Книги XIV - XVII

F14) Phot. Bibl. 72 p. 40a 5 - 41b 37: (34) Так Артоксеркс стал царем благодаря Артапану, который вступил в заговор против него с Мегабизом (которого терзали подозрения по поводу неверности жены[1]), и они присягнули на верность друг другу. Тем не менее Мегабиз выдал заговор, вина Артапана вышла на свет, и он умер той смертью, которую предназначал для Артоксеркса. Аспамитр, который принимал участие в убийствах Ксеркса и Дария, был жестоко казнен при помощи корыта[2]. После смерти Артапана произошла битва между заговорщиками и другими персами, в которой погибли три сына Артапана, а Мегабиз тяжело ранен. Артоксеркс, Амитида, Родогуна и их мать Аместрида были глубоко опечалены, и жизнь ему спасли только мастерство и заботы Аполлонида, врача с Коса[3].
(35) Бактры и их сатрап, другой Артапан, восстали против Артоксеркса[4]. Первая битва была нерешительной, но во второй бактрийцы были разбиты, потому что ветер дул им в лицо, и вся Бактрия подчинилась.
(36) Египет, под руководством ливийца Инара[5], поддерживаемого уроженцами страны, также восстал и готовился к войне. По запросу Инара афиняне послали на подмогу сорок кораблей[6]. Артоксеркс лично желал принять участие в походе, но друзья отговорили его. Поэтому он послал своего брата Ахеменида[7] с 400.000 пехоты и с восемьюдесятью кораблями. Инар вступил в битву с Ахеменидом, где египтяне вышли победителями, Ахеменид был убит Инаром, а тело послано Артоксерксу. Инар также добился успеха на море[8]. Харитимид, командир сорока афинских кораблей, покрыл себя славой в морском бою[9], захватив двадцать из пятидесяти персидских кораблей вместе с экипажами, а остальные тридцать потопил.
(37) Затем царь послал против Инара Мегабиза с дополнительной армией в 200.000 человек и 300 кораблей под командой Ориска[10]; так что, не считая гребцов, его армия насчитывала 500.000 человек. Ибо, когда Ахеменид пал, погибли 100.000 из 400.000. Последовала отчаянная битва с тяжелыми потерями для обеих сторон, хотя потери египтян были существеннее. Мегабиз ранил Инара в бедро и обратил его в бегство, а персы одержали убедительную победу. Инар бежал в Библос[11], египетскую крепость, в сопровождении выживших греков. Весь Египет, за исключением Библоса подчинился Мегабизу. (38) Но поскольку эта крепость была неприступной, он пришел к соглашению с Инаром[12] и греками (более 6000 человек), при условии, что они не будут чинить вред царю и, что греки могут вернуться домой, когда им заблагорассудится.
Назначив Сарсамаса сатрапом Египта[13], Мегабиз взял Инара и греков к Артоксерксу[14], который сильно гневался на Инара из-за смерти своего брата Ахеменида. Мегабиз рассказал ему о случившемся, как он дал слово Инару и грекам, когда взял Библос, и искренне умолял царя пощадить их. Царь дал согласие, и весть, что он не причинит вреда Инару и грекам немедленно была сообщена армии.
(39) Аместрида[15], оскорбленная мыслью, что Инар и греки должны избежать наказания за смерть ее сына Ахеменида, просила царя [выдать их ей], но он отказал; она затем обратилась к Мегабизу, он также отказал ей. Позже однако, по причине ее назойливости, она получила желаемое от сына и через пять лет царь выдал ей Инара и греков. Инар был посажен на кол; пятьдесят греков, все кого она смогла захватить, - обезглавлены.
(40) Мегабиз был глубоко опечален этим, и попросил разрешения удалиться в свою сатрапию Сирию[16]. В тайне отправив туда часть греков, по прибытии он собрал большую армию (150.000, не считая конницы) и поднял знамя восстания[17]. Усирис с 200.000 человек был послан против него[18]; состоялась битва, в которой Мегабиз и Усирис ранили друг друга. Усирис нанес Мегабизу рану копьем в бедро на два пальца в глубину; Мегабиз в свою очередь сперва ранил Усириса в бедро, а затем в плечо, так что тот упал с лошади. Как только он упал, Мегабиз защитил его и отдал приказ пощадить его. Много персов погибло в битве, Зопир и Артифий, сыновья Мегабиза, отличились мужеством, а Мегабиз добился решительной победы. Усирис, окруженный большой заботой, был отправлен к Артоксерксу по его просьбе.
(41) Была послана другая армия под командованием Меностана, сына Артария, сатрапа Вавилона и брата Артоксеркса[19]. Состоялась еще одна битва в которой персы были разгромлены; Меностап получил раны от Мегабиза, сначала в плечо, а потом в голову, но раны не были смертельными. Тем не менее он бежал со своим войском и Мегабиз одержал блестящую победу. (42) Артарий тогда послал к Мегабизу, советуя ему примириться с царем. Мегабиз ответил, что готов сделать это, но при условии, что не должен предстать перед судом еще раз и ему будет позволено остаться в своей сатрапии. Когда этот ответ был сообщен царю, пафлагонец евнух Артоксар[20] и Аместрида упрашивали его немедленно заключить мир. Соответственно, Артарий, его жена Амитида, Артоксар (двадцати лет от роду), и Петис, сын Усириса и отец Спитама[21], были посланы с этой целью к Мегабизу. После долгих уговоров и торжественных обещаний, с большим трудом им удалось убедить Мегабиза предстать перед царем, который в итоге простил ему все преступления.
(43) Некоторое время спустя, когда царь на охоте[22] подвергся нападению льва, Мегабиз убил льва, когда тот готовился наброситься на царя. Царь был в ярости, так как Мегабиз убил зверя первым, и приказал отрубить ему голову, но благодаря уговорам Аместриды, Амитиды и других, его жизнь была спасена и он был сослан в Курты, город на берегу Красного моря[23]. Евнух Артоксар также был изгнан в Армению, так как часто и излишне вольно говорил царю в защиту Мегабиза. Проведя пять лет в изгнании, Мегабиз бежал, притворившись прокаженным[24], чтобы никто к нему не приближался, и вернулся домой к Амитиде, которая с трудом узнала его. При заступничестве Аместриды и Амитиды царь примирился с ним и принял его к своему столу[25], как и раньше. Мегабиз умер в возрасте семидесяти шести лет, искренне оплакиваемый царем.
(44) После его смерти жена его Амитида, подобно свой матери Аместриде, выказала великую благосклонность к народу. Врач Аполлонид из Коса, когда Амитида приболела, был призван ухаживать за ней и влюбился[26]. Некоторое время они продолжали эту интригу, но потом она рассказала своей матери. Та доложила царю, который на ее усмотрение оставил наказание преступника. Аполлонида заковали в цепи и так продержали два месяца, а затем заживо похоронили[27] в тот самый день, когда умерла Амитида.
(45) Зопир, сын Мегабиза и Амитиды, после смерти отца и матери поднял восстание против царя. Он посетил Афины[28], где был принят в связи с услугами, которые его мать оказала афинянам. Из Афин он отплыл с частью афинского войска к Кавнам[29] и призвал их сдаться. Жители выразили готовность так сделать, при условии, что афиняне, которые его сопровождают, не будут допущены в город. Пока Зопир взбирался на стену, кавниец по имени Алкид попал ему камнем по голове и убил. Кавниец был распят по приказу Аместриды. Какое-то время спустя Аместрида умерла в глубокой старости, а вскоре умер и Артоксеркс, процарствовав сорок два года[30]. Здесь заканчивается семнадцатая книга.
F14a) Steph. Byz. s.v. κυρταία: Киртая: город на берегу Эритрейского моря, куда согласно 17-й книги Ктесия Персика Артаксеркс сослал Мегабиза[31].
F14b) Steph. Byz. s.v. Βύλος [L]: Библос наиболее укрепленный город на Ниле[32].
F14c) Hsch. Lex. s.v. πισσάται [L]: писсата: прокаженные[33].


[1] подозревал в прелюбодеянии свою жену Aмитиду: ср. F13 §32 Артапан был убит тем же образом, которым он собирался убить Артаксеркса: По свидетельству Диодора (11.69.5–6), Артапан пронзил Артаксеркса мечом, но не нанес никакого вреда. Артаксеркс потом убил его «своевременным ударом» (ср. Just. 3.1).
[2] он был засунут в корыто для медленной смерти от поедания насекомыми: ср. F26 и примечание о деталях этого способа пытки. См. F13 §33 о его роли в заговоре против Ксеркса.
[3] Врач из Коса по имени Аполлонид: Задолго до Ктесия греческие врачи служили при персидском дворе (см. Briant 2002 р. 264–266.). Демокед из Кротона, как говорили, вылечил Дарию I ногу и служил при его дворе (Hdt. 3.129; ср. Griffiths 1987 р 37- 51, который сомневается в историчности этого отрывка). И Ктесий не был единственным греческим врачом, служившим при дворе Артаксеркса II (см. Plut. Artox. 21,3, который упоминает некоего Поликрита). Они часто изображаются врачевавшими какую–либо важную личность от какого–нибудь заболевания или раны. Показательно, что даже Ктесий впервые появляется в своем повествования лечившим Артаксеркса II, который был ранен у Кунаксы.
[4] Бактрия отпала от Артаксеркса… другого Артапана: Кампания в другом месте неизвестна (см. Plut. Them. 31.3, который только говорит, что Артаксеркс был занят делами в «горной стране»). По свидетельству Диодора (11.69.2), сатрапом Бактрии был Гистасп, брат Артаксеркса, которое обстоятельство делает эту битву частью династической борьбы, а не восстанием подчиненного правителя (ср. Briant 2002 р. 570). Тем не менее, имя Артапан находится в персидских источниках как Ирдабануш, который был сатрапом Бактрии в 500/499 г. до н. э. (PF 1287; PF 1555; PF 1992). Так как Артаксеркс пришел к власти в 465 г. до н. э., это будет означать, что Артапан служил сатрапом по крайней мере 35 лет — очень долгое правление, что вызвало некоторые сомнения (см. Lenfant 2004 р. 266 n. 542). Хотя не исключено, что рукопись, использовавшаяся Фотием, содержала ошибку переписчика в повторении имени Артапана из предыдущего рассказа о попытке заговора против Артаксеркса, упоминание Ирдабануша в персидских источниках делает этот аргумент (что это другой Артапан) сомнительным. Кроме того, длительные царствования не были редкостью в империи Ахеменидов (см. примечание ниже о Сарсаме).
[5] Египет восстал под руководством ливийца Инара и другого египтянина: восстание произошло между 464–454 до н. э. Ср. Thuc. 104, 109–110; Diod.11.71, 74. Библиография этого спорного эпизода огромна (одни из самых важных исследований включают Quack 2006; Hoglund 1992 р. 97–164;. Briant 1988b; Bigwood 1976; Salmon 1965 90–192; Kienitz 1953 69–72). Восстание, скорее всего возникло после смерти Ксеркса и династической борьбы, которая за ней последовала (ср. Meiggs 1972 р. 93). Недавно обнаруженный остракон, носящий имя Инара как «главы повстанцев», считается первым египетским свидетельством, упоминающим мятежного вождя (см. BIFAO 2002 р.478; Chauveau 2004 р. 39–46), но Quack (2006 р. 499–504) утверждает, что, он скорее всего относится к раннему Инару, который жил во время ассирийского вторжения в Египет Асархаддона. «Другой египтянин» без сомнения Амиртей II, так называемый «болотный царь», который остался у власти после подавления восстания (см. Thuc. 1,110; Hdt 3,15; ср. Briant 2002 р. 575–576; Lenfant 2004 р. 266–267 n. 545). Большинство рукописей называют Инара лидийцем, но большинство издателей принимают поправку лидийца на ливийца, так как у Геродота и Фукидида он прямо ливиец (cм. Thuc. 1.104 и 1.110; Hdt. 3.12 и 7.7; cр. Jacoby ad loc.; Lenfant 2004 p. 266 n. 544; Hatzopoulou 2007 p. 470 n. 89). Bichler (2005 445–457) недавно высказался в пользу рукописей с «лидийцем», говоря, что Ктесий был участником литературной игры со своими предшественниками, а именно с Геродотом, и в шутку называет Инара лидийцем вместо ливийца. Это утверждение неубедительнопо многим причинам. Самое главное, так как Геродот упоминает Инара только мимоходом и никогда не обсуждает восстание в деталях, кому адресовалась бы шутка Ктесия? Конечно, он не мог ожидать, что его читатели запомнили Геродота или даже консультировались по поводу его прошлых ссылок на Инара для того, чтобы понять игру Ктесия на словах. Он, конечно, не задействовал Фукидида, так как последний умер где–то в 390–х с незавершенной работой. Так, почти наверняка, что Ктесий не читал Фукидида, когда он писал свою Персику в середине 390–х. В то время как точка зрения Bichler'а, что Ктесий в основном стремился развлечь свою аудиторию, по сути верна, нет ничего в его работе, чтобы предположить, что он не ожидал быть принятым всерьез. Очевидно, что это была ошибка или самого Фотия, или переписчика рукописи, которую использовал Фотий или, скорее всего, переписчика Мириобиблиона (cм. Bigwood 1976 p. 8).
[6] афиняне, по просьбе Инара, послали 40 кораблей: По Фукидиду (1,104 и 1,110), афиняне послали контингент в 200 кораблей, не считая союзников, о которых Ктесий не упоминает. Позже они отправили еще 50 судов в подкрепление (διάδοχοι — ср. Westlake 1950 р. 213.). Ни одно сообщение не удовлетворило ученых. Некоторые считают, что цифра Фукидида слишком высока, так как Афины не были бы в состоянии снести столь большие ​​потери без катастрофических последствий, а цифра Ктесия слишком мала, чтобы представлять действительную силу (ср. Meiggs 1972 р. 104–108, 475–476; Bigwood 1976 р. 12–14). Caspari (1913 р. 199–201) предположил, что цифра Фукидида из 200 судов относится ко всем силам экспедиции, отправленной на Кипр, которые затем были разделены, и часть флота охраняла финикийское побережье, а 40 кораблей Ктесия были афинским контингентом, отправленным в Египет (и вместе с союзниками Caspari насчитывает силу в 60 судов). Caspari также предположил, что, возможно, Ктесий спутал число для главной силы с количеством подкрепления (см.Hoglund 1992 р.155–157; Salmon 1965 р. 134–135.). К сожалению, свидетельства о кампаниях слишком путанны и непрочны, чтобы определить более илли менее убедительно размер вовлеченных в войну сил. Числа Ктесия, которые, как некоторые считают, отражают персидскую традицию (ср. Raccuia 1978–1979 р. 210- 227), из 40 афинских кораблей и 80 персидских судов могут быть результатом устного сообщения о боевых действиях, которое считает, что афинян было вдвое меньше.
[7] его брат Ахеменид: Согласно Геродоту (3.12, 7.7), вождем персидских войск был некий Ахемен, который был братом Ксеркса и, следовательно, дядей Артаксеркса. Геродот является предпочтительным здесь по нескольким причинам. Прежде всего, имя Ахеменид имеет греческое окончание и было использовано только в качестве отчества для описания Ахеменидов до Александра, когда имя Ахеменид начинает появляться (см. Bigwood 1976 р. 7 n. 25). Ученые пытались примирить два сообщения (об Ахемене и Ахемениде), предполагая, что Фотий или более поздний писец неверно скопировал текст. Хотя переписчики Мириобиблиона славились путаницей восточных имен (смотрите примечание выше), Bigwood правильно проявляет здесь осторожность с необходимыми исправлениями, так как легко обосновываясь самостоятельно, они слишком многочисленны, чтобы принять их просто как ошибки. Имя Ахеменид появляется не менее чем три раза и коррекция потребует изменения имени его брата из Артаксеркса в Ксеркса дважды (хотя смешение этих двух имен происходит у Фотия неоднократно — ср. F14 §38 и §47 F15 дважды) и уничтожения исправления Якоби из Aмитиды в Аместриду в § 39. Интересно, что Ктесий не называет его среди трех сыновей Аместриды (см. F13 § 24, хотя при этом он не назвал и Aртария, брата Артаксеркса, упомянутого в F14 §40). Утверждение Bigwood (р. 19 n. 69), что он является полным вымыслом Ктесия, однако, неубедительно. Нам не следует принимать и ее заявления, что он совсем другой человек, нежели у Геродота (см. также Lenfant 2004 р. 267 n. 547), так как сходство двух имен и их связь с царским домом показывают, что оба автора дают различные сообщения об одном и том же человеке. Существует, очевидно, некоторая путаница, но невозможно расшифровать, кто виноват в этом. Может Ктесий противоречил Геродоту, не исправляя имени персидского вождя, но, сказав, что он был просто одним из Ахеменидов, не называя его?
[8] Инар также победил на море: фрагментарная надпись из Гереона на Самосе, впервые опубликованная В. Peek'ом (1939 p. 289–306), описывает греческую морскую победу над финикийским флотом, что некоторые сочли подтверждением показания Ктесия (ср. Westlake 1950 р. 209–214). Многие ученые, однако, сомневаются (cр. Bigwood 1976 p. 17; Salmon 1965 p. 150; Kienitz 1953 p. 72; cр. Meiggs 1972 p. 101, который утверждает, что надпись подтверждает свидетельство Фукидида).
[9] Харитимид отличился как командир: Фигура неизвестная и незасвидетельствованная в другом месте (см. Bigwood 1976 р. 9 и n. 31), но ее историчность несколько правдоподобна (ср. Meiggs 1972 р. 104), так как имя появляется в комедии Аристофана (Eccles. 293), что указывает на то, что это было афинское имя.
[10] под командованием Oриска: В другом месте неизвестен. По свидетельству Диодора (11.75), вождем персидского флота был Артабаз (см. Bigwood 1976 р. 21–23).
[11] Библ (очень могущественный город в Египте): См. F14b; возможно, ссылка на один из многих городов, расположенных на острове Просопитиде (см. Hdt. 2.41), где по словам Фукидида (1.109) греческий флот был блокирован и уничтожен (см. Salmon 1965 р. 173). Lenfant (2004 р. 267- 268) правильно отвергает аргумент (1976 р. 23–25), что география Ктесия путается относительно нахождения этого места, так как Стефан Византийский (F14b), который, несомненно, следовал Ктесию напрямую, различает два города под названием Библ.
[12] Мегабиз заключил мир с Инаром: По Фукидиду (1.110.3), Инар был предан и захвачен в плен. Он не делает никакого упоминания о мире между двумя сторонами, но кажется довольно определенным, что греки сдались после ожесточенного сопротивления (см. Diod. 11.77.4–5; Meiggs 1972 р 103;. Westlake 1950 р. 213). Вполне возможно, что в соответствии с условиями уцелевшим позволили бежать в Кирену через Ливию, как по утверждению Фукидида и поступили греки. Оба автора согласны, что Инар был посажен на кол.
[13] Сарсам, сатрап Египта: Скорее всего, текст испорчен, и Сарсам на самом деле Арсам (Aršam по–аккадски и Aršammu по–вавилонски — ср. F15 § 49, где он называется Арксан), сатрап Египта, известный из арамейских и аккадских документов (см. 1965 р. 9, 10–12; Briant 2002 р. 456–459; ср. Polyаеn. Strat. 7.28). Он носил титул «сына дома», указывая, что он, вероятно, член династии Ахеменидов. Источники в основном датируют его последней третью пятого века. Если Сарсам и Аршам одно и то же лицо, то он будет держать власть на протяжении более 50 лет. Это длинное правление вызвало некоторое недоверие к показанию Ктесия (см. Bigwood 1976 р. 9 n. 30); Однако, нет никаких оснований сомневаться в нем здесь (см. Driver op. cit. p. 92–96). В то время как 50 лет является долгим правлением, оно вполне возможно; особенно, если он Ахеменид (см. царствования Дария I — 36 лет; Артаксеркса I — 40 лет, а Артаксеркса II — 45 лет; ср. Driver op. cit. р. 13, 96). Что Египет практически отсутствует в исторических записях до вступления на трон Артаксеркса II в 404 г. до н. э. (см. Gardiner 1999 p. 362; Briant 2002 p. 577) может означать, что страна вступила в эпоху относительного спокойствия после восстания Инара, которое (спокойствие) могло бы быть результатом длительного и компетентного правления одного человека. Тем не менее, также возможно, что Сарсам и Аршам два отдельных человека из той же ветви Ахеменидов. Есть два других Ахеменида, носящих имя Арсам; один был дед Дария I (ср. Hdt. 1.209), а другой являлся сыном Дария I, который командовал арабскими и эфиопскими войсками в армии Ксеркса во время вторжения в Грецию (см. Hdt. 7.69) и, возможно, позже был сделан сатрапом Египта (см. Aesch. Pers. 36–37). Так как это было фамильное имя, есть вероятность того, что Сарсам был членом этой ветви Ахеменидов и, возможно сменил другого члена семьи того же имени.
[14] взяв с собой Инара и греков, вернулся к Артаксерксу: Существует некоторая путаница, обязанная здесь несомненно, сокращению Фотия. Если греки могли свободно вернуться на родину, то зачем все они последовали за Мегабизом в Персию? Сообщение Фукидида о греках, отступающих в Кирену, конечно, правдоподобно. Если дополнительная сила в 50 судов, упомянутая Фукидидом, прибыла после того как капитуляция состоялась, она бы не была защищена договором и, возможно, расматривалась персами как нарушение вновь заключенного мира. Само собой разумеется, что персы забрали этих пленных в Персию. Кроме того, 6000 выживших хорошо соответствуют 40 или 50 судам, указанным в двух источниках. Возможно, Ктесий спутал дополнительную силу с главной в своем сообщении. В равной степени возможно, даже вероятно, что сокращение Фотия опустило многие важные детали в повествовании Ктесия, откуда и возникла путаница.
[15] Аместрида: рукописи дают «Амитида». Исправление Якоби, которому следуют большинство издателей, делает текст соответствующим тому, что по генеалогии Ахеменид является братом Ксеркса (см. примечание выше). Bigwood (1976 p. 8) утверждает, что чтение рукописей невозможно, потому что «Амитида не имела никакого сына Ахеменида». Однако, за пределами этого очень запутанного и текстуально испорченного пассажа нет никаких признаков того, что и у Аместриды был сын Ахеменид. Она (Бигвуд) правильно указывает, что месть Аместриды за убийство своего сына очень похоже отражает жестокую месть Парисатиды за смерть ее сына Кира после Кунаксы (Bigwood op. cit. p. 19–20).
[16] его территория Сирии: так как фамилия Мегабиза была персидская (его дед был одним из семи заговорщиков с Дарием I), это может относиться к его сатрапии по ту сторону Евфрата (ср. Petit 1990 194–195; Lenfant 2004 р. 131 n. 559). Сатрапия изначально называлась «Вавилон и Заречье» и состояла из Вавилонии, прибрежной Сирии и Палестины и удаленной от моря Северной Сирии. Она была разделена на две отдельные сатрапии, возможно, во время правления Ксеркса (см. Stolper 1989 291–303). Так как имя Мегабиза как сатрапа никогда не появляется ни в одном из вавилонских правовых документов, Ктесий может просто подразумевать, что он получил поместья в этой области (Briant 2002 р. 577–578).
[17] отпали от царя: Hoglund (1992 126–127) сомневается в историчности этого восстания. Хотя в целом сообщение Ктесия далеко от доверия, некоторые фигуры в рассказе могут подтвердиться вавилонскими документами, давая эпизоду элемент правдоподобия. Большинство ученых принимают его достоверность и подчеркивают его важность для других событий. Lewis (1977, р. 51) утверждает, что восстание ослабило власть царя над регионом, который сценарий, как некоторые считают, исполнился в библейской миссии Неемии (см. Myers 1968 р 109–111; Briant 2002 584–586 отрицает это). Rahe (1980 р. 88–90) утверждает, что Мегабиз был новатором в использовании греческой пехоты совместно с персидской кавалерией, которую тактику позже приняли Писуфн и Кир Младший и возможно сын Писуфна Артифий (см. ниже).
[18] Узирис был отправлен против него: Фигура неизвестная. Кодекс M дает имя Осирис, в результате чего некоторые утверждают, что он был перс с именем египетского бога (см. Balcer 1993 р. 197). Тем не менее, lectio difficilior в кодексе А подтверждается § 42 в кодексе М. Имя вполне может быть иранского происхождения (ср. Schmitt 2006 р. 263–264).
[19] Меностан, сын Артария… брат Артаксеркса: рукописи дают имя Меностат, но Lenfant (ad loc.) правильно корректирует текст (см. F15 § 49, где имя дается верно), поскольку последняя форма более точно соответствует вавилонскому имени (ср. Lewis 1977, р. 18 n.94). Обе фигуры появляются в архивах Мурашу, вавилонских табличках из Ниппура, как Мануштану и Артареме соответственно (cр. Cardascia 1951 p. 105 n. 10; Stolper 1985 p. 90–91; Dandamaev 1992 p. 41–43 n. 43–44 для Artareme/Artarios и p. 96- 98 n. 185 для Manuštanu; Donbaz and Stolper 1993 n. 102). Кроме того, Мануштану классифицируется как mār bīt šarri («кронпринц»), что, кажется, подтверждает показания Ктесия, что он брат Артаксеркса. Как Ахеменид, он не перечислен среди детей Ксеркса и Аместриды (см. F13 § 24), что может означать, что он был незаконнорожденным ребенком Ксеркса от другой женщины. Появление в архивах многих других основных персонажей из этого рассказа (см. ниже)добавляет доверия к сообщению Ктесия (ср. Lenfant 2004 р. CVI- CVII и n. 423).
[20] Артоксар, пафлагонский евнух: Появляется в архиве Мурашу как Artahšaru, важный чиновник и держатель недвижимости в Ниппуре (см. 1985 p. 91–92; König 1972 p. 19 n. 49). Др. — перс. *Rta–xšara- 'Храбрый через Ṛta' (cр. Zadok 1977 p. 109; Dandamaev 1992 p. 36–37 n. 33).
[21] Петесас… Спитама: Соответствуют Patēšu (cм. 1992 p. 112 n. 234) и Ispitāmu (cм. Dandamaev op. cit. p. 88 n. 166), упоминаемых в архивах Мурашу. Патешу назван отцом Испитаму в архивах, также подтверждая показания Ктесия (см. Stolper 1985 р. 94; König 1972 р. 78.).
[22] Царь пошел на охоту: Об охоте в Персии смотрите примечание выше.
[23] город близ Эрифрейского моря по имени Кирта: Эрифрейское море есть Красное море и туда персидский царь посылал своих изгнанников (см. Hdt 3.93). См. F14a.
[24] pisagas, персидский термин для прокаженных: от др. — перс. paesa, pīs, pēsak, используемых для обозначения прокаженных и проказы (см. König 1972 р.78). См. F14c, где Гесихий, явно следуя Ктесию, использует термин pissatai и говорит, что они являются носителями белой проказы. Греки использовали три термина для описания прокаженных — αλφόν, λευκή и λύπρα. Ктесий, кажется, подтверждает заявление Геродота (1.138), что прокаженные изолировались персами. Согласно Геродоту, они были изгоями, потому что были виновны в совершении преступления против солнца, но он не упоминает, боялись ли персы заразы. Остается неясным из сокращения Фотия, обсуждает ли Ктесий, известный врач, проказу как инфекционное заболевание. О проказе в древнем мире см Stol 1987–1988 р. 22–31; Manchester 1992 p. 31–49.
[25] сотрапезник: (См. Xen. Анаb. 1.8.25; Briant 1989 р. 41 и 2002 р. 308). титул в иерархии двора, означающий тесную и почетную связь с царем. Можно достичь этого статуса добродетельными и героическими подвигами за царя (ср. Hdt. 3.132, который говорит, что Демокед, врач из Кротона, был сотрапезником Дария).
[26] причиной нездоровья была ее матка: Гиппократики считали, что было много гигиенических преимуществ, которые можно получить с помощью женщин от сексуального акта. Они чувствовали, что частое сношение помогло бы в проходе менструальной крови из матки, потому что влага предотвращала кровь от перемещения (см. HP. Genit. 4,3 о необходимости сохранения матки влажной) и сношение не дает матке перекрываться (ср. Hp. Mul. 1.2). Соран (Gyn. 1.31) считал, что сношение расслабляло тело, помогая так в прохождении менструальной крови. Менструация имеет решающее значение для здоровья женщины, потому что ее подавление может привести к многочисленным заболеваниям (cм. Hp. Mul. 1.2; Nat. Mul. 18; Epid. 4.24). См. Dean—Jones 1994 p. 126–144 для всестороннего обсуждения этой темы. Сношение, однако, не всегда полезно, так как оно также может привести к целому ряду заболеваний (cм. Hp. Int. 13; Aff. 2.51; cр. Tuplin 2004 p. 353–354). В любом случае, кажется, что Аполлонид следовал стандартной процедуре, когда лечил Амитиду. Ктесий, известный врач, возможно был очень хорошо знаком с его методами и не видел в них ничего сверхъестественного. Персы, однако, возможно, были удивлены его (Аполлонида) предписанием секса, что давало подъем драматическому сообщению его любви к Амитиде, и его обманными способами ее лечения.
[27] до захоронения его живым: Аместрида имела позорную репутацию из–за своей практики погребать людей заживо. По Геродоту (7,114), она велела закопать живыми 14 сыновей знатных персов в жертву богу подземного мира.
[28] Зопир, сын Мегабиза и Амитиды… отправился в Афины: Ср. Hdt. 3.160.
[29] Кавн: карийский город, расположенный в современной Турции к востоку от Бодрума. Кавнийцы возможно отпали от афинян где–то между 437 и 433 г. до н. э., или между 431 и 425 г. до н. э. Согласно спискам плательщиков фороса, они платили пол–таланта дани до 438. Свидетельство становится фрагментарным до 435, когда они платят десять талантов, возможно, в наказание за бунт (см. Meiggs 1972 р. 436–437).
[30] Артаксеркс скончался после правления в 42 года: Его смерть наступила между декабрем 424 и февралем 423 г. до н. э. Согласно вавилонским документам, его правление длилось 41 год. Ктесий возможно ошибочно сосчитал его правление до восшествия Дария II, вместе с царствованиями Ксеркса II и Секиндиана (см. Stolper 1983 р. 225–226; Lenfant 2004 р. CV–CVI).
[31] F14a) см. §43 и примечание. Кирта упоминается между книгами 14–17 Персики, согласно Фотию, так что номер книги дается здесь явно не так.
[32] F14b) см. F14 §37 и примечание.
[33] F14c) см. F14 §43 и примечание.