6. ЯЗЫК ПЛУТАРХА

Понимание особенностей плутарховского языка затрудняется тем обстоятельством, что через словесную ткань его произведений часто просвечивают разнообразные речевые стили его источников. Помимо этого, и сам Плутарх владеет разными оттенками речи, весьма искусно придавая своим произведениям то характер спокойной деловитости - господствующий стиль "Жизнеописаний", - то патетический характер, как, например, в ранних своих риторических декламациях (хотя бы декламации об Александре), то характер литературной инвективы (в полемике с эпикурейцами и стоиками).
Плутарх близок к традициям аттикистов и с неодобрением относится к Горгию и азианцам; вместе с тем он лишен предвзятости в стилистических оценках и является противником излишеств строгого аттикизма: ему нравятся, например, острые и циничные обороты речи киника Биона. Он не боится обновлять свой словарь и не принадлежит к числу пуристов.
Среди применяемых Плутархом средств художественной выразительности прежде всего надо назвать отмеченное Эразмом Роттердамским исключительно частое применение сравнений; из одних сравнений состоят иногда целые трактаты (например "Брачные наставления"). Для всего склада мышления Плутарха типично стремление подмечать сходство между предметами, даже очень далекими и разнородными. Эти сравнения частично являются некоторым общим достоянием греческого литературного языка, например, сравнения из области мореходства, но в большинстве случаев они созданы художественной фантазией самого Плутарха.
Следует отметить также наличие довольно большого количества метафор, что проявляется преимущественно в эмоционально приподнятых местах, но и помимо этого применяется для придания большей выразительности тем или иным высказываниям [1].
Риторическая культура сказывается, между прочим, и в неоднократном использовании басенных мотивов [2], пословиц и в изобилии сентенций, в форме которых даются запоминающиеся и ясные формулировки важнейших положений плутарховской морали [3].
Наконец, стиль Плутарха приобретает особый колорит, благодаря неимоверному количеству цитат, прозаических и поэтических, которыми он придает разнообразие и силу своему языку [4]. Выбор этих цитат диктуется литературными вкусами Плутарха. Наряду с Гомером и трагиками широко представлены и беотийские соплеменники автора - Гесиод и в особенности Пиндар.


[1] Например De def. oraculorum, 5, p. 411— $1Засуха прорицаний», причем дальше этот образ развертывается. См. также De curiositate, 3, p. 516 слл.
[2] Septem sapientum convivium, 4, p. 150; 13, p. 156; 14, p. 157; De Pythiae oraculis, 14, p. 401 b.
[3] Например De superstitione, 3, 5, 6.
[4] Конечно, цитаты эти используются им и как документальные источники для установления тех или иных фактов.