6. ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

При изменившихся общественных условиях, за время с 322 по 307 г. подражание прославленным образцам не могло спасти ораторского искусства, приходящего в упадок. Поэтому так слабы были опыты Динарха. Требовалось переосмысление всего жанра. Основателем новой ораторской манеры был Деметрий из дема Фалера - человек многосторонне образованный, государственный деятель, писатель, ученый. Отец его сначала был рабом, затем приобрел права гражданства и разбогател, так что имел возможность дать своему сыну тщательное воспитание. Как и Динарх, Деметрий вышел из школы Феофраста. Он выдвинулся при Антипатре и Кассандре и с 318 по 307 г. управлял Афинами. После победы Деметрия Полиоркета над Кассандром и "освобождения" Афин Деметрию уже не было места в Афинах; он нашел приют в Египте у Птолемея Сотера и, как говорят, подал ему мысль основать библиотеку в Александрии. При Птолемее Филадельфе он впал в немилость и был сослан в отдаленную местность Египта, где и умер (около 280 г.). Из его многочисленных, утраченных для нас, сочинений на философские, историко-антикварные и риторические темы (в том числе отчет о его десятилетнем правлении Афинами, обвинение против афинян, защита Сократа) наибольшее значение имели речи. Их принципиальная новизна состояла в том, что они самим автором предназначались только для рецитирования в кругу любителей словесности.
Цицерон говорит, что Деметрий был первым, кто изнежил "ораторство", предназначая его только для узкого круга избранных ценителей. Все же Цицерон не вполне отрицает достоинства сочинений Деметрия: в них он чувствует еще дух Афин.
Аттическое красноречие процветало всего несколько десятилетий, приблизительно с 390 по 320 г.; наивысшим же его расцветом можно считать время с 360 по 322 г. (год смерти Гиперида и Демосфена), т. е. время деятельности Исократа, Исея и Демосфена. После потери Грецией политической самостоятельности красноречие утратило свою истинную арену - народные собрания. Ораторское искусство, потеряв связь с подлинной жизнью, удаляется в круг избранных ценителей. Место подлинного оппонента в произведениях позднейших ораторов заступает воображаемый. Из полемического диалога с этим воображаемым лицом рождается так называемая "диатриба" - род школьной декламации, темами для которой служили хитроумные конфликты, пересказы трагедий, всего чаще с оттенком морализирования, и т. п. Деметрий Фалерский стоит в начале этого пути красноречия, он все же еще "аттик"; полное изменение целей ораторской речи довершили последующие поколения.


Ссылки на другие материалы: