Книги XXI - XXII

F27) Phot. Bibl. 72 p. 44a 20 - b 19: (69) Двадцать первая, двадцать вторая и двадцать третья книги завершают историю. Тиссаферн, при содействии Менона-фессалийца, которого он привлек на свою сторону, начал козни против греков[1]. Лукавыми и торжественными обещаниями он получил власть над Клеархом и другими стратегами, хотя Клеарх подозревал предательство и хотел избежать его, но солдаты, обманутые речами Менона, вынудили Клеарха против воли пойти на встречу с Тиссаферном[2]. Проксен из Беотии[3], который также был обманут, советовал ему идти. Клеарх и другие стратеги были посланы в цепях в Вавилон к Артоксерксу, куда стекался народ, чтобы увидеть Клеарха. Сам Ктесий, врач Парисатиды, уделил внимание Клеарху[4], пока он содержался в тюрьме, и сделал все что мог, чтобы смягчить его участь. Парисатида хотела дать ему свободу и отпустить, но Статира убедила царя казнить его. После казни произошла удивительная вещь. Поднялся сильный ветер и засыпал землей его тело, образовав естественную могилу[5]. Другие греки, отправленные вместе с ним, все за исключением Менона[6], также были казнены.
(70) Потом автор рассказывает нам об оскорблениях, которые Парисатида обрушила на Статиру и об отравлении Статиры, хотя та давно уже была настороже от подобного рода смерти, а произошло это следующим образом. За столом был нож, смазанный ядом с одной стороны. Одну из маленьких птичек, размером с яйцо, называемую rhyndace[7], Парисатида разрезала пополам, съела часть незатронутую ядом, а другую половину предложила Статире. Статира, видя как Парисатида ест свою порцию, без подозрения приняла роковой яд. Царь, разгневанный на мать, приказал схватить и пытать ее евнухов, включая ее наперсницу Гингу[8]. Последняя, обвиненная и представшая перед судом, была оправдана судьями[9], но царь приговорил ее к пыткам и смерти, что стало причиной жестокой вражды между матерью и сыном.
(71) Могила Клеарха восемь лет спустя[10] была найдена заросшая пальмами[11], которые по тайному приказу Парисатиды посадили ее евнухи.
F28) Plut. Artox. 18: Тиссаферн обманул Клеарха[12] и остальных греческих начальников и, вероломно нарушив клятву, схватил их и в оковах отправил к царю. Клеарх попросил Ктесия раздобыть ему гребень и, когда просьба его была исполнена и он прибрал волосы, в благодарность за услугу подарил Ктесию перстень - чтобы тот когда-нибудь предъявил это свидетельство дружбы друзьям и родичам Клеарха в Лакедемоне. На перстне был вырезан священный танец в честь Артемиды Карийской[13]. Все это рассказывает сам Ктесий. Пищу, которую посылали Клеарху, отбирали и съедали воины - товарищи по заключению, Клеарху же доставалась лишь самая малость, но Ктесий, по его словам, помог и этой беде, добившись, чтобы Клеарху присылали больше, а остальным назначили особое содержание. Оказать грекам эту помощь ему удалось милостью и заботами Парисатиды. Каждый день, кроме прочей еды, Клеарх получал целый окорок, и он горячо убеждал Ктесия вложить в мясо маленький ножичек и тайно передать ему, не дожидаясь конца, который готовит узнику жестокость Артаксеркса, но Ктесий боялся и не согласился[14]. Между тем царь, склонившись на просьбы матери, поклялся ей пощадить Клеарха, но затем послушался Статиры и, изменив своему слову, казнил всех, кроме Менона. С этих пор, утверждает Ктесий, и замыслила Парисатида извести Статиру[15] и вскорости ее отравила, но утверждение это неправдоподобно и даже нелепо - можно ли поверить, чтобы из-за Клеарха Парисатида решилась на такой страшный и опасный шаг и убила законную супругу царя, родительницу наследников престола?! Нет никакого сомнения, что Ктесий сильно преувеличивает, желая почтить память Клеарха.
В самом деле, он сообщает далее, будто после казни трупы остальных начальников растерзали собаки и хищные птицы, а тело Клеарха невесть откуда налетевший вихрь засыпал землею[16] и скрыл под большим курганом, на котором, спустя недолгое время, из нескольких финиковых косточек поднялась густая пальмовая роща[17] и осенила весь холм тенью своих ветвей, так что даже сам царь горько раскаивался, что погубил Клеарха - угодного богам мужа.
F29a) Plut. Artox. 6.9: Динон пишет, что она исполнила свой замысел[18] еще во время войны, но, по словам Ктесия, это случилось позднее, и мало вероятно, чтобы Ктесий, очевидец всего происходившего, не знал времени такого важного события, а с другой стороны, у него не было никакого основания нарочито изменять эту дату в своем рассказе (хотя часто его повествование уходит далеко от истины и не раз обращается в басню или же драму); поэтому об убийстве Статиры и мы расскажем в том же месте, где Ктесий.
F29b) Plut. Artox. 19: Парисатида, которая с самого начала была полна ненависти и ревности к Статире, видела, что собственная ее власть покоится лишь на сыновнем уважении царя, тогда как Статира сильна любовью и доверием Артаксеркса. Вот тогда-то, считая, что все главнейшее и основное в ее жизни поставлено под удар, она решилась покончить с невесткой[19]. У нее была верная служанка, по имени Гигия[20], пользовавшаяся чрезвычайным влиянием на свою госпожу; эта Гигия, по словам Динона, и помогла ей отравить царицу, но Ктесий пишет, что она лишь была посвящена в замыслы Парисатиды, да и то вопреки своей воле. Того, кто достал яд, Ктесий называет Белитаром[21], Динон - Меланфом.
После прежних раздоров и открытых подозрений обе женщины начали снова встречаться и обедать вместе, но, по-прежнему опасаясь друг друга, ели одни и те же кушанья и с одних блюд и тарелок. Родится в Персии маленькая птичка, у которой во внутренностях нет никаких нечистот, но один только жир, и поэтому все считают, что она питается лишь ветром и росой. Название ее - ринтак[22]. Эту птичку, как сказано у Ктесия, Парисатида разрезала ножом, который с одной стороны был смазан ядом, и, обтерши отраву об одну из половинок, вторую - чистую и нетронутую - положила в рот и стала жевать, а отравленную протянула Статире. Но, если верить Динону, птицу делил Меланф, а не Парисатида, и он же поставил перед Статирою смертоносное угощение. Умирая в жестоких муках и страшных судорогах, царица и сама обо всем догадалась, и царю успела внушить подозрение против матери, чей звериный, неумолимый нрав был Артаксерксу хорошо известен. Царь тут же нарядил следствие и приказал схватить и пытать прислужников Парисатиды, в первую очередь тех, что подавали к столу. Гигию Парисатида долго прятала у себя и не выдавала, несмотря на все требования сына, но позже, когда служанка сама упросила отпустить ее домой, царь, прознав об этом, устроил засаду, поймал Гигию и осудил на смерть. Отравителей у персов казнят по закону так[23]. Голову осужденного кладут на плоский камень и давят и бьют другим камнем до тех пор, пока не расплющат и череп, и лицо. Вот какою смертью умерла Гигия. Парисатиде же Артаксеркс и не сказал, и не сделал ничего дурного и только, в согласии с ее же собственным желанием, отослал мать в Вавилон, объявив, что, пока она жива, его глаза Вавилона не увидят. Таковы были семейные обстоятельства царя персов.
F29c) Hsch. Lex. s.v. ρυνδάκη: Риндака: маленькая птичка размером с...
F30) Phot. Bibl. 72 p. 44b 20 - 42: (72) Затем автор излагает причины вражды между Артоксерксом и Эвагором, царем Саламина[24]. Гонцы, посланные Эвагором к Ктесию[25], относительно писем, полученных от Абулевта[26], Письмо Ктесия к Эвагору относительно примирения с Анаксагором, владыкой киприйцев[27]. Возвращение посланников Эвагора на Кипр и доставка писем от Ктесия Эвагору. (73) Обращение Конона к Эвагору относительно встречи с царем; и письмо Эвагора о почестях, полученных от него. Письмо Конона Ктесию, согласие Эвагора платить дань царю, и вручение писем Ктесию. Обращение Ктесия к царю относительно Конона и его писем. Подарки, посланные Эвагором, вручены Сатибарзану[28]; прибытие посланников на Кипр. Письма Конона царю и Ктесию. (74) Задержание спартанского посольства к царю. Письмо от царя к Конону и спартанцам, переданные лично Ктесием. Фарнабаз[29] назначает Конона командующим флотом[30].
Поездка Ктесия в Книд, его родной город[31], и в Спарту. Процесс против спартанских послов на Родосе[32], и их оправдание.
F31) Athen. I.40 p. 22 C: Прославленными танцовщиками были... и критянин Зенон[33], бывший, по свидетельству Ктесия, любимцем Артаксеркса.
F32) Plut. Artox. 21.1-4: Артаксеркс очистил от лакедемонян и море[34], воспользовавшись службою афинянина Конона, которого, вместе с Фарнабазом, поставил во главе своих сил. После морской битвы при Эгоспотамах Конон задержался на Кипре - не потому, чтобы искал места потише и поспокойнее, но дожидаясь перемены обстоятельств, словно попутного ветра. Понимая, что его замыслы требуют значительных сил, а царские силы нуждаются в разумном руководителе, он написал царю письмо, в котором изложил свои планы и намерения, и велел гонцу передать его Артаксерксу лучше всего через критянина Зенона[35] или Поликрита из Менды[36], - Зенон был танцовщиком, а Поликрит врач, - если же ни того ни другого при дворе не окажется, то через врача Ктесия. Рассказывают, что Ктесий, приняв письмо, приписал к просьбам Конона еще одну[37] - чтобы к нему отправили Ктесия, который, дескать, будет полезен в действиях на море; но сам Ктесий утверждает, будто царь дал ему это поручение по собственному почину.


[1] Тиссаферн устроил заговор против греков ...: Ср. Xen. Anab. 2.5. 27-42, который подтверждает это заявление.
[2] Большинство из его людей ... заставило его против его воли пойти к Тиссаферну: Ксенофонт, утверждает, что это Клеарх на самом деле заставил греков послать пять стратегов и двадцать лохагов к Тиссаферну вопреки их возражениям (Anab. 2.5.27; 2.5.30), чтобы всем стратегам идти. Сообщение Ктесия, которое, вероятно, происходит от самого Клеарха, пытается оправдать стратега, беспечно попавшего в ловушку, расставленную Тиссаферном.
[3] Проксен, беотиец: Один из десяти греческих стратегов, под командованием которого Ксенофонт, вероятно, служил (см. Xen Anab. 2.5.37).
[4] Ктесий ... лично обхаживал Клеарха: Можно увидеть влияние Клеарха на протяжении всего повествования о кампании Кира. Клеарх, очевидно, произвел большое впечатление на Ктесия во время этих встреч. См. введение для всестороннего обсуждения о влиянии Клеарха на Персику.
[5] погребальный курган появился из ниоткуда: многие рассказывают, что подобные пейзажи позже считались захоронениями (см. F1b §14.1; F1i о курганах любовников Семирамиды). Представляется целесообразным, чтобы Клеарх, который появляется в совершенно выгодном свете в Персике, чудесным образом получил одно из этих легендарных захоронений (см. примечание ниже об их возможных сходствах с захоронением Кира Великого).
[6] Кроме Менона: Ксенофонт (Anab. 2.6.29) также утверждает, что Менон не был приговорен к смерти вместе с остальными стратегами, однако он добавляет, что Менона держали живым и пытали в течение года и так он умер "как злодей" (ὡς πονηρός); Ксенофонт (Anab. 2.6.21-29) также подтверждает описание Ктесием Менона как предателя греков (ср. Diod. 14.27.2).
[7] маленькая птичка размером с яйцо, которую персы называют риндак: ср. F29b §4-5; F29c и примечания.
[8] Гинга, служанка Парисатиды: Это имя, упоминаемое как Gigis, Гигида, Диноном (см. F29b §19.2), не иранского происхождения (ср Schmittр. 236-237). Имя может быть вавилонское и приравнено к Gigitu, имени дочери вавилонского царя Нергал-шар-уцура (559-556 г. до н.э., ср. Кönig 1972 р 25 n. 14). Весьма вероятно, что Парисатида имела вавилонских слуг, которых поставляли ей огромные земельные владения и поместья в регионе (см. примечание к § 48; примечание к F29b §19.2 о вавилонской этнической принадлежности другого сообщника Парисатиды, Белитара).
[9] судьи: Эти вероятно, относятся к учреждению "царских судей", которое неясно и часто обсуждается. Есть несколько ссылок на них в источниках, однако ни один из них не проясняет вопроса. Упоминание мимоходом в Книге Ездры (7:14) семи советников царя (см. также Esther 1:13-14; Xen. Anab.1.6.4-11) приводит кое-кого к утверждению, что они относятся к семи царским судьям, выбираемых из семей семи заговорщиков против Смердиса. Тем не менее, большинство ученых соглашаются с тем, что эти люди исполняли роль более консультативного, нежели судебного характера и нет убедительных доказательств, что существовал постоянный президиум советников (см. Lewis 1977, р 23; Cook 1985 р. 234-235 признает возможность подобного совета, но добавляет, что ее члены, конечно, не выбирались из семи семей; Ael VH 1,34 говорит о крестьянине, который был назначен царским судьей). Большинство источников являются неоднозначными относительно их числа (см. Hdt. 3.14; Plut. Art. 29.8-12; Ael. VH 1.34; Diod. 15.10-11 сообщает о суде под председательством трех судей), но мы знаем из Геродота (3.31), что они были назначаемы на всю жизнь или пока их не удаляли за неправедные действия. В то время как судьи (др.-перс. dātabaru, dayyānu) регулярно появляются в восточных источниках (см. Stolper 1985 р. 91), единственное появление царских судей (dyny mlk') встречается в арамейских документах из Элефантины в Египте (DAE 2). Однако, сомнительно, могут ли эти судьи быть приравнены к "царским судьям" классических источников (см. Tuplin 1987 р.119-120; Briant 2002 р. 129-130; 510-511). В любом случае, ясно, что в конечном итоге судейское решение было за царем.
[10] Через восемь лет ... Если Ктесий сообщает это от себя, то он не мог вернуться в Грецию до 393 г. до н.э. (см. Rettig 1827). Это утверждение, однако, весьма сомнительно (см. Введение для обсуждения биографии Ктесия).
[11] в окружении пальм: Ср. F28 §18.8; Могила Клеарха может быть расположена в "Парадизе" (элам. Partetaš; др.-перс.*paradaida; ср. Briant 2002 р. 442-444 о приравнении этих терминов к греческому «раю».), подобно гробнице Кира Старший в Пасаргадах (см. Arr. Anab. 6.29.4; Strab. 15.3.7; Stronach 1978 p. 25-43; 1985 838-839).
[12] После Тиссаферн обманул Клеарха ...: ср. Xen. Anab. 2.5.31-32/
[13] Эмблема на кольце показывала танцующих кариатид: кариатиды были хор молодых спартанских девушек, которые танцевали в честь Артемиды Кариатиды на Кариях в Лаконии (см. Paus 3.10.7; Calame 1977 р. 264-276). Девушки-танцовщицы часто изображались на кольцах и драгоценных камнях из Лаконии и формировали общий спартанский мотив, тем самым добавив правдоподобие рассказу Ктесию (ср. Bigwood 1995 р. 140).
[14] Ктесий, однако, отказался сделать это из-за страха: Ср. Введение об окружении Ктесия при дворе Артаксеркса.
[15] Вот почему Парисатида устроила заговор против Статиры: Плутарх возможно не понял Ктесия относительно мотивов Парисатиде. В то время как она может на самом деле устроила заговор против Статиры в ответ на убийство Клеарха, то вероятно не из привязанности к стратегу. Статира показала свое сильное влияние на царя, когда она убедила его предать Клеарха казни. Так она показала себя мощной соперницей Статиры, которую необходимо было устранить (см. F29 §19.1; Lenfant 2004 р. 162 n.733).
[16] но буря нанесла массу земли над телом Клеарха: ср. F27 §69.
[17] некоторые финиковые пальмы рассеялись по холму и создали удивительную рощу: Ктесий говорит, что эти пальмы были посажены Парисатидой. Захоронение Клеарха возможно было расположено в "парадизе" (см. примечание к F27 §71). См. аналогичные формулировки, используемые Аррианом (Anab. 6.29.4) для описания "парадиза" вокруг гробницы старшего Кира.
[18] Заговор был доведен до конца: т.е. заговор Парисатиды с целью убить Статиру (см. F27 § 70; F29b).
[19] Поэтому она устроила заговор против Статиры: (см. §18.6 и примечание).
[20] Гигида: Ср. F27 §70 и примечание.
[21] Белитар: Вавилонское имя с оригинальной форме Bēl-ēṭir, означающее "Бел спас". (См. Schmitt 2006 р. 236). Факт, что оба пособника Парисатиды вавилоняне, дает элемент правдоподобия сообщению Ктесия (см. примечание к "Гинге" F27 § 70).
[22] Rhyntakes: от др.-перс. rund, означающего маленькую птичку с рисовых болот (см. Benveniste 1966b р. 485). Ктесий дает более точную форму Rhyndake в передаче Фотия (F27 § 70; ср. F29c).
[23] Отравителей в Персии по закону казнят следующим образом: Была постоянная угроза отравления, нависаемая над двором, давая необходимость для должности царского дегустатора (ἐδέατρος; ср Kalléris 1954 I р. 162-69). В то время как заявление Ксенофонта (Cyr. 8.8.14), что больше людей умерло от отравления, чем где-либо еще может быть преувеличено (см. Briant 2002 р. 262-263), персы, видимо, чувствовали, что угроза отравления была достаточно реальна для оправдания особого метода пытки и казни в отношении отравителей.
[24] Эвагора царя Саламина: Эвагор был членом фамилии Тевкридов, которая правила кипрским Саламином в первой половине 5 века до вытеснения ее финикийской династией. Эвагор восстановил свою родовую власть в 411 г. до н.э. и стал защитником эллинизма, за что он был хвалим в панегирике Исократом. Он был почитаем афинянами за привечание многих афинских беглецов после битвы при Эгоспотамах и за оказание помощи Конону в переговорах с Артаксерксом (Lewis и Stroud 1979). Хотя он служил в качестве верного данника в течение нескольких лет, после битвы при Книде (394 г. до н.э.), он отпал от Персии. Он был восстановлен как данник, но с почетом от царя в 381 году до нашей эры и был убит в 374 г. до н.э. Ср. Costa (1974) для обсуждения этой фигуры; Shrimpton (1987) и Rubincam (1988) о его смерти.
[25] Эвагор отправил послов к Ктесию ... Смотрите введение для обсуждения этих переговоров и роли Ктесия в них.
[26] Абулит: Возможно, соответствует Малышу. Набу-nā'id и переведено на др.-перс. как Nabunaita- (см. Schmitt р 23̄; Lenfant 2004 р. 285 n. 737; Zadok 1977 p. 112 n. 250 предполагает западно-семитское происхождение имени). Тем не менее, имя засвидетельствовано в эламской надписи Šutruk-Naḫḫunte II (царь Элама в конце 8-го века) как A-bu-li-ti (EKI 74.8; cр.Schmitt 2006 p. 211-213).
[27] Анаксагор царь Кипра: Неизвестен в другом месте.
[28] Сатибарзан: Ср F16 §60 и примечание.
[29] Фарнабаз: От др.-перс. *Farna-°vazdā, означающего 'имеющий процветание через Farnah (Славу)' или 'обеспечивающий благополучие для Farnah' (ср. Шмитт 2006 р. 125-126). Он был сатрапом Геллеспонтской Фригии, проживающих в Даскилии, и играл активную роль в делах греков к концу Пелопоннесской войны в качестве союзника спартанцев (см. Thuc. 8.6.1-2;. 39,1; 99,1).
[30]  Конон был назначен командующим флота: По свидетельству Диодора (14.38.2-3), Конон был назначен командующим персидских морских сил во 2-м году 95-й олимпиады (399 г. до н.э.); ср. Xen. Hel. 4.8.14. Большинство ученых согласны, что события, описанные здесь, произошли в 398 году до нашей эры (ср. Lenfant 2004 р. 286 n. 744).
[31] Ктесий пошел на родину Книд ...: См. Введение для обсуждения биографии Ктесия.
[32] На Родосе был суд касательно спартанских послов с последующим оправдательным приговором:.. Многие ученые приняли этот отрывок как означающий, что Ктесий был привлечен к суду спартанскими послами и оправдан (см. Jacoby 1922 col. 2036; Brown 1978 p. 18; Eck 1990 p. 423-424). В то время как греческий текст, кажется, указывает на это, резюме Фотия очень эллиптично и непонятно в этом месте. Этот процесс нигде никогда не упоминается и нет ничего в описательной части сохранившихся фрагментов, что предложило бы повод для Ктесия быть привлеченным по обвинению со стороны послов. Следовательно, Lenfant (2004 р. XX-XXII) правильно проявляет осторожность в отношении этого отрывка.
[33] Зенон Критский: Ср. F32.
[34] царь изгнал лакедемонян с моря: Это относится к битве при Книде (394 г. до н.э.). Плутарх использует здесь источник, отличный от Ктесия, так как Персика охватывает события лишь до 398 г. до н.э., в котором году Ктесий вернулся в Грецию (см. введение).
[35] через Зенона, критского танцора: Ср. F31.
[36] Поликрит врач из Менда: Это может быть тот же человек, что и историк, чья работа сохранилась только в нескольких фрагментах (FGrH 559; ср. примечание к F45 § 49).p. 17). Он также может быть тот же самый человек, которому есть статуя, посвященная в Асклепейоне в Афинах (ср. BCH 1887 pl. IX; Girard 1881 р. 17).
[37] Говорят, что ... Ктесий добавил к предложению Конона: Ср. F32 § 73 для версии Ктесия. Эта критика Ктесия в конечном итоге возможно взялась от Динона, который часто противоречил своему предшественнику (см. 2004 р. 227 n. 20). Приемлемо, однако, что Ктесий и в самом деле сделал это добавление к письму Конона, если он увидел в этом шанс уйти за пределы двора и вернуться домой (см. Введение для полного обсуждения).