Книга XI

1. Раса гипербореев и почести здесь оказываемые Аполлону воспеваются поэтами и отмечаются историками, среди которых Гекатей, но не Милетский, а из Абдеры. Много других важных материй, о которых он рассказывает, я думаю мне нет необходимости приводить сейчас, и на самом деле я должен отсрочить полное изложение на другой раз, когда это будет более приятно для меня и удобнее для моих слушателей. Вот те факты, которые эта повесть располагает меня сообщить. Этот бог имеет священниками сыновей Борея и Хионы, трех[1] числом, родных братьев, шести локтей ростом. Так что когда в обычное время они исполняют установленный ритуал вышеупомянутого бога, устремляются вниз от так называемых Рипейских гор[2] лебеди в облаках, в несчетном количестве, и после того как они облетят вокруг храма, как будто совершают тем самым очищение, они опускаются на участке храма, площади большого размера и непревзойденной красоты. Итак, всякий раз, когда певцы поют свои гимны богу, а арфисты сопровождают хор гармоничной мелодией, следом лебеди единодушно присоединяются к распеву и не было случая, чтобы пели они в диссонанс или фальшиво, но как будто получив тон от дирижёра, они распевают в унисон с туземцами, которые являются мастерами священных песнопений. Затем, когда гимн закончится, вышеуказанные крылатые хористы, так назовем их, после обычной литургии в честь бога и после пения и славословий в его адрес в течение дня, удаляются.
2. Народ Эпира и все чужеземцы прибывающие там, помимо прочих жертвоприношений Аполлону, один день в году проводят свой главный праздник в его честь с большой торжественностью и пышностью. Есть роща, посвященная богу, и вокруг нее стоит забор, а внутри змеи, и те самые змеи являются любимцами бога. Сюда входит без сопровождения жрица–девственница, принося пищу змеям. И народ Эпира утверждает, что змеи происходят от Пифона из Дельф. Если при приближении жрицы они смотрят любезно на нее и берут еду с жадностью, это означает, что они указывают на благоприятный год, свободный от неприятностей. Если однако они пугают ее и отказываются принять пищу, ею предложенную, тогда змеи предсказываю обратное вышесказанному, и что–то такое народ Эпира ожидает.
3. В Этне в Сицилии отдают почести храму Гефеста, и здесь есть забор, священные деревья, и огонь, который никогда не гаснет и никогда не спит. При храме и роще есть священные собаки, которые приветствуют и ластятся к тем, кто приходит в храм и в рощу с чистым сердцем подобающим образом, как полагается по праву, как будто животные проявляют доброту к ним и, предположительно, признают их. Если, однако, у человека руки осквернены преступлением, они кусают и разрывают его, в то время как тех кто только пришел с ложа разврата, они просто прогоняют.
4. Народ Гермионы[3] поклоняется Деметре и приносит ей жертвы в великолепной и впечатляющей манере; и называют они ее праздник «Праздником Земли». Так или сяк, я слышал, что самый крупный скот позволяет вести себя жрицам к алтарю Деметры и быть принесенным в жертву. И Аристокл приводит свидетельство моего заявления, когда где–то говорит:
«Деметра, богиня изобилия, ты являешь себя народу Сицилии и сыновьям Эрехфея, но среди жителей Гермионы ценят тебя за могучий подвиг: бык из стада, выдающихся размеров, которого даже десять мужей не могут одолеть, этого быка старая женщина, держа только за ухо, безропотно ведёт к алтарю, и он следует за ней, как дитя за своей матерью. Твоя, твоя Деметра, сила. Яви нам свою благодать и даруй каждому хозяйству в Гермионе процветание».
5. В стране давниев[4] есть знаменитый храм Афины Илионской. И говорят, что борзые, которых здесь держат, ластятся ко всем грекам, но облаивают иностранцев.
6. Во владениях аркадян есть храм Пана; Аула — название этого места. Все животные, которые здесь нашли убежище, богом почитаются как просители и сохраняются в полной безопасности. Ибо охотящиеся волки боятся входить сюда и останавливаются при одном взгляде на место убежища. Так что здесь фактически частные угодья для этих животных, позволяющие им выжить.
7. На Куриаде[5] когда олень (которых здесь огромное количество, и много охотников страстно преследуют их) нашел убежище в здешнем храме Аполлона (у него очень обширный участок), гончие лаяли на него, но не осмеливались приблизиться. А олень спокойно и бесстрашно пасся, неким таинственным инстинктом доверив богу свою безопасность.
8. Я уже упоминал[6] как по случаю народного собрания в Олимпии мухи по собственной воле, так сказать, вместе с женщинами уходят на другой берег Алфея. А на острове Левкада есть высокий мыс, на котором построен храм Аполлона, и верующие величают его Аполлоном Актийский[7]. Итак, когда идет подготовка к празднику, на котором совершают Прыжок[8] в честь бога, люди жертвуют быка мухам, и когда последние насытятся кровью, они исчезают. Да, но они уходят за выкуп, тогда как мухи в Писе не нуждаются во взятке. Поэтому последние лучше, потому что они делают то, что требуется из почтения к богу, а не ради награды.
9. Икар — это остров и лежит он на Красном море[9]. Ныне там есть храм Артемиды, множество диких коз, тучных газелей, а еще зайцев. Если кто–то спросит разрешения богини взять их, а потом начнет охотиться, он не потерпит неудачи в своем замысле, но преуспеет и будет рад ее дарам. Но если он не спросит, он ничего не возьмёт и будет наказан способом, описанном другими.
10. А теперь, раз уж я упомянул лебедей с Рипейских гор в стране гипербореев в связи с их повседневной и кропотливой службой сыну Зевса и Лето, должен ли я воздержаться от рассказа об особых свойствах священного быка, которого обожествляют египтяне? Как тогда избегнуть мне осуждения историей и Природой, которая сотворила и передала этот дар человеку? Но <никто не обвинит меня в небрежности в этом вопросе>[10], и я опишу также, что разумно, эту религиозную систему.
Среди египтян Апис считается богом, чье присутствие наиболее явно. Он рожден от коровы, на которую попала вспышка небесной молнии и стала причиной зарождения. Греки называют его Эпаф и прослеживают его происхождение от агривянки Ио, дочери Инаха. Египтяне однако отвергают эту историю как ложную, и обращаются к времени, как к своему свидетелю, ибо Инах родился на много веков позже, тогда как первый Апис посетил человечество много–много тысяч лет назад. Геродот [3. 28] и Анаксагор [Müller FHG 2. 98] представляют подтверждение и признаки этого; но египтяне не признают их, ибо они утверждают, что есть десять–двенадцать знаков, достаточных, чтобы распознать такого священного быка. Но вот то что это за знаки, и как они распределяются по всему телу животного, и какого телосложения бык, и как его украшают, вы это можете узнать из других источников. А египтяне способны объяснить какую из звезд каждый знак символизирует. И далее он говорят, что знаки указывают когда Нил поднимется, и облик вселенной. Но также можно увидеть отметку (так утверждают египтяне), которая намекает, что тьма древнее света. Другой знак поясняет форму полумесяца тому кто понимает; есть кроме того другие таинственные знаки различного смысла, которые в глазах профанов и тех кто не обучен божественной истории сложно истолковать. И всякий раз когда разносится весть, рассказывающая египтянам о рождении бога, несколько посвященных писцов, из тех что из рук отцов получили науку, посредством которой они проверяют знаки, приходят к месту где телка — возлюбленная бога — родила теленка, и в соответствии с заветами Гермеса возводят дом, где будет жить теленок, во всяком случае — некоторое время; фасадом к восходу солнца и достаточной большой, чтобы вместить кормилиц[11] теленка, ибо это очень важно, чтобы теленок был при вымени четыре месяца. И когда настает время отлучить его, тогда при восходе новой луны посвященные писцы и жрецы выходят навстречу ему, и кроме того каждый год готовят священное судно для этого бога и переправляют его на борту в Мемфис, где он находит обитель любезную сердцу и восхитительные места, чтобы здесь задержаться, и места, где он может развлечь себя, где он может бегать и качаться в пыли, и дома красивых коров, родники и источники питьевой воды, ибо его служители и жрецы говорят, что для него не хорошо всегда пить воду из Нила. Кроме того он, как говорят, нагуливает жир на этой сладкой воде, которая помогает наращивать плоть. Что касается шествий, которые они проводят, и священных обязанностей, которые они исполняют, когда египтяне празднуют откровение нового бога, танцев, которые они исполняют, праздники и собрания, которые они организуют, и то как каждая деревня и каждый город наполняется радостью — обо всем это можно очень долго рассказывать. Но тот, в чьем стаде это божественное животное родилось, считается счастливчиком, и поэтому египтяне относятся к нему с восхищением.
Апис, по–видимому, хороший прорицатель: он не убедившись, не сажает на треножник девушек или пожилых женщин, никогда не наполняет их священным вдохновением, но человек вопрошает бога, и дети, которые играют и танцуют под дудочки, становятся вдохновенными и провозглашают в такт музыки подлинный ответ бога, так что, говорят, это большая истина, чем то, что случилось на Саграсе[12].
Египтяне уподобляют Аписа Гору, когда они полагают его главной причиной плодородия их пашен и всякого урожайного года. То есть, когда они рассуждают о его пестрой окраске, видят в ней скрытый символизм, касающийся многообразия посевов. Существует рассказ священнослужителей известный не всем, что Мен, царь Египта, размышляя о некоторых животных, которым бы он мог поклоняться, выбрал быка, полагая, что это самое прекрасное из всех животных. Во всяком случае, поклонники Гомера в своем суждении по этим вопросам, говорят так как они. Ибо Гомер в своей Илиаде [2.480] так и говорит:
Словно как бык среди стада стоит, перед всеми отличный,
Гордый телец, возвышается он меж телиц превосходный:
Но факты, которые египетские писатели–зоологи измышляют в своих легендах об этом животном, мне не по вкусу.
11. «Теперь о коне деревянном» [Hom. Od. 8. 492], если можно употребить эту фразу, но петь мы будем не о коне[13], и не о засаде, но о быке Мневисе. Он, говорят египтяне, посвящен Солнцу, тогда как Апис — Луне. И согласно египтянам он также несет на себе особую отметку, показывающую, что он не поддельный, не бастард, но возлюбленный вышеупомянутого бога. На эти темы пусть говорят другие, но я хотел бы поведать рассказ египтян о проверке и доказательствах, которым они подвергают быка, чтобы убедиться высшего ли он рождения или нет.
Бокхорис, царь Египта,[14] приобрел, — уж не знаю как, — ложную славу и вымышленную известность и представляется справедливым в своих суждениях и имеющим душу праведника. А на самом деле, по–видимому, все было наоборот. Большинство его деяний здесь я обойду молчанием, но вот как он, из желания досадить народу Египта, обошелся с Мневисом. Он выставил против него дикого быка. Тогда Мневис начал реветь, и пришелец проревел в ответ. И затем чужак в гневе бросился вперёд, намереваясь напасть на быка–любимца бога, но споткнулся, врезался в ствол дерева[15] и сломал рог, после чего Мневис ударил его в бок и убил. Бокхорис был посрамлен, а египтяне возненавидели его.
Но если кто–то сочтет крайне недостойным приправлять натуральной историей легенды, то он просто глупец. Ибо я утверждаю, что и обычаи с этими быками, и что тогда случилось, и что я слышал от египтян … [16] признается ими омерзительным.
12. Любовь дельфинов к музыке и их горячее стремление к песне у всех на слуху и разнеслось на все четыре стороны, а другие рассказывают об их дружелюбии к человеку, да и мы, я думаю, уже рассуждали на эту тему раньше[17]. Но теперь я должен поведать об их уме. Так или иначе, когда дельфин окружен сетью, он остается спокоен и не думает о побеге, но пирует рыбой, что поймана вместе с ним, как если бы был приглашен на застолье, и наедается до отвала. Но как только он понимает, что сеть тянут и он приближается к берегу, он прокусывает сеть и был таков. Если однако он бывает пойман, самые добрые рыбаки продевают ему через ноздри тростник и отпускают восвояси; и дельфин, как будто он стыдится доказательства своего захвата, никогда больше не приближается к сетям. И Аристотель говорит [HA 631 a 11], что всякий раз когда один из них пойман и помещен в ящик для рыбы[18], дельфины плавают вокруг лодки в большом числе, высоко прыгают и извиваются как просители, пока рыбаки не проникнутся сочувствием и не пожалеют пленника, и уступив мольбам животных, отпустят его.
13. Говорят, что пять гончих: Санн, Подарг, Дамп, Алким и Феон, содержались вблизи Сиракуз Дафнисом, который претерпел известное взыскание[19] от руки нимфы, и при виде несчастья своего хозяина выбрали смерть после его смерти, предварительно оплакав его искренне и пролив обильные слезы.
14. Я уже говорил о различиях и разнообразии в характере слонов, и я должен теперь сказать, что у этих животных кроме того хорошая память, вот почему они помнят приказы и не обманывает ожиданий и надежд тех, кто поручил ему что–либо. Например, когда Антигон[20] осаждал Мегары, слониху по имени Никея он держал среди боевых слонов. Итак, этому животному жена надзирателя поручила младенца, которого родила за месяц до этого, отдав приказ на индийском языке, который понимают слоны. И слониха полюбила малыша и заботилась о нем, любила когда он лежит рядом и приглядывала за ним когда он хныкал; а когда он спал, слониха отгоняла мух, держа в хоботе пучок камышей, который бросали ей под ноги в качестве корма. А если ребенка не было рядом, она раскидывала свою пищу по сторонам. И мать была вынуждена, накормив малыша молоком, ложить его перед опекушней, иначе Никея давала безошибочные признаки того, что она раздражена, возмущена и даже грозит набедокурить. Частенько, если ребенок начинал плакать, она качала люльку, в которой он лежал, успокаивая его как это обычно делают няньки, — а ведь это, мужики, был слон!
15. Знаю, что уже говорил надлежащим образом о сильной ревности со стороны различных животных, а именно лысухи, собаки, и на третьем месте — аиста. Но сейчас я намерен говорить о гневе слона на оскорбление супружества. Застав жену своего дрессировщика и надзирателя за прелюбодеянием, он проткнул одним бивнем женщину, а другим любовника и убил их обоих, и оставил так лежать на оскверненной позором постели, так что когда дрессировщик пришел, он мог отметить свой грех и признать мстителя. Это произошло в Индии, но (история) проделала путь от того к этому берегу, и я узнал, что в царствование Тита, мужа милосердного и благородного, то же самое случилось в Риме, но прибавляют, что слон убил обоих обидчиков и накрыл их плащом, который и сбросил по прибытии хозяина, и обнажил двух, лежащих бок о бок, тогда как на бивне, которым он пронзил их, были видны следы крови.
16. По–видимому одна из особенностей змей — это их дар прорицания. Во всяком случае в городе Лавиний[21], тот что в Лации, названного в честь Лавинии, дочери Латина, в то время когда он воевал в качестве союзника Энея против народа, называемого рутулы, и одолел их, Эней троянец, сын Анхиза, основал вышеуказанный город; и он мог быть, образно выражаясь, бабушкой Рима, потому что из Рима Асканий, сын Энея и Креусы троянской, выступил основать Альбу, а Рим был колонией Альбы. Ну вот, в Лавинии есть священная роща, просторная и густо засаженная, а рядом святыня Геры Арголидской. В роще есть обширная и глубокая пещера, и здесь логово змея. И в определенные установленные дни благочестивые девы входят в рощу с завязанными глазами, неся в ячменный пирог в руках. И божественное внушение ведёт их прямо к месту упокоения змея, и они идут не спотыкаясь, спокойным шагом, как будто они все видят своими глазами. И если они девственны, змей принимает пищу как священную и пригодную для существа, возлюбленного богом. В противном случае пища остается нетронутой, потому что змей уже узнал и предсказал скверну. И муравьи, очищая место, растаскивают пирог лишенной девственности девушки на мелкие кусочки, такие, какие они могут с легкостью нести. И местные жители узнают о случившемся, прибывшие девицы проверяются, те, что опозорили свою девственность, наказываются в соответствии с законом.
Вот способ, которым бы я продемонстрировал способность змей к прорицанию.
17. Вот Гомер говорит [Il. 20. 131], «боги ужасны, явившись взорам». И потому что даже змей, который почитается в самых священных обрядах, имеет в себе нечто божественное, то смотреть на него неблагоприятно. И вот что я узнал об этом. В Метелиде[22], египетском городе, есть священный змей в башне, и он получает почести, служителей и рабов, и перед ним ставят стол и чашу. И каждый день они насыпают ячмень в чашу и кладут туда мед и молоко, а затем уходят, чтобы вернувшись на следующий день найти пустую чашу. Как–то раз старший служитель возымел острое желание посмотреть на змея, явился самолично выполнить обычные обязанности и удалился. И змей умастился на столе и пировал. И этот проныра открыл дверь (он закрыл дверь как это было принято) и натворил шуму. Змей был возмущён и удалился, тогда как человек, на свою погибель увидел существо, которое он хотел видеть. Он вышел не в своем уме, рассказал чему был свидетелем и признался в своем нечестивом поступке, онемел, а вскоре после этого упал замертво.
18. Вот еще особенности животных. Павлин, чтобы спастись от сглаза, ищет корень льна, как своего рода природный амулет, и носит прижав под крылом. Говорят, что если конь страдает от задержки мочи и девственница бьёт его по морде своим поясом, он сразу обильно мочится и избавляется от своей боли. А когда кобыла всецело выказывает бешеное желание случиться с конем, ее легко остановить, в соответствии с Аристотелем [HA 572 b 7], если кто–нибудь обрежет ей гриву. Ибо она испытывает стыд и больше не кокетничает, отбрасывает распутство и виляние хвостом, так как удручена своим позором. Помните, Софокл в своей драме Тиро намекает на это? Тиро представлена говорящей, и вот что она говорит [fr.. 659 P]:
И по косе скорблю, как кобылица
Младая, у которой пастухи
Во мраке стойл безжалостной рукою
Убор скосили гривы золотой.
И вот в полях, в вод зеркале текучих
Увидит образ свой она, увидит
Бесчестие поруганной красы -
Ах, и жестокий сжалится над нею;
Так стыдно ей, так больно, так обидно,
Что цвет похищен гордости былой.[23]
19. Когда дом находится на грани обрушения, мыши в нем, а также куницы, предвосхищают его разрушение и уходят. Это, как вы знаете, мол, случилось в Гелике[24], ибо народ Гелики обращался нечестиво с ионийцами, которые прибыли к ним. и убили их возле своих алтарей, тогда же (по словам Гомера [Od. 12. 394]) «Боги притом же и знаменье, в страх нас приведшее, дали». Пять дней спустя из Гелики по дороге, что вела в Керинею[25] ушли все мыши, куницы, змеи, многоножки, жуки и прочие твари такого рода. Народ Гелики, видя происходящее, наполнился изумлением, но не мог разгадать причину. Но после того как вышеупомянутые существа ушли, ночью произошло землетрясение; город был разрушен; огромная волна залила город и Гелика исчезла, тогда как, упомяну я, и десять кораблей Лакедемонян, которым случилось стоять на якоре рядом, были уничтожены вместе с городом.
Правосудие тем временем использует животных как своих служителей для наказания нечестивцев. Свидетельство тому случай с Пантаклем лакедемонянином[26]. Он, предупрежденный какими–то Дионисовыми актёрами[27], которых встретил по дороге в Киферу, не идти через Спарту, позже, когда заседал в кресле эфора, был разорван на куски собаками.
20. Адран — это город в Сицилии[28], согласно Нимфодору, и в этом городе есть храм Адрана — местного божества. Говорят, что он там несомненно присутствует. И все, что Нимфодор говорит о нем, и как он являет себя и как он милосерден и благорасположен к просителям, мы выясним в другой раз. А сейчас я должен изложить следующие факты. Есть здесь священные гончие — и они его рабы и служители; они превосходят молоссов по красоте и размеру, и здесь их не меньше тысячи. Итак, при свете дня они привечают и ластятся к посетителям святыни и рощи, будь то чужестранцы или туземцы. Но ночью они выступают в качестве охраны и проводников, и с великой доброжелательностью проводят тех кто напился и бредёт, покачиваясь по дороге, направляя каждого в его собственный дом, тогда как тех, кого в подпитии тянет на приключения, они наказывают так, как те того заслуживают, ибо они прыгают на них, рвут одежду в клочья и сдерживают их такою мерою. Но тех кого потянуло разбойничать на дороге, они рвут самым жестоким образом.
21. Существуют, по–видимому, морские улитки, которые водятся в Красном море, и отличаются красотой и большим размером. Ее раковина пурпурная, а спираль разукрашена и сделана пестрой самой Природой[29]. Вы скажите, что видите гирлянду, сплетенную из цветов различных оттенков, зеленых, золотистых и с киноварью, цветов, чередующихся через равные промежутки.
22. Природа, говорят, причинила дельфину быть в постоянном движении, и для дельфина конец движения — это конец жизни. Во всяком случае, когда возникает потребность во сне, он поднимается и плавает по поверхности так, чтобы видно было все его тело, а затем засыпает. Дремлет ли дельфин, или лишен даже частицы божественного сна? Так или иначе, когда он спит, он погружается в глубину, пока не коснется дна, а когда достигнет его, он просыпается от столкновения с морским дном и снова всплывает. И опять, когда его одолеет сон и подчинит божество, он тонет, и опять, разбуженный толчком, всплывает: и это он делает раз за разом, будучи на полпути между покоем и деятельностью, и все же ни один из них никогда не впадает в полную неподвижность.
23. В Красном море, говорят, водится плоская рыба, формой похожая на подошву. Ее чешуя на ощупь не слишком грубая; цвет золотистый, и от кончика головы до хвоста она помечена черными полосами. Кто–то опишет их как натянутые струны, по причине чего рыба получила название «арфист»[30]. Рот у нее уплотненный и иссиня–черного цвета в окружении шафранового кольца; голова полосатая, золотистая с черными полосами. Плавники чисто золотые, а хвост черный за исключение самого кончика — он чисто белый. Говорят, встречаются другие виды арфистов: некоторые полностью фиолетовые с равномерными золотыми полосами. У них кольца цвета желтушника[31] на голове: одно спускает из–под глаз до жабр, другое тянется позади глаз на полпути до нижней части головы, а еще одно обвивает шею подобно ожерелью.
24. Красное море — родина рыбы–леопарда. Согласно тем, кто видел её, своим цветом и круглыми пятнами она напоминает горного леопарда.
Оксиринх, который здесь встречается, имеет удлиненный рот, глаза, похожие на золото, и белые веки. На спине белые отметины, но ребра с обеих сторон черные, тогда как спинные плавники белые. Хвост продолговатой формы и зеленого цвета, золотистая полоса делит его пополам.
25. Птолемею Второму, также называемому Филадельфом, был показан молодой слон, он был воспитан там, где говорят на греческом языке и понимал эту речь. До этого замечательного животного считалось, что слоны понимают только язык, на котором говорят инды.
26. По–видимому даже среди бессловесных животных Природа поставила самца выше самки. Во всяком случае самец дракон имеет гребень и бороду; и петух имеет гребень и бородку; олень имеет рога, лев — гриву, а самец цикады — голос.
27. Война между ахейцами и троянцами, мол, была вызвана Еленой, дочерью Зевса; война персов против греков была вызвана Атоссой, женой Дария, которой загорелось получить афинянок в услужение[32]; долгая война в Греции[33] обязана воззванию, направленному против народа Мегары. Народы Магнесии[34] и Эфеса побуждены были к войне саранчой; народы Хаонии и Мезии — голубями[35]. А народ Фив Египетских, говорят, пошел войной против римлян из–за собаки[36].
28. Существует рассказ, что флейтист Пифохар отбил нападение волков играя громкую и благородную мелодию на своей свирели. Рой мух изгнал народ Мегары, осы — народ Фазелиды[37], а многоножки народ Ретейона[38].
29. Говорят, что у овец Понта нет желчного пузыря, тогда как у тех, что с острова Наксос — два.
30. Птицеед, по–видимому, более почтителен чем аист по этой причине: он начинает кормить своих родителей еще до того как те состарятся, но как только отрастает оперение.
31. Вот еще одна характеристика животных и превосходная. Боги взяли заботу о них, но ни наблюдают за ними, ни учитывают их в сколь–либо малой степени. Ибо, хотя они нуждаются в руководящей силе, так или иначе они обладают пониманием и знанием, пропорциональным их потребностям. И я должен пояснить насколько они любимы богами, но не многими примерами, взятыми из множества, но достаточным количеством.
Кавалерийский командир по имени Леней владел конем отличных статей, быстроногим и бесстрашным духом; на смотрах он хорошо отрабатывал учебные упражнения; на войне был вынослив; и был весьма хорош как в преследовании, когда возникал случай, так и в отступлении, когда необходимость вынуждала к этому. Как следствие, этот конь оценивался в целое состояние, и владелец считался счастливчиком среди своих товарищей кавалеристов. И вот конь, с превосходными качествами мною описанными, вследствие удара в правый глаз, был выведен из строя по зрению. Соответственно, Леней, видя, что все его надежды держатся на здоровье этого породистого коня (кавалерийский щит закрыл левый глаз, которым он мог видеть) отправился в храм Сераписа, приведя очень необычного пациента — коня, и как будто прося за брата или сына, умолял бога ради коня снизойти до его прошения, тем более, что тот не сделал ничего плохого. Ибо человек, сказал он, может навлечь на себя несчастья либо каким–нибудь нечестивым актом, либо кощунственной речью. «Но какое святотатство», воскликнул он, «или какое убийство может совершить конь, и как и какими средствами может богохульствовать?!» И он призвал бога в свидетели, что сам он никогда никому не навредил, и по этой причине умолял бога избавить его товарища по оружию и друга от слепоты. И бог, даже столь могучий, не пренебрег и не презрел исцелением бессловесного зверя, и поэтому сжалился над больным животным и человеком, который умолял за него от своего имени, и прописал лечение, но не примочками, а согревать паровыми ваннами в полдень на храмовом участке. Как только это было сделано, глаз коня выздоровел. И Леней принес благодарственную жертву и подношения за его выздоровление, тогда как конь стал на дыбы и фыркнул, и казался больше и красивее, и был преисполнен радости, и поскакал к алтарю столь величественному, и так кланялся за шаг перед ним, выражая благодарность могуществу бога, который исцелил его.
32. Земледелец рыл канаву в винограднике, чтобы посадить несколько кустов, и мотыгой ударил священного аспида, логово которого было под землей, и который не проявлял враждебности к человеку, и не ведая того, перерубил змея пополам. А когда он разрыхлил почву, он увидел в песке скрученный хвост, тогда как отрубленная часть от живота до шеи все еще ползала и закрывалась запекшейся кровью из разреза. Он был в ужасе, ушел не в своем уме, и впал в состояние настоящего безумия, не поддающегося описанию. Днем он потерял контроль над собой по этой причине; кроме того ночью он впадал в исступление, вскакивал с постели, утверждая, что аспид преследовал его, и как будто укушенный, издавал ужасающие крики и звал на помощь. Он даже говорил, что видел призрак змеи, им убитой, злобно угрожающий ему; иногда он объявлял, что укушен, и очевидно было, что его стоны вызваны болью. Так как его недуг продолжался некоторое время, его родственники взяли его как просителя в храм Сераписа, и умоляли бога избавить от призрака вышеупомянутого аспида. Что ж, бог сжалился над человеком и вылечил его. Но я описал то, как аспид не выжидал мести, и в то же время был удовлетворен местью.
33. Царю Египта был представлен павлин из Индии, самый большой и самый великолепный в своем роде. Он не пожелал взять его в общую стаю домашних птиц или для еды, но отдал его храму Зевса Защитника города, рассудив, что вышеупомянутая птица — достойное подношение богу. Эту птицу один очень богатый беспутный юноша вознамерился поймать и сделать из нее обед, ибо он постоянно потакал своим аппетитам под любыми предлогами, и в своем неумеренном обжорстве и разврате он считал разнообразие еды и то, что приобретена она опасными средствами, и то, что была она добыта ценою непомерных волнений, прибавкою удовольствия от нее. Соответственно, он предложил одному из служителей бога за внушительную взятку совершить святотатство, и обещал сверх того еще денег. И этот человек, возбуждённый тщетной надеждой, пошел к тому месту, где как он знал, ночевала птица, и попытался прибрать ее к рукам и доставить своему богатому покровителю. Но птицы он не увидел: а то, что он увидел — это был огромный аспид, который поднялся на него. Сначала он испугался и удрал, но когда развратный человек настаивал и убедил его, служитель отправился за павлином. Но птица упорхнула и подняла себя в воздух при помощи крыльев, и села, но ни на одном из священных деревьев, и ни на каком–то другом возвышенном месте, но в середине храма, и смотрела на них неморгающим взглядом, как будто хотела сказать, что она слишком умна для их козней, и поэтому не будет поймана. Соответственно, поскольку служитель ничего не достиг, развратный человек потребовал уже выданные деньги обратно; но другой отказал, говоря, что он выполнил его приказ, но не смог украсть то, что принадлежит богам. Само–собой возникла ссора, поднялся крик, и множество людей услышали шум. Затем верховный жрец прибыл в храм и спросил, что стало причиной пререканий в храме, и эти люди принялись обвинять друг друга. Богач, подвергнутый угрозам за богохульство и оскорбление, уехал, а потом, проглотив кость другой птицы, заболел и умер вкорчах, тогда как нечестивый служитель был наказан правителем города за святотатство. Что касается птицы, ее не видели ни живой, ни мертвой, но история гласит, что, прожив сто лет, она исчезла.
34. Следующая история похожа на предыдущую и совпадает с нею. Некто Кисс, преданный слуга Сераписа, стал жертвой заговора со стороны женщины, которую когда–то любил, а потом взял в жены: он съел несколько змеиных яиц, которые причинили ему боль; он оказался в тяжелом состоянии и ему грозила смерть. Но он молился богу, который велел ему купить живую мурену и сунуть руку в чан с существом. Кисс повиновался и засунул руку. И мурена вцепилась и держалась на ней, но когда она оторвалась, она в то же самое время оторвала болезнь человека. Это потому, что мурена служитель бога–целителя. Вот басня, достигшая моего слуха.
35. И этот же бог в дни Нерона вылечил при помощи бычьей крови Хрисерма, который рвал кровью и уже начинал чахнуть. Я упоминаю эти факты потому, что животные настолько возлюблены богами, что те спасают им жизни, но когда боги желают, они спасают других. Именно этот бог (Серапис), когда Василид критский впал в тяжелую болезнь, избавил его от этого ужасного недуга, приказав отведать ослятины. И результат соответствовал названию животного, так как бог указал на это лечение и средство прослабило[39] его.
На эту тему сказано достаточно.
36. Вот еще особенности животных. Кобылы, как полагают, наилучше подходят для упряжки в колесницы. Я узнал, что тренеры утверждают, что лошади очень любят купания и натирания. И Семонид в своих ямбах [fr. 7. 57 D] говорит, что лошадей даже натирают благовониями. И персы, когда с Киром воевали в Лидии[40], держали верблюдов вместе со своими лошадьми, тем самым пытаясь избавить от страха, который те у них вызывали.
37. Рыбы у которых нет чешуи называются «хрящевыми»: например мурена, угорь, электрический скат (torpedo), морской кот, морской дьявол, рыба–собака (акула); <«китообразные»> - дельфин, кит, тюлень; это единственные водные живородящие существа. «Головоногие моллюски» — это название дано тем, кто не имеет костей: например, осьминог, каракатица, кальмар, морской анемон; у них нет крови и отсутствует кишечник. «Ракообразные» — омары, креветки, крабы всех видов[41]; эти линяют от «старости». «Панцирные» — устрицы, багрянки, рапаны, раковины–трубы[42], морские ежи, раки. «Пилозубые» животные — это волк, собака, лев, леопард; они, как известно, плотоядные. Зубы–резцы на обеих челюстях имеют человек, лошадь, осел, и эти существа склонны к ожирению. Животные у которых верхние и нижние зубы соединяются равномерно — бык, овца, коза. Животные с выступающими зубами — дикий кабан, слепыш; у слона, я полагаю, рога, а не зубы. Насекомые — оса, пчела; у них, говорят, нет даже лёгкого. «Амфибии» — гиппопотам, выдра, бобр, крокодил. Чешуйчатые существа — ящерица, саламандра, черепаха, крокодил, змея; они также, за исключением черепах и крокодила шелушатся «от старости». Животные с нераздвоенными копытами — лошадь, осел; парнокопытные животные — вол, олень, коза, овца, свинья. Существа с пальцами — человек и собака. С перепончатыми ногами и плоскими когтями — лебедь, гусь. Существа с кривыми когтями — ястребы и орлы. В других местах я уже упоминал отличительные признаки животных.
38. Как кажется, египетский гусь также любит свое потомство и ведёт себя как куропатка. Ибо он точно также кружится по земле впереди своих птенцов и даёт преследователю надежду поймать себя; тем временем птенцы успевают спастись. А когда они уже на безопасном расстоянии, родитель взлетает и был таков.
39. Египтяне говорят, что ястреб, пока он жив и активен, является возлюбленным богов, а когда он уходит из этой жизни и избавляется от тела и становится бестелесным духом, он пророчествует и насылает сны. Египтяне говорят, что трехногий ястреб появился среди них, и верующие принимают это утверждение как истину.
40. Куропатки Пафлогонии, согласно Феофрасту [fr. 182] имеют два сердца. А Феорпомп говорит, что зайцы в Бисалтии каждый имеет удвоенную печень. И Апион говорит — если он не сочиняет — что в некоторых краях у оленей четыре почки. Этот же автор утверждает, что во времена Атофа[43], сына Мена, появился журавль с двумя головами, что это означало процветание Египта; а в царствование другого царя появилась птица с четырьмя головами, и Нил переполнился как никогда раньше и плоды и посевы дали небывалый урожай. Никокреонт Кипрский владел оленем с четырьмя рогами; он дал его как подношение в Дельфы и написал под ним:
«Это было твое деяние, О сын Лето, могучий лучник,
что Никокрент добыл этого четырехрогого оленя».
Кроме того там были даже четырех- и трехрогие овцы в храме Зевса Градохранителя. А я сам видел священного быка с пятью ногами, который был подношением этому богу в великом городе Александра, в прославленной роще бога, где плотные насаждения персеи давали желанную тень и прохладу. Это был теленок воскового цвета, и у него была нога, прилегающая к плечу, излишняя для ходьбы, хотя и отлично сформированная. Правда, эти явления выглядят далёкими от соответствия природе, но я сообщил то, что я сам видел и слышал.


[1] Вернее два, Калас и Зет.
[2] Баснословная гряда гор от которой приходил ветер; за горами жили гиперборейцы.
[3] Город на юго–восточном побережье Арголиды.
[4] Народ на северо–западе Апулии.
[5] Мыс на южном побережье Кипра.
[6] См. 5.17.
[7] Знаменитый Акциум (Actium) — место битвы флотов Антония и Августа. Agnostik.
[8] Страбон (10.452) сообщает, что на ежегодном празднике преступника, к которому привязывали живых птиц, чтобы смягчить падение (или «прыжок»), бросали в море, затем его подбирал лодочник и вывозил из страны.
[9] Icarus. Вернее в северной части Персидского залива. Более правильно обычное написание Ихара (Ichara).
[10] Текст испорчен и перевод предположительный.
[11] «Кормильцами» являются коровы, которые вскармливают Аписа–теленка молоком.
[12] Река (больше не идентифицируемая) в Бруттии была местом сражения между локрами и народом Кротона где–то в VI в. до н. э. Локры с помощью Диоскуров победили войско превосходящее их более чем в десять раз. Известие о победе достигло Спарты в тот же день и было воспринято с недоверием. См. Свида ἀληθέστερα κτλ.
[13] Деревянный Конь, при помощи которого греки проникли в Трою. См. Verg. Am. 2.13-267.
[14] Возм. 9‑й век. до н. э.
[15] Persea. Возможно, не имеет никакого отношения к многочисленным тропическим деревьям и кустарникам рода Персея из семейства Лавровых, самый известный представитель которых авокадо. Agnostik.
[16] Текст испорчен.
[17] См. 2.6.
[18] Или «кадка», в которую бросалась пойманная рыба.
[19] См. Элиан. VH 10.18. Дафнис был любим нимфой и поклялся глазами быть верным ей. Он соблазнил дочь царя и выплатил взыскание.
[20] Антигон Гонат, соправитель Деметрия II, царя Македонии, воевал против Пирра, осадил и вернул Мегару, прибл. в 270 г. до н. э.
[21] Элиан спутал Лавиний и Ланувий. См. Prop. 4.8.5ff.
[22] Город на северо–западе Дельты.
[23] Пер. В. Н. Ярхо.
[24] В Ахаии, около мили от Коринфского залива. В 373 до н. э. делегация Ионии пришла просить статую Посейдона в Гелике или, по крайней мере, доступ к храму и алтарю, и возле самого алтаря они были убиты народом Гелики. В том же году город был разрушен землетрясением. Paus. 8.24.6.
[25] Городок в нескольких минутах ходьбы к югу от Гелики.
[26] Пантаклей упомянут как эфор 407 г. до н. э. в двух интерполируемых отрывках Ксенофонта, Hell. 1.3.1 и 2.3.10.
[27] Актёры и музыканты.
[28] На юго–западном склоне горы Этна.
[29] Это Mitra Papalis, Gossen § 20.
[30] Виды Chaetodont'ов, пестрых рыб, обитающих в коралловых рифах.
[31] Англ. Gilliflower — общее название для растений из многочисленного семейства Капустных. Я произвольно выбрал одно из растений с говорящим названием. Не факт, что я угадал с выбором. Agnostik.
[32] См. HDT. 3.134.
[33] Перикл в 432 г. до н. э. пытался остановить торговлю Мегары в Эгейском море, и голодом довел его до капитуляции. Это была одна из причин Пелопоннесской войны.
[34] Магнесия на реке Меандр в значимости конкурировала с эфесом, но была разрушена эфесянами в середине VII в. до н. э. Указание на саранчу не имеет объяснения.
[35] Хаоны были могущественным племенем Эпира. «Голубь» может скрывать ссылку на оракул Додоны, жрецы которого назывались «голубями»; ср. Hdt. 2.57. Но о войне хаонов с их северными соседями иллирийцами ничего не известно. Мезия лежала на несколько сот миль севернее за Гемским хребтом.
[36] Ничего не известно об этом.
[37] Город на южном побережье Ликии.
[38] Город на Геллеспонте юго–восточнее Трои.
[39] В англ. ass–istance, т. е. помогло. По-гречески каламбур заключается в словах onos, осёл, и onesiphoron, буквально "приносящий пользу". То есть: результат соответствовал названию животного (onos), поскольку бог сказал, что лечение с лекарством будет полезно (onesiphoron) для него. Agnostik.
[40] Кир победил Креза, царя Лидии, в 546 г. до н. э.
[41] См. 9.6 Примечание.
[42] Κήρυξ и στρόμβοε кажутся синонимами 'рапан', и использовались в качестве раковин или труб.
[43] Атоф или Афоф (Atothis, Athothis) — второй царь Первой Династии, прим. 3140 г. до. н. э. Он построил дворец в Мемфисе.