Глава 1. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ МИТРИДАТА VI ЕВПАТОРА

Юность и начало правления Митридата VI - это сложный и малоизученный период в истории Понтийского царства, слабо освещенный источниками, сведения которых окружены полулегендарными подробностями. В науке существуют диаметрально противоположные подходы к трактовке ряда важнейших событий в Понте в этот отрезок времени. Поэтому сопоставляя все свидетельства письменных источников и особенно показательные данные нумизматики, попытаемся прояснить ситуацию в государстве в период прихода к власти молодого царя. Начнем с исследования монет, которые помогут лучше понять события этого "темного" периода понтийской истории.
В историографии давно приобрели известность многочисленные медные монеты без точной атрибутики, которые получили название "понтийской анонимной меди". Они распределяются на четыре группы и имеют общий тип оборотной стороны (о. е.) - восьмилучевую звезду. Аверс этих монет различный, но изображения, как правило, тематически связаны друг с другом: цветок розы, кожаный шлем - кирбасия, мужская голова в кирбасии, лук в горите, два полумесяца. Эти монеты объединяет серия разнообразных надчеканок (WBR. I². 1. Pl. suppl. M. № 10- 24) (рис. II). Впервые они были изучены Ф. Имхоф-Блумером, который считал их чеканкой наместников Митридата VI Евпатора на Боспоре и Колхиде[1]. Эту точку зрения поддержал А. Н. Зограф[2]. А. Болдуин полагала, что монеты выпущены при Митридате Евпаторе в его родовом царстве и их следует разделить на четыре группы: группа I - л. с. мужская голова в кожаном шлеме влево (в поступательном возрастном развитии от юноши до мужчины) - о. е. восьмилучевая звезда, лук в качестве основного типа, монограммы, надчеканки: горгонейон, шлем, молния, номинал - обол (рис. II. 10-15); группа II - л. с. лук в горите - о. е. восьмилучевая звезда, лук в качестве основного типа, надчеканки: шлем, трезубец, номинал - обол (рис. Я. 16, 22); группа III - л. с. кожаный шлем - о. е. восьмилучевая звезда, иногда с двумя полумесяцами, лук в качестве основного типа, но иногда без него, надчеканки: горгонейон, шлем, молния, монограммы, имена магистратов в овальной над-чеканке с луком и в качестве основного типа, номинал - тетрахалк, ди-халк, халк (рис. II. 17-19; 20-24); группа IV - л. с. цветок розы, иногда монограммы -- о. е. восьмилучевая звезда, два полумесяца, номинал - тетрахалк, гемихалк[3]. Соглашаясь в целом с этой классификацией, П. Кольб датировал монеты временем Митридата III и Митридата IV[4]. Однако К. В. Голенко отнес их к так называемой наместнической чеканке понтийских сатрапов и датировал серединой III - 30-ми годами II в. до н. э. Уточнив классификацию А. Болдуин, он предложил следующую последовательность выпуска серий: группа I, тип: "цветок розы- звезда"; группа II, тип: "кожаный шлем-звезда"; группа III, тип: "голова в кожаном шлеме-звезда"; группа IV, тип: "горит-звезда". Кроме того, Голенко установил порядок выпуска серий внутри каждой из групп[5].
Понтийское происхождение монет признается всеми исследователями, однако существуют серьезные расхождения по поводу датировки, назначения и классификации. К. В. Голенко в целом правильно распределил их по группам согласно порядку выпуска серий. Вызывают сомнения только отдельные его положения. Во-первых, Голенко пишет, что "надчеканки, свойственные монетам с изображением одного шлема, не встречаются на монетах типа голова в шлеме и горит"[6], хотя надчеканки, о которых идет речь - горгонейон, шлем, молния - как раз засвидетельствованы на обеих группах монет и только подтверждают порядок их выпуска, предложенный Голенко: сначала монеты типа "шлем-звезда", а затем оболы с головой в шлеме и одновременные им тетрахалки с горитом. Во-вторых, сомнительно, чтобы монеты типа "цветок розы-звезда" предшествовали выпускам групп II-IV. Это самая немногочисленная серия анонимной меди, лишенная надчеканок, тогда как монеты всех остальных групп имеют надчеканки в большей или меньшей степени. Если бы монеты с цветком предшествовали остальным выпускам, то и они должны были бы иметь надчеканки, поскольку продолжали находиться в обращении вместе с монетами других групп. А в связи с тем, что они отсутствуют, напрашивается вывод, что эти монеты должны завершать всю серию анонимной меди, когда отпала потребность в контрмаркировании[7].
В качестве terminus ante quem серии с цветком могут служить медные колхидские монеты с изображением бутона на л. с. и восьмиконечной звезды на о. е., чеканенные по некоторым предположениям в Вани (Суриум). Они были обнаружены вместе с тетрахалком Амиса типа Арес-меч 105-90 гг. до н. э. (рис. II. 2) и выпущены при понтийском владычестве в Колхиде. По типам лицевых и оборотных сторон эти монеты очень близки "понтийской анонимной меди с цветком", так что даты выпуска тех и других вряд ли намного отстоят друг от друга. Поскольку Колхида вошла в состав Понтийского царства не ранее рубежа II-I вв. (см. ниже), то выпуск "ванской меди с бутоном" следует датировать первой четвертью I в. до н. э.[8] А это означает, что и серия монет собственно Понта с типом цветка могла быть чеканена примерно в это же время, т. е. на рубеже II-I вв.
Для хронологической классификации других групп анонимной меди важное значение имеют медные оболы Амиса и Синопы типа "голова юноши в кирбасии вправо-горит" (рис. II. 1,3), которые датируются Ф. Имхоф-Блумером 120-111 гг.[9] Х. Пфайлер доказал, что портрет юноши - Митрадата VI Евпатора - на этих монетах отражает возраст царя в развитии, и последние выпуски оболов соответствуют тем годам, когда Митридат был уже молодым мужчиной, т. е. около 110 г. Последние эмиссии амисских и синопских оболов с типом молодого мужчины идентичны выпускам анонимной понтийской меди с портретом молодого мужчины в кирбасии[10]. Следовательно, выпуски городских оболов и анонимной меди группы III ("голова в шлеме- звезда") практически одновременны, а это означает, что одна часть монет этой группы выпущена в предпоследнем десятилетии II в. до н. э., другая, где изображен уже зрелый, но еще молодой мужчина, в последней декаде столетия.
Важнейшее значение для хронологической последовательности выпусков групп анонимных монет имеет незамеченный исследователями факт перечеканки анонимного тетрахалка типа "горит-звезда" на понтийском тетрахалке автономного чекана типа "Apec-меч." На этой монете под изображением горита и звезды отчетливо читаются следы оригинального типа: "голова в шлеме", "нос", "подбородок", "глаза и брови", "остатки меча и ремня"[11]. К сожалению, трудно сказать, к какой группе Ф. Имхоф-Блумера относится оригинал - 111-105 или 105-90 гг. Но это не имеет значения, так как анонимные тетрахалки с горитом практически одновременны заключительным эмиссиям анонимных оболов с головой в кожаном шлеме и служили даже более мелкими фракциями этого типа монет[12]. Ввиду того, что говорилось выше относительно выпуска названных оболов, можно полагать, что группа IV (горит-звезда) отчеканена в последней четверти II в., точнее на рубеже предпоследней - последней его декады и продолжалась до конца века. Такая датировка вполне согласуется с эмиссией городских оболов с колчаном (горитом), последние выпуски которых относятся к 111/110 гг. Это укладывается и в возможность перечеканки тетрахалков типа "Арес-меч" на монету типа "горит- звезда", ибо и те и другие совпадают по времени.
Предложенные замечания о времени и порядке выпуска серий анонимных монет позволяют констатировать, что совершенно правы исследователи, которые относили понтийскую анонимную медь к Митридату Евпатору. Сейчас можно утверждать, что эти монеты датируются первыми годами его правления[13]. Учитывая вышеизложенное, порядок выпуска меди, очевидно, был такой: группа I (шлем- звезда); группа II (голова в кирбасии-звезда); группа III (горит- звезда); группа IV (цветок-звезда). Монеты со шлемом-кирбасией убедительно датированы К. В. Голенко начальными годами выпуска всей меди. К его аргументации считаем возможным добавить следующее.
На монетах типа "шлем-звезда" часто встречаются имена магистратов в надчеканке и в качестве основного типа. До Митридата VI монета в Понте чеканилась от имени царей и крупнейших городов, в основном Амиса, драхмы которого до 125 г. были без названия города, но с именами различных монетных чиновников[14]. Примерно со 120 г. в обращение поступили многочисленные выпуски меди с полным названием города, но без имен магистратов. Очевидно, традиции более раннего чекана сохранялись долго, поэтому и на первой по времени серии анонимной меди в продолжение устойчивой традиции монетного дела ставили имена монетных магистратов, ответственных за выпуски монет. Это показывает, что группа меди с кожаным шлемом по времени должна предшествовать остальным выпускам, поскольку там чаще засвидетельствованы имена магистратов. Что до остальных групп, то имена присутствуют лишь спорадически на монетах с горитом и цветком. Очевидно, к началу I в. до н. э. эта традиция в Понте окончательно отмерла в связи с увеличением царского чекана золота, серебра и автономной меди. Значит первая группа анонимных монет могла быть выпущена в то время, когда в обращении широко участвовали серебряные драхмы Амиса, т. е. в начале последней четверти II в. Далее, значительный диапазон выпуска анонимной меди, предложенный К. В. Голенко, невозможен по той простой причине, что на некоторых монетах различных групп засвидетельствованы одни и те же имена магистратов, например, аббревиатура ΑΝΔΡΟ, которая встречается в группе с кожаным шлемом и в группе с цветком. Вряд ли это омонимы, так как других совпадений личных имен не зафиксировано. Если принять во внимание замечание А. Болдуин, что вся серия анонимной меди непродолжительна по времени[15], то это скорее всего имя одного и того же человека. Отсюда следует, что монеты групп I и IV не должны отстоять друг от друга на длительный отрезок времени, и вся серия меди представляет собой компактный выпуск. Это свидетельствует против датировки К. В. Голенко.
Нельзя согласиться, что анонимная медь представляла собой наместнический сатрапский чекан. Уже сам К. В. Голенко исключил возможность чеканки анонимной меди на Боспоре и в Колхиде. Эти монеты не могли выпускать и понтийские сатрапы - наместники других областей Понтийского царства, поскольку Великая Фригия, Пафлагония, Галатия - области, находившиеся под протекторатом царей Понта, перестали подчиняться ему уже в первые годы правления Митридата Евпатора. Малая Армения же вообще не выпускала монету. Нет никаких оснований приписывать эту серию меди и понтийским стратегам или диойкстам - наместникам царя в военно-административных округах царства (стратегиях). Таких областей в Понтийском царстве было много, а анонимная медь чеканилась в одном месте, ибо составляет четыре связанные друг с другом группы. К тому же в начальный период правления Митридата VI Евпатора ни одна из военно-административных областей не пользовалась какими-либо привилегиями. Если учесть, что оболы Амиса и Синоны с головой юноши в кирбасии и горитом представляют унифицированный квазиавтономный, санкционированный царской властью выпуск, то они не могут принадлежать чеканке сатрапов, так как Амис и Синопа располагались в разных военно-административных округах. Поскольку в датировке и типологии они совпадают с анонимными оболами и тетрахалками, то и последние соответственно не могут принадлежать чекану сатрапов. Следовательно, в портрете юноши в кожаном шлеме нельзя усматривать обобщенный образ сатрапа, как нельзя усматривать его и в портретном изображении на оболах анонимной серии.
На лицевой стороне автономных оболов Амиса и Синопы исследователи видят портрет молодого Митридата Евпатора[16], поэтому сходные портреты на анонимных оболах также могли представлять этого царя. Вот почему предположение Голенко о принадлежности анонимной меди стратегам Понтийского царства маловероятно.
Решающим аргументом Голенко в пользу данного положения служат медные монеты Каппадокийского царства, чеканенные в первой половине III в. до того, как цари Каппадокии стали выпускать серебро с царской легендой. Согласно его точке зрения, эти монеты чеканили не цари, а правители Каппадокии в качестве вассалов Селевкидов с титулом стратегов или династов[17]. Однако в большинстве своем - это монеты жрецов-правителей теократических государств Тианы. Моримы, Анисы. Жрецы принадлежали к правящей династии Ариаратидов и были родственниками правителей страны. Когда правитель Мазакского царства Ариарамна захватил Тиану, он продолжил выпуск монеты такого же типа, какой до него чеканил жрец-правитель Тианы, но со своим портретом[18]. Это показывает, что медный чекан в Каппадокии осуществляли не сатрапы, а независимые жрецы-правители храмовых центров и правители страны. Поскольку они принадлежали к династии Ариаратидов, потомков персидских Ахеменидов, то их головной убор - кирбасию можно рассматривать как символ этой династии[19]. Предком Ахеменидов считался мифический герой Персей, поэтому правители каппадокийских теократических государств могли возводить и себя к этому легендарному персонажу и потому помещали свой портрет в кирбасии или кожаной шапке. Аналогию этим изображениям можно найти на одной из серий автомной меди Амиса и Хабакты 80-70-х годов I в. до н. э., на которой запечатлен в образе Персея другой его потомок, царь Митридат VI Евпатор, в таком же головном уборе (рис. II. 4, 5)[20]. Так что нет необходимости усматривать в портрете на анонимных понтийских оболах некий отвлеченный образ сатрапа, а весь чекан рассматривать как наместнический.
Решающим для определения места чекана анонимных монет является наличие монограмм. Они во многом напоминают те, которые встречаются на медных монетах митридатовского времени ряда понтийских городов, а также золотых и серебряных монетах Митридата III, Фарнака I и Митридата VI. В этом легко убедиться на основании приводимой ниже таблицы.



Как видно из таблицы, монограммы на анонимных монетах близки монограммам царских монетных магистратов. Некоторые монограммы анонимной меди повторяются на медных монетах Команы Понтийской, Синопы, Амастрии и Амиса. Известно, что медный чекан Понта представлял собой квазиавтомный унифицированный выпуск однотипных монет, осуществлявшийся в городах под контролем царской власти в лице царских монетных магистратов[21], которые ставили свои монограммы и на царские выпуски монет. В связи с тем, что ряд монограмм на автономных монетах городов Понта и Пафлагонии повторяется на анонимной меди, следует полагать, что одни и те же царские чиновники следили за выпуском обоих монетных серий. В таком случае производство этих монет в Синопе, Амисе или Амастрии следует исключить сразу, так как в этих городах, начиная со 120 г., выпускалась своя медная монета, что делает невероятным параллельный чекан анонимной меди[22]. Остается допустить, что анонимные монеты выпускались в Комане Понтийской, крупном храмовом центре Понтийского царства, известном своими святилищами далеко за пределами страны. Это предположение подтверждается тем, что как минимум семь монограмм на монетах Команы 105-90 гг. почти полностью или в модифицированном виде повторяют монограммы на анонимной меди.
Автономная полисная монета Команы при Митридатс Евнаторе появилась не ранее 105 г., причем на монеты 105-90 гг. приходится наибольшее число таких совпадений. Как выше указывалось, анонимные монеты Понта стали чеканиться в первые годы правления Митридата VI, когда Комана еще не получила право выпуска монеты с названием города. В связи с тем, что параллельный выпуск автономной и анонимной понтийской меди в одном городе невозможен, вполне вероятно, что между 123/120-105/90 гг. в Комане могли быть отчеканены интересующие нас монеты. Следует отметить, что в Комане отсутствуют монеты типа "Арес-меч" 105-90 гг., выпущенные непосредственно после монет такого же типа более ранней группы 111/105 гг.
В нумизматической литературе подмечено, что медь типа "Арес- меч" 105/90 гг. чеканена раньше монет той же группы типа "Эгида- Ника" (рис. II. б)[23]. Это обстоятельство должно означать, что последние выпущены не в 105 г., когда били монеты типа "Арес-меч", а позднее, и завершали серию городской меди IV группы Ф. Имхоф-Блумера. Значит они выпущены в самом начале I в. до н. э., из чего следует, что медный чекан полисной монеты в Комане начался не ранее рубежа II-I вв. - 90-х годов. Данный интервал увязывается с нижней хронологической границей выпуска последней группы анонимной меди с цветком. Отсюда можно сделать вывод, что весь чекан этой меди не должен выходить за пределы 123/120-96 гг., когда в обращение поступили первые царские монеты из благородных металлов и полисные монеты Команы Понтийской.
Установив место чекана, легко объяснить типологию монет. Основные их типы "шлем-кирбасия", "голова в кирбасии", "восьмиконечная звезда", "лук и горит", "два полумесяца и цветок". Команы Понтийская и Каппадокийская были известны святилищами богини Ма-Эннио - покровительницы природы земли, воды и всего сущего. Ей посвящались оргиастические мистерии, сопровождавшиеся выносом богини и одержимостью ее почитателей. Культ Ма-Эннио тесно смыкался с культом богини подземного мира Беллоной, малоазийским культом Матери Богов и фригийской Кибелой или Кубабой. Греки отождествляли с каппадокийской Ма культ Девы-Парфенос, одной из разновидностей которой была Ифигения, а также своих богинь Артемиду Таврополу и Афродиту[24]. Страбон (XIII. 2. 3) передает миф о том, что обряды Артемиды перенесли из Таврии в Коману Орест и Ифигения, оставившие там свои волосы. Одной из греческих ипостасей местной богини была также Афина[25].
Как видим, для культа женского божества в Комане характерен синкретизм, свойственный религиозной жизни Понтийского царства. Культ богини Ма тесно переплетается с культом Анаит (Анахиты), которую греки также отождествляли с Артемидой Таврополой. Поэтому многие обряды в обоих культах тождественны, в частности торжественное заклание быка и священные празднества - тавроболии[26]. Одним из символов Анахиты была Луна, и для Артемиды характерно почитание Луны и Солнца. Не случайно Артемида Эфесская, близкая богине Анаит, изображалась вместе с солярно-лунарными знаками. Религиозные представления греков нередко отождествляли умерших женщин с Луной и потому на памятниках религиозного культа изображали умершую в сопровождении Луны и Солнца[27]. Поскольку в каппадокийском культе Ма прослеживаются черты подземной богини Беллоны, то не удивительно, что на монетах Команы наряду с изображением символа Солнца - восьмилучевой звезды присутствует и лунарная символика - два полумесяца. Звезда-Солнце и полумесяц фигурируют также в обрядах Кибелы и Аттиса[28]. Звезда (Солнце) является атрибутом верховного бога иранской религии Ахура-Мазды - покровителя династии Ахеменидов, а богиня Анахита входила в официальный пантеон Ахеменидов, поэтому солярные символы могли относиться и к ней[29]. Так что восьмилучевая звезда-Солнце и полумесяцы не противоречат культу верховного женского божества в Комане и вполне могли фигурировать на ее монетах.
Цветок являлся символом богинь плодородия Коры-Персефоны, Деметры, Афродиты, Артемиды, Исиды и атрибутом элевсинских мистерий. Кора-Персефона часто изображалась с цветком или бутоном в руке[30]. По значению эта богиня близка Беллоне и могла восприниматься как одна из ипостасей Ма-Эннио, и потому цветок на монете Команы закономерен.
Мужским парсдром Анахиты был солнечный бог Митра, а Кибелы - Аттис, которого в Понтийском царстве почитали как Митру[31]. Для анатолийского пантеона характерно почитание Аттиса в образе Мена[32], мужского лунного бога, одного из покровителей Митридатидов, паредра женской богини Луны (Strabo. XII. 3. 31). В культах этих богов популярны солярно-лунарные символы - звезда (Солнце) и полумесяцы. Ахура-Мазда и Митра являлись покровителями персидских царей Ахеменидов, а значит и их потомков понтийских Митридатидов и каппадокийских Ариаратидов. Не менее популярен был культ Персея, который почитался как родоначальник персов и предок Ахеменидов, Ариаратидов и Митридатидов, возводивших себя к Ахемену и Отану[33]. В соответствии с религиозным синкретизмом в греко-иранском Понтийском царстве Персей почитался и как Митра, о чем свидетельствует его тиара (митра) на монетах и скульптурных изображениях. Культ Персея в Малой Азии включал в себя ряд элементов культов Мена, Сабазия и Аттиса[34]. Следовательно, мужское изображение на анонимной меди не противоречит солярно-лунарным символам женских божеств ирано-малоазийского пантеона, почитаемых в Комане. Наоборот, подтверждает, что в этом священном полисе культ Ма-Эннио с чертами Кибелы и эллинских богинь элевсинского круга непременно должен включать в себя и мужской паредр этой богини - черты, обязательные для любого оргиастического культа, связанного с идеей плодородия, жизни и смерти вообще.
В источниках сохранилось упоминание о храме Аполлона в Комане (Actes St. Basiliscus: Act. SS. Mart. T. I. P. 140 = SP. II. P. 249-251). Он, вероятно, был построен при Митридате V Эвергете в начале 120-х годов, когда царь сделал этот культ официальным и способствовал реконструкции его общегреческой святыни на Делосе (см. выше). Аполлон как брат Артемиды по всем параметрам подходил в качестве мужского паредра Ма-Эннио. Этот эллинский солнечный бог отождествлялся в иранском мире с Ахура-Маздой и Митрой-Гелиосом[35], что делало его составной частью религиозных мистерий в Комане. Ведь оба последних были соалтарными божествами Анаит и близкой к ней Ма, что в греческом варианте давало пару Артемида- Аполлон. Таким образом, наличие лука и горита на монетах Команы находит объяснение в культе бога Аполлона и его женского pendant - Артемиды, атрибутами которых они являлись. Аполлону-Гелиосу-Митре с чертами Персея не противоречит помещение на реверс монет восьмиконечной звезды - символа Солнца. Так что типология означенных монет тесно связана с синкретическим греко-иранским культом Великого женского божества в Понтийской Комане, где, как представляется, и была отчеканена понтийская анонимная медь.
Важное значение имеют надчеканки: "горгонейон", "лук", "шлем", "трезубец", "молния", "Пан". Надчеканка "горгонейон" засвидетельствована только на монете с кожаным шлемом и головой в кожаном шлеме, что показывает связь типов лицевых сторон с популярным в Понте культом Персея. Надчеканка "молния" связана с культами Афины Паллады и Зевса[36]. В то же время известны монеты митридатовской квазиавтономной чеканки с изображением Афины и Персея, подтверждающими связь этих культов (WBR. I². 1. P. 63. № 17. Pl. VII, 103; P. 107. № 1. Pl. XI. 24) (рис. II. 7.). Молнии были также атрибутом культа Мена-Фарнака[37]. Шлем может быть символом Ареса, Афины и Беллоны, культ которой тесно связан с культом Ареса. Что касается лука, то это символ многих богов от Аполлона и Артемиды до Персея. Надчеканка "трезубец", несомненно, указывает на культ Посейдона, которого почитали не только в качестве покровителя водной стихии, но и как хтоническое божество элевсинского круга. В этой ипостаси он связан с богиней подземного мира Персефоной, которую воспринимали и в образе Ма-Эннио. Пан - лесной бог также фигурировал среди элевсинских божеств. Всё это показывает, что надчеканки тесно связаны с основными типами анонимных монет и не выходят за рамки синкретических культов греко-малоазийско-иранских богов, которым посвящены храмовые комплексы в Комане, предполагаемом месте чекана анонимной меди.
А. Болдуин и К. В. Голенко подметили, что некоторые надчеканки перекрывают друг друга, а типология реверса монет со шлемом чередуется: если нет изображения лука, присутствуют два полумесяца и наоборот. На реверсе некоторых монет со шлемом имеется имя магистрата в контрамарке с луком или отдельно от лука, поставленное на монету позднее. При этом некоторые монеты с такими надчеканками первоначально имели два полумесяца, а затем были перечеканены на тип с луком и одновременно контрмаркированы надчеканкой "лук в овале". Следовательно, заключает Болдуин, монеты с полумесяцами древнее монет с луком и выпускались в одной мастерской. Есть монеты, которые первоначально имели два полумесяца, а затем были перечеканены новым типом звезды без полумесяцев и лука в качестве основного типа, одновременно с контрмаркированием в виде надчеканки "лук в овале и имя". К. В. Голенко заметил, что это попытка заменить старые символы (полумесяцы) на новые (лук), чему придавалось большое значение[38].
По всей вероятности, этим чередованием надчеканок ранее выпущенные монеты, предназначенные для одного культа, пытались использовать для другого, но близкого по характеру. А это значит, что надчеканки свидетельствовали об использовании монет в разных обрядовых церемониях, проводившихся в одном месте. Интересно, что некоторые имена монетных магистратов, например, ΑΠΟΛΛ и ΣΤΕΦΑ (рис. II. 16, 18), напоминают жреческие и указывают на культ Аполлона, одного из мужских паредров женской богини, почитаемой в Комане. Очевидно надчеканки и имена принадлежали лицам, следившим за выпуском монет, предназначавшихся для оплаты расходов на отправление тех культов, за которые они отвечали. Такое чередование типов и надчеканок должно указывать на то, что за производство монет в Комане помимо царских монетариев несли ответственность поочередно служители храмов Ма-Эннио (цветок) и Аполлона (лук, горит). Религиозно-храмовый характер анонимной понтийской меди косвенно подтверждается тем, что близкие ей колхидские монеты из Вани, по всей видимости, также служили для религиозно-культовых обрядов, поскольку найдены в большом количестве перед алтарем и тесно связаны с культом Верховного женского божества природы и всего сущего.
Сказанное подтверждается упоминавшимися выше тетрадрахмами Митридата V Эвергета, одну из которых Л. Робер датировал 128 г., а другая относится к 125/124 г. согласно указанной на ней дате ΓΟΡ (= 173 г. п. э.). На оборотной стороне монет представлена фигура стоящего обнаженного божества, которую Л. Робер предложил считать древней культовой статуей Аполлона Делосского VI в. до н. э., будто бы восстановленной понтийским царем в знак уважения к Делосскому храму и Афинам (см. часть 1, гл. 3). Однако голову бога украшает шлем-кирбасия, совершенно аналогичный представленному на анонимной понтийской меди. В левой руке бога лук скифского типа[39], аналогичный луку на анонимных оболах как в виде основного типа, так и в надчеканках (рис. I. 12). Нет сомнения, что между тетрадрахмой Митридата V Эвергета и понтийскими анонимными медными монетами существует, таким образом, прямая связь. Следовательно, terminus post quem для анонимной меди следует считать последние годы правления Митридата V. Поскольку голова бога на анонимных монетах близка фигуре стоящего Аполлона на тетрадрахмах и сопровождается символами Митры-Аттиса-Персея, то в этой фигуре, скорее всего, узнается не статуя Аполлона Делосского эпохи архаики, а изображение этого божества, почитавшееся в Понтийском царстве. На это указывают сугубо местные символы и детали ее изображения, совпадающие как на анонимных монетах, так и на тетрадрахмах. В таком случае, с учетом филэллинства Эвергета и его покровительства греческим святыням Аполлона мы вряд ли ошибемся в предположении, что на царских монетах и анонимной понтийской меди представлено синкретическое греко-ирано-малоазийское божество Аполлон-Персей-Митра в ипостаси, почитаемой в великих понтийских святилищах Зеле и Комане, а может быть и Америи, где стояла статуя Мена-Фарнака, близкого Митре-Персею божества. Являясь в каждом из них паредром Великих женских богинь Понта и Каппадокии, оно могло с удвоенной силой почитаться при Митридате V, который поместил одну из его культовых статуй (скорее всего, команскую) на собственных праздничных монетах. Следовательно, отнесение анонимных монет к чекану одного из храмовых центров Понта, вероятнее всего Команы, является вполне возможным.
Остается выяснить, кого же изображали портреты на анонимных оболах. Учитывая место их чекана, можно было бы предположить, что это жрецы-правители Команы Понтийской. Ведь правители теократических центров в соседней Каппадокии имели на монетах аналогичный головной убор. Выше отмечалось, что кирбасия, или шапка Персея - не столько знак отличия наместника-сатрапа, сколько свидетельство родства с Ахеменидами. Страбон говорит, что правители теократических государств, в том числе Команы в Понте и Каппадокии, были родственны царским династиям (XII. 2. 3), а значит имели отношение к Ахеменидам. Однако усматривать в портретах на монетах жрецов-правителей Команы вряд ли возможно по следующим соображениям. Во-первых, в Каппадокии жрецы-правители помещали свой лик на монету только тогда, когда их теократические государства были самостоятельными. Как показывает отмеченный выше случай с Ариарамной, правителем Мазаки, тотчас после установления в храмовом центре светской власти портрет жреца-правителя был вытеснен портретом правителя государства. Это согласуется с замечанием Страбона, что жрецы Команы занимали по положению и достоинству второе место после царя. Во-вторых, анонимная медь датируется первыми десятилетиями правления Митридата Евпатора. К этому времени Комана длительное время подчинялась царям Понтийского государства и вряд ли последние смирились бы с помещением на монету портрета жреца, стоявшего по положению ниже их самих. К тому же со времени Митридата Евпатора на должность жрецов в Коману стали назначаться лица, не имевшие отношения к Ахеменидам, например, Дорилай Младший, всего лишь приближенный царя (см. ниже). Это подчеркивало приоритет царской власти перед жрецом-правителем. В-третьих, отличительным признаком верховных жрецов Команы была не шапка Персея, а диадема, которую они надевали в наиболее торжественных случаях при "выносе" статуи богини (Strabo. XII.3.32) как напоминание об их некогда царском происхождении. Поэтому на монетах Команы времени Митридата VI, вероятнее всего, следует видеть самого царя в образе своего покровителя Персея, отождествляемого с мужским паредром верховной богини Команы.
Этому не противоречит наличие царских монограмм на упомянутых монетах. Если сопоставить эти монеты с автономными понтийскими монетами митридатовского чекана ранних групп и наместническими оболами Махара, то легко заметить, что царь повсеместно изображался в образе Эрота, Ареса, Персея или Диониса (рис. I. 13; II. 1-5, 7). Первоначально он представлен в виде мальчика, затем юноши, впоследствии молодого мужчины, но всегда в образе бога согласно эллинистической практике, восходящей к ахеменидским традициям. Это означает, что на оболах Амиса и Синопы с типом "юноши в кирбасии" изображен Митридат в образе Персея, следовательно, и на одновременных им оболах храмового чекана Команы также мог быть представлен юноша-царь. Поскольку монеты эти выпускались вплоть до конца II в. до н. э., то возраст царя, естественно, прибавлялся и он уже фигурировал на монете не как юноша, а как мужчина. Следует отметить, что в отсутствие серебряного чекана означенные выпуски Команы должны были покрывать потребности рынка в царской монете.
Если высказанные соображения верны, то можно дать объяснение беспрецедентному для нумизматики факту помещения на монету одной кирбасии без головы ее носителя. Смысл этого изображения заключается в том, что в широко распространенном в эллинском мире мифе Персей смог победить Горгону-Медузу только с помощью сделавшей его невидимым шапки[40]. Если на монетах последующей серии представлен Митридат в образе Персея, то на ранних выпусках шапка Персея должна в иносказательной форме запечатлеть "невидимость" или отсутствие царя во время чекана означенных монет. И, обратившись к истории Понта первых лет царствования Евпатора, мы находим разгадку данного сюжета на монетах, чеканенных как раз в первые годы его правления.
Согласно завещанию Митридата V Эвергета власть в Понтийском царстве перешла по наследству к его супруге и детям (Strabo. X.4.10). Вдову Эвергета принято считать дочерью сирийского царя Антиоха IV Епифана Лаодикой, хотя это и спорно[41], во всяком случае её селевкидское происхождение сомнений не вызывает (Justin. XXXVIII.7.1). У Митридата Эвергета помимо старшего сына Митридата Евпатора были еще младший сын Митридат Хрест (OGIS.368;369) и пять дочерей - две Лаодики (Justin. XXXVII.3; XXXVIII. 1.1), Роксана, Статира и Ниса (Plut. Luc. 18)[42], получившие эти популярные в селевкидском царском доме имена не без влияния матери - сирийской принцессы. Прямым наследником являлся Митридат Евпатор как старший из сыновей, но в связи с тем, что он не достиг совершеннолетия, его мать взяла на себя регентство (Memn. XXX.2; Justin. XXXVII. 1.6).
Источники, в том числе и Страбон, называют Евпатора законным преемником, а мать - его отправительницей, хотя Страбон тут же поясняет, что власть в Понте перешла к жене Эвергета и его детям. Поскольку в двух делосских посвящениях, которых мы коснемся ниже, названы имена Евпатора и Хреста при том, что только Евпатор титулуется царем, следует полагать, что именно он по закону наследовал власть, но делил ее с матерью-регентшей и братом. То, что во главе правления встала царица, не противоречит практике наследования трона в Понтийском царстве при отсутствии совершеннолетнего царя (см. выше). Но почему рядом с законным наследником-царем находился его соправитель - младший брат и к тому же без титула, это объяснить затруднительно.
Существует мнение, что мать Митридата Евпатора Лаодика, замешанная в убийстве мужа, не желала видеть старшего сына на престоле и потому злоумышляла против него, стремясь противопоставить ему младшего сына Хреста[43]. Эта точка зрения имеет право на существование, поскольку молодой Евпатор уже с раннего возраста стремился следовать филэллинской политике своего отца, о чем свидетельствует появление квазиавтономных монет понтийских городов предпоследнего десятилетия II в. до н. э. Некоторые ученые-нумизматы даже усматривают на автономной и анонимной меди последней четверти II в. портрет Митридата V[44]. По свидетельству Страбона (X.4.10), Дорилай Тактик, приближенный к Эвергету государственный и военный деятель, узнав о гибели своего патрона, остался на чужбине, поскольку власть перешла в руки его политических противников во главе с бывшей супругой царя. Его отказ вернуться может быть объяснен тем, что существенно претерпела изменения внешняя политика Понта, отныне потворствовавшая римским территориальным амбициям в Азии (см. выше). Но как только Митридат Евпатор закрепился на престоле, он тотчас призвал к себе всех сторонников Дорилая Тактика - его дочь и сыновей Лагету и Стратарха, живших в Кноссе, а также его племянника Дорилая Младшего, сына Филетера, своего совоспитанника в юношеские годы. Все они были окружены заботой и вниманием при понтийском дворе[45]. Продолжение политики Эвергета вызывало недовольство его противников, среди которых немаловажную роль играла его вдова. Тот факт, что семья Дорилая вернулась в Понт только после упрочения политических позиций Евпатора, спустя длительное время после переворота в Синопе, говорит о том, что в первые годы правления молодой царь столкнулся с серьезной оппозицией внутри царства, во главе которой стояли силы, враждебные его отцу.
Помпей Трог (Юстин) сообщает о кознях против Митридата, когда он был ребенком: мальчика сажали на дикого коня и заставляли метать копье, затем пытались отравить, но безуспешно, так как Митридат постоянно принимал противоядия и закалил свой организм, ставший невосприимчивым к ядам (Justin. XXXVII.2.5-6; App. Mithr. III; Val. Max. IX.2 ext. 3). Опасаясь смерти от удара кинжалом, молодой царь вынужден был бежать из столицы и заняться охотой на диких зверей. В течение семи лет он, по сообщению Юстина, жил на дикой природе и ни разу не появился ни в городе, ни в деревне, закалив тело и дух (Justin. XXVII.2.7-9). По другим рассказам, когда он был совсем маленьким, ему в колыбель ударила молния, зажгла пеленки и оставила на теле рубцы. По иной версии, молния ударила в его колчан и зажгла стрелы (Plut. Quaest. conv. 1.62). В год рождения и в год прихода к власти в небе в течение семидесяти дней светила комета, которая занимала четвертую часть неба и затмевала солнце своим блеском. Между ее восходом и заходом проходило четыре часа (Justin. XXXVII.2.1-3).
Эти рассказы имеют полулегендарный характер и выдуманы придворной историографией с целью создать образ богоизбранного и обожествленного правителя. Легенда о коне отражает попытку отождествить Митридата Евпатора с Александром Македонским и Буцефалом, а рассказ о скитаниях навеян иранской традицией. Персидские цари по обыкновению распространяли легенду о своих тайных скитаниях. Что касается наездничества и охоты на диких зверей, то это элемент воспитания персидской и греко-македонской высшей знати. Миф об ударе молнии и яркой комете символизировал величие и значимость будущих побед богоизбранного повелителя, провозглашение его новым Дионисом. В этих рассказах отразились иранские и греко-македонские корни правящей в Понте династии; легенда о семилетнем отсутствии царя, по мнению ряда исследователей, не должна восприниматься всерьез, так как существуют медные монеты 120-110 гг. с портретом молодого монарха, что говорит против его изгнания[46].
Другая группа ученых принимает рассказ об изгнании Евпатора[47]. Т. Рейнак, ссылаясь на показания Юстина (XXXVIII.8.1), что Митридат через 23 года после начала царствования вступил в войну с Римом, полагает, что Митридат VI вынужден был спасаться от козней матери в горах в течение семи лет. В соответствии с этим единоличное правление Митридата Евпатора, который по вступлении на престол расправился с матерью, а затем и братом (Memn. XXX; App. Mithr. 112; Sallust. Hist. Fr. II. 75 Maur.= Fr. II. 54 Kritz.; Sen. Controv. VII.1.15), должно быть датировано 113/112 гг. до н. э. (официальное начало царствования Евпатора - 120 г., так как I Митридатова война началась, как известно, в 89 г.)[48] Противники этой точки зрения апеллируют к двум делосским посвящениям, из которых одно - афинянина Дионисия, сына Неона, гимнасиарха - за царя Митридата Евпатора и его брата Митридата Хреста, а второе - также за царя Митридата Евпатора, Митридата Хреста и их деяния (OGIS. 368;369 = ID. 1560; 1561 = Durrbach F. Choix... N 113, 114; SEG. XXXVIII.668). Надписи датируются 116/115 и 115/114 гг. и показывают, что к этому времени мать обоих братьев была уже лишена власти и, вероятно, убита. Учитывая датировку этих документов, предположение о семилетнем отсутствии Митридата VI якобы теряет силу.
Конечно, рассказ о жизни Митридата среди дикой природы навеян легендами о детских годах Кира II (см.: Herod. 1.95; 107-121), однако и в этих романтических историях есть доля истины. Охота на диких зверей и верховая езда входили в комплекс обязательного обучения юношей из знатных персидских родов, поэтому Митридата Евпатора обучали и этим занятиям[49]. Появление же комет подтверждается астрономическими наблюдениями (см. выше). До нашего времени дошли также любопытные медные монеты, относимые к понтийскому чекану: 1) шестилучевая звезда, полумесяц-комета, от которой тянется хвост, перекрывающая шестилучевую звезду-Солнце; 2) протома коня-комета. Они удивительно точно отразили в типологии сообщения Юстина о комете, затмившей Солнце в год начала царствования Евпатора, и о его воспитании как наездника. Поскольку монеты считают подлинными[50], то они могут подтверждать упомянутое небесное явление и датироваться соответственно начальными годами правления молодого Митридата VI. Их анонимность и один из типов согласуются с чеканкой в указанное время анонимной меди и полным отсутствием царских монет с легендами и титулатурой правителя. Очевидно, двойственность положения Митридата, которая не позволяла ему, считавшемуся наследником, выпускать монету от своего имени и с титулом царя, давала возможность ограничиться лишь серией меди анонимных типов и автономным чеканом городов. Поэтому данные монеты в некоторой степени подтверждают сообщения о первых годах правления Евпатора. К тому же оппозиция молодому царю со стороны его ближайшего окружения делала вполне резонным бегство из страны в поисках убежища от преследований.
Два делосских посвящения не препятствуют положительно отнестись к версии о бегстве царя и пребывании за пределами царского двора в течение семи лет. Как указывалось, Т. Рейнак отсчитывал двадцать три года самостоятельного правления Евпатора с начала Первой Митридатовой войны в 90/89 г. Однако первое вооруженное столкновение царя с Римом произошло еще в 95-94 гг., когда пропретор в Азии, а затем наместник в Киликии Л. Корнелий Сулла вторгся в Каппадокию, изгнал оттуда Гордия, ставленника Митридата Евпатора и Тиграна II Армянского, и восстановил на престоле царя Ариобарзана I (Plut. Sulla. V.6-7; Liv. Epit. 70; Justin. XXXVIII. 3. 1-3).
В ходе этой кампании римляне вооруженным путем противостояли нонтийцам, в частности посланному в Каппадокию стратегу Митридата VI Архелаю (Frontin. 1.5.18)[51]. Свидетельство Юстина о вступлении в войну с Римом через 23 года после начала царствования Митридата, приуроченное им к Первой Митридатовой войне, вполне может относиться к эпизоду с Суллой и Архелаем, поскольку римские историки по-разному датировали противоборство римлян и Митридата: одни считали, что царь воевал с Римом в течение 46 лет (Justin. XXXVII. 1.7), другие - 40 лет (App. Mithr. 112). Разница в шесть лет зависела от того, какое событие брали за начало или конец противоборства: либо это утверждение в Каппадокии (102 г.) или Пафлагонии (108 г.), либо это потеря Митридатом родовых владений (69-68 гг.) и гибель в 63 г. на Боспоре (см. ниже).
За начало войны с Римом можно принять и указанный вооруженный конфликт с Суллой, ибо разница между ним и официальной датой начала Первой войны с Римом составляет те же шесть лет. Тогда первый год единоличного правления Митридата VI падает на 117 г. до н. э., когда, вернувшись в Понт, он сместил регентшу-мать, упрятал ее в темницу и там убил. Вот почему в делосских посвящениях ее имя не фигурирует вообще. Чуть позже, может быть между 113-111 гг., он расправился и с братом Хрестом. Следовательно, если справедливо относить восшествие на престол Митридата Евпатора к 123/122 гг., о чем говорилось выше, то семь лет изгнания молодого царя должны приходиться на 123-117 гг. За эти годы оппозиционные силы могли выдвинуть Хреста в качестве законного престолонаследника. Поэтому по возвращении Митридат Евпатор вынужден был какое-то время мириться с его соправитсльством. Что до автономной меди Амиса и Синопы с портретом молодого царя от 120-111 гг., то она не может свидетельствовать против его семилетнего отсутствия. Ведь в точности неизвестно, когда на протяжении 10 лет чекана начался выпуск этих монет. Не исключено, что к нему приступили тотчас после возвращения царя в 117 г. К тому же Митридат даже во время вынужденного отсутствия официально считался наследником и законным царем Понта, так что монетарии имели полное право помещать его портрет в образе различных божеств на автономные монеты городов. Таким образом, мы не видим веских причин отвергать свидетельство Юстина о семилетнем отсутствии Митридата VI в Синопе.
Если вернуться к анонимной меди, легко заметить, что выпуск монет со шлемом приходится на годы отсутствия молодого царя. Учитывая беспрецедентность в выборе типа, можно предположить, что изображение шапки Персея символизировало семилетнее отсутствие молодого монарха на престоле Понта. Так как Митридата современники воспринимали в образе его покровителя Персея, которого при борьбе с Горгоной шапка, подарок Афины Паллады, сделала невидимым и потому неуязвимым для врагов, изображение одной шапки показывало не только отсутствие, "сокрытие" царя, но и косвенно намекало на его борьбу с оппозицией и потому тайное убежище от козней врагов. Ясно то, что в первые годы Митридат VI действительно столкнулся с огромными трудностями.
Наиболее значительной из них была аннексия римлянами некоторых владений, полученных при Эвергете. Это прежде всего Каппадокия, Галатия, Пафлагония и Великая Фригия (App. Mithr. 11-13; 15; 56; Justin. XXXVII. 5.3,6). Воспользовавшись ослаблением Понта после убийства Эвергета и решением сената от 123 г., римляне, при содействии ироримски настроенных кругов во главе с царицей-регентшей, вывели Великую Фригию в 120/119 г. из-под понтийского контроля и объявили свободной, а в 116 г., когда на престоле закрепился Митридат Евпатор, демонстративно присоединили к провинции Азия[52]. Тем самым наносился серьезный урон политической линии Митридата V, направленной на расширение понтийских владений за счет дружбы и союза с Римом. Поскольку Митридат VI Евпатор с самого начала выступил преемником отца во внутренней и внешней политике, то эта акция наносила удар по планам молодого царя добиться суверенитета Понта над всеми землями его предков Отанидов. С другой стороны, в связи со значительным влиянием в Понтийском государстве проримски настроенных слоев, согласившихся на передачу Фригии Риму, Митридат Евпатор не имел еще возможности открыто противопоставить себя римлянам и вынужден был пойти на уступку. Но он не отказался от генеральной линии понтийской политики, которую проводили его дед и отец: молодой царь даже присвоил себе прозвище отца "Эвергет", если справедливо такое восстановление в делосском посвящении за двух братьев (OGIS. 369 = ID, 1560 = Durrbach F. Choix... N 113)[53]. В соответствии с этим царь привлек к себе сторонников отца, своих οίφιλοι и οι σύντροφοι, с которыми воспитывался но его повелению, - Дорилая Младшего и Гая[54], окружил себя греческими военными и государственными деятелями. Как и Эвергет, молодой Евпатор оказывал услуги делосскому храму Аполлона, поощрял храмовый комплекс в Комане. о чем свидетельствуют анонимные монеты, и вообще старался предстать филэллином во внешних и внутренних делах. Следуя политике отца, Митридат не порывал и с Римом, хотя был им унижен. Это мудрый шаг со стороны правителя Понта, ибо у его подданных и союзников создавалась видимость продолжения дружбы с римлянами. А при неизбежности роста территориальных владений царства в будущем конфликт с римскими властями был неминуем. Это давало царю политическое и моральное преимущество, поскольку позволяло заявлять о несправедливости и вероломстве римлян, лишивших своего друга и союзника территорий, на которые у него имелись наследственные права. Именно это явилось в дальнейшем ядром так называемой антиримской митридатовской пропаганды.
[1] lmhoof-Blümer F. Griechische Münzen. B., 1890. S. 409 u. folg. (= 564 u. folg.). Taf. III. 7; Idem. Die Kupferprägung des Mithradatichen Reichs und anderen Münzen des Pontus und Paphlagoniens // NZ. 1912. Bd. 45, H. 2. S. 184–186. № 81. Taf. II. 31.
[2] Зограф А. Н. Античные монеты. М.; Л., 1951. С. 186. См. также: Price M. Sylloge Nummorum Graecorum. L., 1993. Vol. IX: The British Museum. Pt. 1: The Black Sea. Pl. XXXVII, 972–984 (он не исключает их чекан в Понте (Амисе?)).
[3] Baldwin A. Les monnaies de bronze dites incertaines du Pont ou du royaume de Mithridate jator // RN. 1913. 4 ser. T. 18. P. 285–313.
[4] Kolb P. Monnaies de bronze incertaines du Pont // RN. 1926. P. 23.
[5] Голенко К. В. Понтийская анонимная медь // ВДИ. 1969. № 1. С. 130— !54.
[6] Там же. С. 147.
[7] Baldwin A. Op. cit. P. 299, 300.
[8] Дундуа Г. Ф. Чеканились ли монеты в Вани? // Мацне. 1974. № 2. С. 158,159; Дундуа Г. Ф., Лордкипанидзе Г. А. Денежное обращение Центральной Колхиды. Тбилиси, 1983. С. 22–36; Дундуа Г. Ф. Нумизматика античной Грузии. Тбилиси, 1987. С. 110–122.
[9] WBR. I². F. I. P. 62, № 13. Pl. VII. 6, № 58. Pl. XXVI. 14; SNG Deutschlands. Sammlung von Aulock. B., 1957. T. 1. № 57–58; Price M. Op. cit. Pl. XLII, 1135–1138 (125–100 гг.); Pl. LVI, 1523 (120–100 гг.).
[10] Pfeiler H. Die Frühesten porträts des Mithridates Eupator und die Bronzeprägung seiner Vorgänger // Schweizer Münzblätter. 1968. H. 18. S. 75–78.
[11] Baldwin A. Op. cit. P. 288. Pl. VIII. 15, № 16 g.
[12] Idid. P. 304; Голенко К. В. Понтийская анонимная медь. С. 146–150.
[13] Kleiner G. Pontische Reichsmünzen // IM. 1955. Bd. IV. S. 11–13.
[14] WBR. I². F. 1. P. 59–62, N 9–12; Malloy A. G. The Coinage of Amisus. N. Y., 1970. P. 7. № 7–12; Price M. Op. cit. Pl. XLI, 1084–1126.
[15] Baldwin A. Op. cit. P. 310, 311.
[16] Kleiner G. Op. cit. S. 6; Pfeiler H. Op. cit. S. 75; Böhm C. Imitatio Alexandri in Hellenismus: Untersuchungen zum politischen Nachwirken Alexanders des Grossen in hoch- und späthellenistischen Monarchien. München, 1989. S. 156–158.
[17] Голенко К. В. Понтийская анонимная медь. С. 139–141.
[18] Regling K. Dynastenmünzen von Tyana, Morima und Anisa in Kappadokien // ZfN. 1932/1935. Bd. 42, H. 1/2. S. 6–8; Периханян А. Г. Храмовые объединения Малой Азии и Армении. М., 1959. С. 54–56; Yarkin U. An Unpublisched Coin of Ariarathes III for Cybistra in Cappadocia // NC. 1981. Vol. 141. P. 144–145.
[19] Kleiner G. Op. cit. S. 15–18; Pfeiler H. Op. cit. S. 77.
[20] WBR. I². 1. P. 69. № 32. Pl. VII. 25, 57 (Амис); P. 104. № 1. Pl. XI. 21. (Хабакта); SNG Deutschlands. Sammlung von Aulock. 62; 89; 90; Kleiner G. Op. cit S. 11. Taf. 1, 5.
[21] Imhoof—Blümer F. Die Kupferprägung… S. 183 f.; Reinach T. Mithridates Eupator, König von Pontos. Hildesheim; N. Y., 1975. S. 257; Kleiner G. Op. cit. S. 12; Klein U. Zum Aigis Nike—Typ der pontisch–paphlagonischen Bronzeprägung aus der Zeit des Mithridates Eupator // Schweizer Münzblätter. 1969. XIX, H. 74. S. 27, 28.
[22] Это обстоятельство отмечено К. В. Голенко (Понтийская анонимная медь. С. 144, 145).
[23] WBR. I²· 1. Pl. VII. № 22–24; Pl. XVIII. № 16; Pl. XXV. № 17, 18 (Арес–меч); Pl. VIII. № 1–4; Pl. XI. № 25; Pl. XUII. № 12, 13 (Эгида—Ника); Голенко К. Н Монетная медь городов Понта и Пафлагонии времени Митридата VI в боспорских находках // ПС. 1964. Вып. 11 (74). С. 62.
[24] Leonhard R. Paphlagonia. B., 1915. S. 239; Uepding A. Attis, seine Mythen und sein Kult. Gieszen, 1908. S. 125; Reding—Hourcade N. Recherches sur l'iconographie de la diesse Anahitâ 11 Archeologie et religions de l'Anatolie ancienne. Louvain–la–Neuve, 1984. P. 201; Лурье С. Я. Культ Матери и Девы в Боспорском царстве // ВДИ. 1948. № 3. С. 207 и след.
[25] Robert L. Noms indigènes dans l'Asie Mineure greco–romaine. P.. 1963. P. 494; ср.: Ruge O. Komana // RE. 1921. Hbd. XXI. S. 1126–1128.
[26] Cumont F. Notes sur le culte d'Anaitis // RA. 1905. Vol. 5. P. 24–31.
[27] Van Haeperen—Pourhaix A. Recherches sur les origines, la nature et les attributs du dieu Mên // Archcologie et religions de l'Anatolie ancienne. 1984. P. 226. Ср.: Cumont F. Recherches sur le symbolisme funeraire des romains. P., 1942. P. 242.
[28] Ср., например, серебряную пластину из Ай—Ханум с изображением Кибелы на колеснице, Гелиосом и солярно–лунарными знаками на небе (Francfort H. — P. Fouilles d'Aï—Khanoum III. P., 1984. P. 23–104, pl. XII).
[29] Reding—Hourcade N. Op. cit. P. 200. Pl. XIII. F. 2; ср.: Сапрыкин С. Ю. Золотая платина из Горгиппии // ВДИ. 1983. № 1. С. 73 и след.
[30] Сапрыкин С. Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве в VI–IV вв. до н. э. // Из истории античного общества. Горький, 1983. С. 63–65; ср.: САИ. Ч. II. С. 83. Табл. 30,6; 36,4; Ч. III. Табл. 7, 2.
[31] Blawatsky W.. Kochelenko G. Le culte de Mithra sur la côte septentrionale de la Mer Noire. Leiden, 1966. P. 14–20; ср.: Cumont F. Textes et monuments figurés relatifs aux mystères de Mithra. Brusselles, 1899. Vol. I. P. 231, 232, 333–334
[32] van Haeperen—Pourbaix A. Op. cit. P. 245–247.
[33] Cumont F. Le Pcrsée d'Amisos // RA. 1905. Vol. V. P. 181–189.
[34] Ibid. P. 187–189; van Haeperen—Pourbaix A. Op. cit. P. 233.
[35] Duchesne—Guillemm I. La religion de l'Iran ancien. P., 1962. P. 254; Wüst E. Mithras // RE. 1932. Bd. 15, Hbd. 2. S. 2136.
[36] Cumont F. Le Zeus Stratios de Mithridate // RHR. 1901. Vol. 43. P. 47–49.
[37] WBR. I². 1. P. 11. № 4. Pl. I, 7–9; Oppermann H. Men—Pharnaku // RE. 1938. Bd. XIX, H bd. 2. S. 1854.
[38] Голенко К В. Понтийская анонимная медь. С. 151, 152.
[39] Καραμεσιντι—Οιχονομίδου Μ. Άνεκδότο άργύρο τετραδρόχμο Μιθριδατου Ε Έύεργίτου // ΣΤΗΛΗ: Τόμος εις μιήμην Νικολάου Κοντολέοντος. Αθήνα, 1980. Σ. 149–153. Πιν 49, Ια; Πίν. 51, 10; Robert L. Tetradrachmes de Mithridate V Euerget // Journal de Savants. 1978. Juillet—Sept. P. 151–162.
[40] Graves R. Les mythes Grecs. P., 1967. P. 195.
[41] Remach T. Mithridates Eupator… S. 41; Oishausen E. Pontos // RH. 1978. Suppl. Bd. XV. S. 419; Geyer F. Mithridates // RE. 1932. Bd. XV, Hbd. 2. 30. S. 2163. В настоящее время получила распространение точка зрения, что мать Евпатора и Хреста звали Нисой (Sherwin—White A. N. Roman Foreign Policy in the East, 168 B. C. — A. D. I. Oklahoma, 1984. P. 96).
[42] Oishausen E. Op. cit. S. 399–400.
[43] Meyer Ed. Geschichte des Königreichs Pontos. Leipzig, 1879. S. 84, 85; Reinach T. Mithridates Eupator…S. 44–46.
[44] Pfeiler //. Op. cit. S. 77.
[45] Geyer F. Op. cit. S. 2163; Максимова М. И. Античные города юго–восточного Причерноморья. М.; Л., 1956. С. 199; Ломоури Н. Ю. К истории Понтийского царства. Тбилиси, 1979. С. 75.
[46] McGing B. The Foreign Policy of Mithridates VI Eupator, King of Pontus. Leiden, 1986. P. 43, 44; Pfeiler //. Op. cit. S. 75, 76.
[47] Reinach T. Mithridates Eupator…S. 45; Geyer F. Op. cit. S. 2163; Calderini A. Mithridate IV Eupatore, re del Ponto. Milano, 1950. P. 42; Ломоури Н. Ю. Указ. соч. С. 74.
[48] Bernhardt //. Chronologic der Mithridatischen Kriege // Realgymnasium zu Dortmund. Jahresbericht 1895/1896. S. 7; McGing B. The Foreign Policy… P. 109.
[49] Митридат Евпатор славился как превосходный наездник (Suet. Nero. 24; Plut. Pomp. 37; App. Mithr. 112). На Хиосе он четырежды добивался победы на конных ристалищах. См.: Robert L. Sur les inscriptions de Chios // BCH. 1935. Vol. 59. P. 459^165 = Robert L. Opera Minora Selecta. Amsterdam. 1969. Vol. 1. P. 518–524; ср. аналогичный агонистический каталог с Родоса: Robert L. Opera… Vol. 2. P. 861. В версиях Геродота и Ктесия о детстве Кира историческим является вопрос о его происхождении, который лег в основу всех повествований, навеянных легендарными мотивами (Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961. С. 68). Версия Геродота более исторична, чем рассказ Ктесия (Дандамаев М. Л. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 12–14).
[50] Imhoof—Blümer F. Die Kupfepräung… S. 185. N 82. T. 11.32; Idem. Zur griechischen und römischen Münzkunde // Revue de Numismatique. 1908. P. 170. N 17; Голенко К. В. Понтийская анонимная медь. С. 141, 142.
[51] Glew D. Mithridate [iupator and Rome: a Study of the Background of the First Mithridatic War // Athenaeum. 1977. Vol. 55. P. 389. Здесь подвергается сомнению вооруженное столкновение Митридата и Рима. Ср.. однако: McGmg B. The Foreign Policy… P. 78.
[52] О подчинении Римом Фригии см.: Harris W. War and Imperialism in Republican Rome, 327–70 B. C. Oxford. 1979. P. 152–154; McGing B. Appian, Manius Aquillius and Phrygia // Greek. Roman and Byzantine Studies. 1980. Vol. 21, N 1. P. 41; Idem. The Foreign Policy… P. 68. О потере Пафлагонии, Галатии см.: Reinach T. Mithridates Eupator… S. 47; Ломоури Н. Ю. Указ. соч. С. 75.
[53] Robert L. Tetradrachmes de Mithridate V F.uergéte… P. 160.
[54] Гай, сын Гермея (Plut. Pomp. 42: ID. 1570 = Durrbach F. Choix… N 136d; Chapouthier F. Le sanctuaire des dieux de Samothrace // EAD. 1935. Vol. XVI. P. 32. N 1; Дорилай, сын Филетера (Strabo. X.4.10; XII.3.33; ID. 1572 = Durrbach F. Choix… P. 220. N 136 f; Chapouthier F. Op. cit. P. 32. N 3). См. также: Максимова М. И. Указ. соч. С. 205–208; Ломоури Н. Ю. Указ. соч. С. 75; McGing B. The Foreign Policy… P. 91.