкрапления золотистых волос. Но его морда, включая щеки — белые, а оттуда золотистые полосы спускаются вплоть до шеи. Нижняя часть до груди и передние лапы целиком белые; две груди, размером с кулак, темные, но живот совершенно белый; задние ноги черные. Что касается морды, уверен, вы будете сильно заблуждаться, если сравните её с таковой бабуина.
9. Существует некое существо, называемое Onocentaura[16], и любой, кто видел оное никогда не будет сомневаться, что раса кентавров когда–то существовала, и что ремесленники не искажают природу, но что время производит даже такие существа путём смешения разнородных тел в одно. Так или иначе, по сути они явились в бытие и посетили нас в один и тот же период времени[17], но как бы там ни было, молва, более изменчивая чем воск и слишком доверчивая, вылепила их чудесным сочетанием половинки лошади и человека, тогда как о наделении их единой душой позвольте мне умолчать. Но это существо, о котором идёт речь, описывают следующим образом. Лицо у него как у человека и окружено густыми волосами. Его шея ниже лица и грудь такие же, как у человека, но соски набухшие и выделяются на груди; его плечи, руки и предплечья, ладони тоже… грудь до пояса такая же, как у человека. Но его позвоночник, ребра, живот и задние ноги напоминают таковые ослов; точно также цвет его пепельный, хотя на боках он ближе к белому. Руки этого существа служат двоякой цели, ибо когда ему нужна скорость, он помещает их перед задними ногам, и тогда он может двигаться также быстро, как другие четвероногие. Опять же, если ему необходимо сорвать что–то, или положить, захватить и крепко держать, тогда ноги становятся руками; и он больше не ходит, но садится. Существо это вспыльчиво. Во всяком случае, попав в плен, оно не будет терпеть рабство, и из стремления к свободе отвергает любую пищу и умирает от голода.
Это также рассказ Пифагора, удостоверенный Кратетом из Пергама в Мисии.
10. Беотия свободна от кротов, и это животное не роет своих нор в Лебадее, и если пойманных кротов переносят сюда из других мест, то они умирают. [Но в окрестностях Орхомена[18] они изобилуют.]
В Ливии отсутствуют дикие свиньи и олени. В Евксине нет ни головоногих моллюсков, ни корненожек, за редким случаем и в небольших количествах. И Динон говорит, что в Эфиопии водятся однорогие птицы[19], четырехрогие свиньи[20], и овцы с верблюжьей шерстью, но не дающие пряжи.
11. Те кто преуспел в испытании и исследовании таких материй, утверждают, что на Закинфе[21] люди, которых покусали каракурты[22], не только страдают всеми теми симптомами, которыми страдают жертвы где–то ещё, но кроме всего этого, ибо их тела поражены оцепенением и своего рода лихорадкой и тяжелым ознобом, и (последующей) рвотой, которая порождает конвульсии, и столбняком. Их мучает сильная боль в ушах, а также болят ступни. Более того, даже те, кто коснулся их руками, показывают симптомы мною перечисленные. Но вот что удивительно услышать, а ещё более удивительно увидеть, как, когда некоторые неукушенные лица имеют дело с водой, в которой жертвы помыли, или просто окунули ноги (как, очевидно, часто случается; на самом деле вода бывает подсунута им злыми происками врагов), они тоже страдают от тех же болей, что и жертвы укуса.
12. Я узнал, что есть особый вид жаб, который является смертельным для питья и опасным для осмотра. Что касается смертельности питья, если человек выжимает жабу, а затем добавляет кровь в другой напиток, после чего он со злым умыслом выливает его в вино или другой напиток, какой проклятые деятели этих искусств считают подходящим для смешивания с ним. Глоток приводит не к затяжной, но к мгновенной смерти. Касательно опасности рассматривания жабы. Если человек видит зверя и затем пристально, вплотную разглядывает его, тогда как он, следуя своей природе, отвечает дерзким взглядом и кроме того дыханием, которое по своей природе имеет пагубный эффект на человеческую кожу, наводит на человека бледность, так что всякий, кто не видел его, но встретил впервые, скажет, что увидел больного человека. Бледность, правда, через несколько дней исчезает.
13. Кроншнеп, по–видимому, имеет такой дар, которым отнюдь не следует пренебрегать. Так или иначе, если человек заразившийся желтухой пристально смотрит на него, и он отвечает взглядом не моргая, как будто движим ревностью к человеку, этот ответный взгляд исцеляет человека от вышеуказанного недуга.
14. Со своей стороны я не верю Евдоксу, но если других он убеждает, тогда они могут верить Евдоксу, когда он говорит, что после прохождения Геракловых Столпов[23] видел в каких–то водоёмах птиц больших чем бык. Я уже отметил, что его заявление не убеждает меня. Но то что я слышал, я не замалчиваю.
15. Аристотель говорит [HA 541 a 27], что когда самка куропатки имеет с наветренной стороны самца, эта птица через некий таинственный природный механизм становится беременной. Эта птица семь дней строит гнездо, семь дней откладывает яйца, и за такое количество дней выращивает своих птенцов.
Тимей, Гераклид и врачеватель Диокл утверждают, что жаба имеет две печени, что одна из них смертоносна, тогда как другая является её естественным противником, поскольку приносит здоровье.
16. Феопомп говорит, что во время третьей вспашки и сева[24] венеты, которые живут на берегах Адриатики раздают подарки галкам, и этими подарками являются пироги из ячменной гущи с мёдом и маслом хорошенько замешанные. Назначение этих подарков — умилостивить галок и объявить перемирие, с тем чтобы они воздержались выкапывать и собирать там и сям плоды Деметры, посеянные в землю. И Лик подтверждает это, добавляя далее следующие детали…[25] алыми ремешками, и после их установки они отступают. И тучи галок остаются за пределами границ, тогда как две или три птицы, выбранные подобно послам от города, отправляются как следует рассмотреть и прикинуть как много подарков находится здесь. После осмотра они возвращаются и созывают птиц, посылая сигнал, который естественно для них издать, а другим ответить. И птицы слетаются тучами, и если они едят вышеупомянутые подарки, то венеты знают, что наступило перемирие между ними и указанными птицами. Если однако они пренебрегают и презирают дары как скудные и отказываются от еды, жители уверены, что голод будет той ценой, которую они заплатят за отказ. Ибо вышеупомянутые птицы оставшись без еды, и так сказать, неподкупные, нападают на пашни и грабят самым беспощадным способом большую часть посеянного, выкапывая и выискивая семена в своей злобе.
17. Аминта в своем труде, который он озаглавил «Стадии», говорит, что во владениях каспиев[26] есть многочисленные стада коров и лошадей, и они неисчислимы. И добавляет следующее замечание: при определённой смене времён года крысы приходят на поля бесчисленными ордами, и прибавляет в качестве доказательства тот факт, что когда непересыхающие реки превращаются в бурный поток, крысы без колебаний переплывают их, и вцепившись зубами в хвосты друг друга, приобретая поддержку и создавая непрерывную цепь, переправляются через русло. И когда они переплывают на пашни, они сгрызают колосья до земли, взбираются на деревья и объедают плоды и сгрызают ветви, ибо они способны питаться даже этим. И поэтому каспии, чтобы защититься себя от таких набегов и разорения, учиненного крысами, воздерживаются от убийства хищных птиц, которые в свою очередь слетаются тучами и хватают крыс, и неким естественным инстинктом сами по себе отвращают голод от каспиев.
Лис во владениях каспиев так много, что они не только постоянно посещают овчарни в деревне, но даже появляются в городах. Лиса появляется в доме, будьте уверены, каким–нибудь шкодливым или воровским умыслом, но как будто бы одомашниться. И они ластятся и виляют хвостом точь-в-точь наши комнатные собачки. А крысы, которые периодически нападают на каспиев, крупнее чем египетские ихневмоны. И настолько свирепые и зловредные, и имеют настолько крепкие зубы, что в состоянии прогрызть железо. И крысы в Тередоне[27] в Вавилонии такие же, и торговцы приносят их шкурки персам, ибо они мягкие и сшитые вместе составляют тунику, которая держит человеческое тепло. Эти одежды называются candytanes или «сундуком» в соответствии с обычаем. А вот ещё одно удивительное явление, имеющее отношение к крысам. Если беременную крысу поймать и удалить плод, а после вскрытия самки, вскрыть в свою очередь зародыш, то там тоже найдутся зародыши крыс.
18. Вот ещё одна характеристика морского кота, которую я узнал. Когда человек видит его плывущим у поверхности, и если он начинает танцевать в рыбацкой лодке и выкрикивать дразнилки и насмешки, и кроме того он должен уметь играть на свирели, и если у него есть дудочка — для привлечения он должен заиграть мелодию; скат придёт в восторг (как вы знаете, у него есть уши чувствительные к музыке, и, как говорят, глаза, которые могут оценить танец) и в ответ на заклинания мягко всплывает на поверхность. Между тем рыбак продолжает пускать в ход свои чары, в то время как другой рукой берет плетёную корзину и вытягивает рыбу. И вот в чем, как я думаю, самая необычная особенность: рыба настолько увлечена, что и не подозревает, что она будет поймана.
19. Евдокс говорит, что западные галаты[28] действуют как следует, и если кто–то воспринимает его рассказы с доверием, то поверит и этому. Когда саранча тучами вторгнется в их страну и травит посевы, они возносят кое–какие молитвы и приносят жертвы, гарантированно привлекающие птиц[29]. И птицы услыхав, прилетают единым воинством и уничтожают саранчу. Если однако какой–нибудь галат поймает одну из птиц, наказанием ему будет установленная законом смерть. Но если он помилован и отпущен, это приводит птиц в волнение, и, чтобы отомстить за захваченную птицу, они не соизволяют ответить, когда их позовут в очередной раз.
20. Аристотель говорит [HA 519 a 6 ; Col. 798 a 27], что белая ласточка встречается на Самосе[30], и если ей выколоть глаза, она немедленно ослепнет, но позже «зрение возвращается и глаза просветляются» [Soph. fr. 701 P], и она опять может видеть, в соответствии с его рассказом.
21. Я слышал, что киннамон — это птица; а ещё, что она приносит веточки дерева, название которого она носит, с края земли и строит гнёзда в местах, которые наши историки, Геродот [3.111] и другие, описывают. И эти птицы, по–видимому, любят строить свои ложа и жилища <среди отвесных скал>. Соответственно, те, кто стремится заполучить эти веточки, пускают в гнёзда тяжелые стрелы, которые летят с жутким свистом из натянутой до предела тетивы. Гнёзда разрушаются и веточки осыпаются, а это и есть знаменитая корица.
22. Давайте дадим слово и Клитарху. Он говорит, что в Индии водится птица с сильными любовными пристрастиями и что она называется орион[31]. Что ж, давайте изобразим её так, как он описал её. Этот «орион» имеет такие же размеры как цапля, и ноги у него красные подобно им; глаза темные (в этом отношении они отличаются), и Природа научила её издавать сладкозвучные мелодии, словно какую–нибудь свадебную песнь с её обворожительными прелестями…
23. Клитарх говорит, что так называемый Catreus[32] уроженец Индии, и птица эта величественной красоты. Он примерно такого же размера как павлин; кончики перьев цвета изумруда, и когда он смотрит в другом направлении, вы не сможете ничего сказать о его глазах. Но если он смотрит прямо на вас, будете утверждать, что они киновариевые, кроме зрачков, и что последние имеют серый оттенок и острый взгляд. И то что белое в глазах всех других птиц — палевое[33] у катрея. Перья на голове серо–голубые и шафрановыми пятнышками, разбросанными тут и там! Ноги оранжевого цвета, а его пение мелодичное и чистое как у соловья. Использование этих птиц в пищу индами <запрещено>, с тем чтобы зрители могли бы любоваться ими. Во всяком случае видели в Индии птиц полностью алых, цвета чистейшего пламени, и они летают в такими массами, что их можно принять за облака. Другие однако крапчатые, и не очень легко сказать как они выглядят, но красота и чистота их пения являются непревзойдёнными; они могли быть, если это выражение не слишком сильное, сиренами, ибо эти сказочные девицы, прославленные поэтами и изображаемые художниками, имели крылья.
24. В обычае лебедей селиться на озёрах, болотах, прудах, и реках с неизменным, нежным и спокойным течением. Они мирные существа и доживают до старости, которая необременительна для них. Силы они страшной и это даёт им уверенность, но не настолько, чтобы они были зачинщиками нападения; против нападающих они сами будут защищаться. И поэтому они без труда берут верх над орлами, когда последние нападают на них. Ранее я уже описал[34] как они сражаются.
25. Клитарх говорит, что в Индии есть обезьяны пёстрой окраски и огромных размеров. В горных районах их так много, что, говорит Клитарх, Александр, сын Филиппа, и армия под его командованием были весьма напуганы видом их невообразимого количества, вообразив, что видят отмобилизованную армию, ожидающую их в засаде. Видите ли, обезьяны встали, когда те (македоняне) появились. Эти существа нельзя поймать ни сетями, ни с помощью гончих, преследуя по запаху, хотя и велико их мастерство охоты. Но эти обезьяны готовы плясать, если увидят танцующего человека; они даже будут играть на дудочке, если смогут узнать как дуть. Кроме того, если она подсмотрит как кто–то надевает обувь, она повторит действие; и если человек подведёт глаза ламповым нагаром[35], она захочет повторить и это. Соответственно, люди вместо указанных предметов подкладывают полые, тяжелые ботинки, сделанные из свинца, к которым снизу прикрепляют петлю, так что когда обезьяна всовывает ногу в них, она ловится в силки и не способна сбежать. И в качестве приманки для глаз люди подсовывают птичий клей вместо сажи. И инды после пользования зеркалом на виду обезьян…[36] показывают не подлинные зеркала, но таковые другого рода, на которые накинуты крепкие петли. Таково приспособление, которым они пользуются. И так обезьяны приходят, пристально наблюдают, и подражают увиденному. И от отражательной поверхности, когда они пристально вглядываются в неё, прямо в лицо брызжет сильно липкое вещество, и запечатывает им веки. Поэтому, будучи ослеплены, они ловятся без труда, потому что они не могут сбежать.
Так вот, касательно обезьян, как индийских, так и не индийских, я дал отчёты в других местах[37], но предыдущие главы содержат факты, которые обязательно заинтересуют всякого разумного человека.
26. Я не сомневаюсь, что индийские львы самые крупные, по той причине, что эта страна прекрасная мать другим животным. И они чрезвычайно дикие и свирепые. Грива этих львов на вид черная, и когда встаёт дыбом, то внушает такой страх, что лишает мужества людей. Но однажды пойманные, они могут быть приручены, хотя, конечно, не из самых крупных. Они становятся кроткими и легко одомашиваются, так что их можно вести на узде охотиться на ланей, оленей, свиней, быков и диких ослов, так как они (как я слышал) сообразительны при выслеживании по запаху.
27. Говорят, что в Ливии когда–то существовал народ, называемый Nomaei. Они непрерывно процветали на территории, где были хорошие пастбища, и поля, несомненно, были плодородны, пока, в конце концов, они не были уничтожены подавляющими ордами львов очень большого размера, которые с неодолимой смелостью напали на них. Целиком эта раса людей была уничтожена львами и полностью погибла. Приход масс львов — вещь, которую ни одно существо не может выдержать.
28. Евфорион говорит в своих «Комментариях», что в первобытные времена Самос был необитаем, ибо здесь на острове обитали животные огромных размеров, которые были свирепыми и опасными для приближающегося человека, и они назывались Neades. Ныне эти животные не более чем рёв, раскалывающий землю. Поэтому есть поговорка, ходящая на Самосе: «Он ревёт громче, чем неад». И тот же автор утверждает, что их огромные кости находятся и по сей день.
29. Когда царь индов идёт на войну против своих врагов, сто тысяч боевых слонов образуют авангард. Я знаю, что ещё три тысячи самых крупных и самых сильных держат тыл, и они обучены валить вражеские стены, нападая на них, когда царь даёт приказ; и они выворачивают их весом своей туши. Таков рассказ, данный Ктесием, который писал это по слухам. Но тот же писатель говорит, что в Вавилоне он видел пальмы, полностью выкорчеванные слонами тем же способом, животное наваливалось на них изо всех сил. Так они делают, если индийский погонщик приказываем им сделать это.
30. Зенофемид говорит, что озеро в Пеонии[38] порождает определённую рыбу, и если её дать, пока она ещё трепыхается, скотине, скот с удовольствием съест её, как это он делает с другими кормами. Но если скотине дать мёртвую рыбу, она откажется прикасаться к ней. Вот что он говорит.
31. Я слышал, что в Армении есть очень высокая скала, которая выпускает обильный поток воды. И мне говорили, что у подножия горы есть квадратный источник, каждая сторона которого полстадии, а глубина три сажени. Выяснил я дальше, что по вышеуказанному потоку часто спускается рыба, в локоть длиной и даже больше, но иногда и меньше, хотя и не намного. Некоторые из них падают полумёртвые, другие падают задыхаясь и умирают жестокой смертью. Рассказ утверждает, что они иссиня–черные и неприятные на вид. И если человек съест их, сразу последует смерть. Соответственно армяне, поскольку их страна кишит многочисленными животными, собирают этих рыб и сушат их на солнце; затем они измельчают их, после того как завяжут нос и рот, с тем чтобы предотвратить себя от вдыхания запахов, выделяемых рыбой в процессе перемалывания и несущих гибель. Затем, примешав рыбу к муке, они разбрасывают её в районах наиболее изобилующими дикими зверями; у них даже есть обычай смешивать инжир с мукой. И вот таким способом они убивают диких свиней, газелей, оленей, медведей, диких ослов и коз, тоже диких. Ибо эти животные едят фиги и муку. Но что они придумали такого для убийства львов, леопардов и волков, которые являются плотоядными? Они делают разрез в боку домашней овцы или козы, достаточно глубокий, чтобы засунуть ладонь, и засыпают в него той самой муки, а на самом деле смертельной приманки, которая подкладывается вышеуказанным животным. И так всякий раз, когда лев или леопард, или волк, или другой дикий зверь разрывает плоть и пробует её, он немедленно умирает. В целом страна Армения на самом деле кормилица и мать диких животных, особенно равнина, граничащая с рекой[39].
32. Я слышал, что в земле каспиев есть озеро[40] очень протяжённое, и что в нем водятся крупные рыбы, называемые Oxyrhynchi[41]. Итак, каспии охотятся на них, а после засолив, замариновав и высушив, укладывают на верблюдов и переправляют в Экбатану. И после удаления жира они делают муку из этих рыб; маслом, крайне жирным и свободным от зловония, они натирают себя; но внутренности они извлекают и кипятят, и из них делают клей[42], способный оказать большую пользу, ибо он крепко держит предметы вместе, и приклеивает все, что бы ни было помазано им и очень прочно. И он держит все склеенные и соединенные предметы так хорошо, что даже замоченный в воде в течение десяти дней он не растворится и не отойдёт. Кроме того, мастера по слоновой кости используют его и сотворяют самые прекрасные поделки.
33. Есть рассказ, что у каспиев встречаются птицы величиною с крупного петушка, пёстрой окраски с большим количеством оттенков. Она летает, как я слышал вверх тормашками, с вытянутыми под шею ногами, как бы поддерживая себя этими средствами; и она издаёт звуки подобные щенячьим; и летает не высоко в небе, а у самой земли, будучи не в состоянии взлететь.
Следующая птица также каспийская, или скорее даже индийская птица, ибо по своим родовым признакам упоминается как в первой, так и в последней связи, и она бывает размером с гуся. Голова у неё широкая, но плоская, а ноги длинные; окрас пёстрый, так как спина украшена фиолетовыми отметинами, тогда как живот чистейшего и великолепного алого цвета, а голова и горлышко белые. Она издаёт звуки, напоминающие козьи[43].
34. Козы каспиев чисто белые, но лишены рогов; они маленькие и курносые. Их верблюды многочисленны, а самые крупные из них размером с большую лошадь и имеют превосходную шерсть. Их шерсть так хороша, что может сравниться с милетской пряжей по мягкости. Соответственно священники и самые богатые и могущественные из каспиев одеваются в одежды из шерсти этих верблюдов.
35. Антенор в своей «Истории Крита» говорит, что нападением, предписанным небесами, рой пчёл, прославленных как медно–красные, вторгся в город людей, известных как Rhaucii[44] и искусав их, причинил тяжкие страдания. Так как люди не смогли выдержать нападение пчёл, они покинули свою страну и ушли в другое место, где из привязанности к своему «городу–матери», используя критское выражение, они основали второй Rhaucus, поскольку, хотя божество изгнало их из дома, они не могли совершенно расстаться с его именем. И Атенор утверждает, что существуют ещё остатки этого вида пчёл на горе Ида на Крите; они не так многочисленны, но до сих пор существуют и встреча с ними болезненна, как и раньше.
36. Льву очень нравится верблюжатина. Геродот свидетельствует об этом, когда говорит [7.125], что львы напали на верблюдов Ксеркса, которые несли его провизию, но, как он говорит, они не причинили вреда другим живым существам, ни вьючным животным, ни людям. Но в своем рассмотрении пищи фракийских львов Геродот показывает ничтожные знания. Арабы, однако, так как их страна является одновременно и матерью и кормилицей львов, знают эти вещи. Во всяком случае я не удивлюсь, если посредством некого таинственного инстинкта, лев, несмотря на то, что прежде никогда этого не видел, радуется верблюжатине, если будет шанс добыть её. Ибо естественный аппетит разжигает желание на определённый вид пищи, даже у тех, кто никогда не видел это раньше.
37. Несколько человек, всего шестнадцать, занимались жатвой под палящим солнцем и подавленные жаждой, отправили одного из них по воду к ближайшему источнику. Он как был так и оправился с серпом в руке и ведром для воды на плече. По прибытии он обнаружил орла охваченного мощной змеиной хваткой. Оказалось, орёл напал на змею, но добиться удачи не сумел, и не мог, как у Гомера [Il. 12. 219], отнести свою добычу птенцам. Вместо этого он угодил в змеиные кольца и был далёк от того, чтобы убить самому, и близок к тому, чтобы быть убитым. Поэтому земледелец, зная, что орёл является посланником и служителем Зевса, и зная также, что змея злобная тварь, перерубил зверя на двое вышеупомянутым серпом и спас орла от неотвратимых пут, что связывали его. И все это было исполнено как вторичная цель похода человека, и зачерпнув воды, он вернулся, смешал воду с вином и роздал товарищам, вследствие чего они несколько раз осушили свои чаши, пуская по кругу во время перекура[45]. Человек и сам собрался выпить после других, ибо случилось ему быть скорее слугой, чем сотрапезником. Но когда он поднёс чашу к губам, орёл, которому он спас жизнь, и который, к счастью для него, все ещё крутился на этом месте, чтобы вознаградить его за спасение жизни, налетел на чашу, выбил из рук и разлил питьё. Человек был раздражён, ибо он очень хотел пить, и воскликнул: «Ах, это ты» (он узнал птицу), «так–то ты благодаришь тех, кто спас тебе жизнь! Я спрашиваю тебя, это справедливо? И как после этого человек будет желать добра другому из уважения к Зевсу, который отмечает и следит за добрыми деяниями?» Таковы были его слова, и он умолк от сухости во рту. Но обернувшись, он увидел людей задыхавшимися в предсмертных судорогах. По–видимому, можно догадаться, змея срыгнула в источник и отравила воду ядом. И так орёл отплатил своему спасителю спасением жизни.
Кратет из Пергама говорит, что Стесихор воспевает это в своей поэме, которая, я думаю, не достигла широкой известности, и он процитировал, по моему мнению, надёжного свидетеля из древних времён.
38. В Каспийском море, говорят, есть острова, на которых водятся птицы разных видов, но один вид имеет такую особенность. Сообщают, что она размером с гуся, хотя ноги напоминают журавлиные. Спина у неё насыщенно–алая, тогда как брюхо зеленое. Шея белая с шафранового цвета точками, как будто обсыпанная ими. Длина не меньше двух локтей; голова узкая и длинная, клюв черный, а крик похож на лягушачий[46].
39. В стране прасиев, которые являются индийским народом, сообщает Мегасфен, есть обезьяны по размеру не уступающие крупнейшим собакам. У них хвосты пять локтей длины, на лбу растут волосы, а пышные бороды свисают на грудь. Их лица полностью белые, а все остальное тело черное. Они ручные и привязаны к человеку, и совсем незлые по природе, как обезьяны других стран[47].
40. В Индии есть область, которая располагается вокруг реки Астабора[48] в стране так называемых ризофагов (корнеедов). Примерно со времени восхода Собачьей звезды комары, которые появляются ужасающими тучами, закрывая все небо, причиняют значительный ущерб. Речь идёт об озере Аоратия[49] (которое тоже в Индии недалеко от упомянутой реки), где этих насекомых, комаров, предостаточно, а район не только является, но называется пустыней. И инды, которые живут вокруг, дают этому следующее объяснение: вышеупомянутый район раньше или изначально не был лишён человеческих существ, но скорпионы заполонили страну в количествах обессмысливающих сопротивление, и в дополнение расплодились пауки, которых они называют «четырехчелюстные». Они утверждают, что чума испортила воздух. Некоторое время жители мужественно сопротивлялись вторжению и энергично отстаивали свою землю, но когда сопротивление стало совершенно невозможным и все мужчины были уничтожены, то в конце концов, исчерпав все способы защиты от вышеупомянутых гостей, они покинули страну, оставив заветную и любезную отчизну пустыней. Возможно, я не ошибусь, если скажу, что это даже была их «материзна»[50].
41. Вторжение армии полёвок, далёкое от благодеяния, я могу вас заверить, прогнало один народ Италии из их родной страны, и сделало изгнанниками, как засуха или заморозки, или другая не по сезону напасть, уничтожив их урожай на корню. Орда воробьёв вторглась в Мидию и прогнала туземцев, разрушая и уничтожая посевы. Полусформированные лягушки выпали во множества с неба, заставив автаритов[51] перебраться в другое место. Кроме того, племя в Ливии, которое я упоминал ранее[52], было вынуждено вторжением львом покинуть родные края.
42. В Вавилонии встречаются муравьи[53] с производящей частью тела, повёрнутой в обратном направлении, в отличие от своего положения у муравьёв где–либо ещё.
43. Леопарды Карии и Ликии ни нрава жестокого, ни прыгнуть высоко не могут, хотя тело у них длинное. Но будучи ранены пиками и копьями, они оказывают сопротивление и не так–то легко уступают стали, ведя как Гомер описал [Il. 21. 577]:
Он, невзирая, что сам копьём прободён, не бросает[54]
44. Описание облика и внешнего вида носорога будет трижды неинтересным, ибо есть много греков и римлян, которые знают его очно. Но не будет никакого вреда в описании особенностей его образа жизни. Он имеет рог на конце носа, отсюда его название. Кончик рога чрезвычайно острый и его сила сравнима с железом. Кроме того он точит его об камни, а затем нападает на слонов в ближнем бою, хотя в других отношениях он не соперник ему, потому слон выше и значительно сильнее. И как только носорог подныривает под брюхо слона и наносит глубокие раны и вспарывает живот своим рогом, в короткое время слон погибает от потери крови. Носорог и слон сражаются из–за обладания пастбищами, и можно увидеть много слонов, встретивших свою смерть описанным выше способом. Однако, если носорог не достаточно проворен, чтобы сделать так как описано, но сокрушен на подходе, слон охватывает его хоботом вокруг, крепко держит, подтаскивает к себе и нападает на него, и своими бивнями рубит его на куски как топором. И хотя шкура носорога настолько прочна, что никакая стрела не может пробить её, но мощь его противника чрезвычайно превосходна.
45. По всей видимости эфиопские буйволы, которых называют «плотоядными», являются самыми дикими животными. Они в два раза больше греческих быков, а скорость очень велика. Шерсть красная, глаза серо–голубые, крупнее чем у львов. В спокойном состоянии они двигают своими рогами как ушами, но во время сражения они поднимают их вертикально вверх, и так сражаются; и как поднимет в возбуждение по некой действительно удивительной натуральной причине, их рога уже не будут косыми. Ни копьё, ни стрела не могут его поранить: железо, видишь ли, не пробивает шкуру, ибо бык ощетинивается и откидывает оружие почём зря. Он нападает на табуны лошадей и на диких животных. Соответственно пастухи, желая защитить свои стада, копают глубокие скрытые канавы и и этим средством устраивают засады на быков. И когда они попадают в эти рвы, они задыхаются от ярости. Среди троглодитов он считается царем зверей, и это истинная правда, ибо он обладает мужеством льва, резвостью лошади, силой быка, и могучее, чем железо.
46. Мнасеас в своем труде «О Европе» говорит, что существует храм Геракла и его супруги, которую поэты прославляют как дочь Геры. Говорят, что в стенах этого храма содержится большое число птиц, добавляя, что это петухи и куры. Они кормятся и общаются друг другом в соответствии со своим полом, содержатся за общественный счет и посвящены вышеуказанным богам. Куры кормятся в храме Гебы, в то время как их супруги в храме Геракла. И неиссякающий канал чистой воды течет между ними. Итак, с одной стороны ни одна курица не является в храм Геракла. С другой стороны в сезон спаривания петухи перелетают через канал, и после сообщения с курами возвращаются в свои квартиры на стороне бога, которому служат, омывшись водой, что разделяет два пола. И сначала, как естественный результат такого союза, откладываются яйца; затем, когда куры высидят их и вылупятся цыплята, петухи уводят петушков и воспитывают их, тогда как куры свои заботы посвящают воспитанию дочерей.


[1] Этот «Александр» определённо не идентичен Александру из Минда, хотя Wellmann (Hermes 26. 565) приводит причины, почему их надо рассматривать как одно и тоже лицо.
[2] Египетское и Аравийское побережье Красного моря.
[3] См. прим. к 16.14.
[4] В 6.51 отождествляется с Dipsas; современный эквивалент указать, скорее всего, невозможно.
[5] VII в. до н. э.
[6] VI в. до н. э.
[7] Ладонь — примерно 3 дюйма.
[8] Так Элиан понял κητωέσσαν, что сейчас обычно понимается как «полный оврагов».
[9] Не следует отождествлять с подкаменщиком (вид сомов. Agnostik) или с морским ершом, (Scorpaena sp.), Thompson, Gk. fishes, p. 246.
[10] См. 15.25 прим.
[11] Стадия = 600 футов.
[12] Медимн см. 16.14 прим.
[13] Метрет — около 8½ галлона.
[14] Элиан удвоил цифру Аристотеля.
[15] Или Kêbos; написание варьируется. Это длиннохвостая обезьяна.
[16] Бесхвостые обезьяны, которые были идентифицированы Госсеном (§ 241) с гориллой; более вероятно, что это шимпанзе.
[17] То есть они были временным явлением, не продолжившими свой род и вскоре вымершими.
[18] Орхомена в Беотии, около 5 миль к северо–востоку от Лебадеи.
[19] Птица–носорог.
[20] Возможно, бородавочник. Его четыре клыка ошибочно приняты за рога.
[21] Остров у западного побережья Пелопоннеса.
[22] Вид паука, небольшой, черный, и покрытый красными пятнышками; его укус ядовит и может даже привести к смерти. (Каракурт. Уже несколько раз упоминался).
[23] Гибралтарский пролив.
[24] «Третья вспашка» начиналась в начале сентября; четвертая — незадолго до равноденствия, когда почва взрыхлялась для приёма семян. Посев начинался в день осеннего равноденствия (22 сентября) или, как правило, после захода Плеяд (23 октября); см. Smith, Dict. Antiqu, 1. 60, 62, art. 'Agricultura,'
[25] По ощущениям припушённые слова были: «Они обозначают границы своих полей алыми ремешками».
[26] Область лежащая ниже южного конца Кавказа, через которую течет река Кир и впадает в Аракс недалеко от его устья. Соответствует современной Транскавказской провинции Азербайджана.
[27] Город на побережье северо–западной оконечности Персидского залива.
[28] Галатия, провинция в центре Малой Азии.
[29] Птицы о которых идёт речь σελευκίδες, розовый скворец, ср. Plin. II. X 10. 75.
[30] Аристотель упоминает белых ласточек, но Самос не назван в каком–либо отрывке, и нигде он не говорит об ослеплении и восстановлении зрения. См. fr. 524 (Rose, p. 520).
[31] Нигде более не упомянутая и вымышленная.
[32] Вероятно, «фазан Manâl».
[33] См. W. Beebe, Monog. of the Phasianidae, I. 113ff.
[34] См. 5.34.
[35] Ср. Alexia fr, 98.16. Современная индийская краска для век представляет собой смесь сажи и касторового масла.
[36] Текст испорчен; чтобы заполнить пробел, можно предложить такие строки: «[уходя, они оставляют после себя предметы похожие на эти. Такими средствами инды привлекают существ,] хотя то, что они показывают, не являются подлинным, и т. д.»
[37] См. 5.26; 7.21; 6.10; 17.39.
[38] Горный район на севере Македонии. Озеро неизвестно.
[39] Река Кир протекает через всю армянскую равнину.
[40] Каспийское море.
[41] «Очевидно осётр», Thompson, Gk. fishes. Неидентичен нильской рыбе из 10.46.
[42] Рыбий клей.
[43] Эти птицы не были идентифицированы. Возможно они сказочные.
[44] из двух критских городов, называемых «Rhaucus», один мог лежать между Кноссом и Гортиной, тогда как другой был основан на восточных склонах горы Ида.
[45] Конечно же, «во время перекуса». Agnostik.
[46] Это «читается как образный рассказ о фламинго» (Thompson, Gk. birds, p. 131).
[47] Это, пожалуй, Presbytia Johni Fisch., Gossen § 239.
[48] Астабора (совр. Атбара) достигает примерно 12‑й широты в Абиссинии и севернее впадает в Нил. Элиан по–видимому считал Индию граничащей с северо–восточной Африкой.
[49] Возможно озеро Тана, недалеко от истоков Атбары.
[50] Ср. Платон, Rep. 573 p.
[51] Поемя в Мисии.
[52] см. гл.27.
[53] Мифические.
[54] Прибавим «пламенной битвы» αλκῆς из 21.578.