7. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. "ПОЭТИКА"

Из сочинений Аристотеля на литературные темы до нас дошло два: "Поэтика" и "Риторика". Оба эти произведения - результат большой и всесторонне обдуманной подготовительной работы, опирающейся не только на самостоятельные изыскания, но и на работы предшественников[1].
Но наиболее важное сочинение Аристотеля на литературные темы дошло до нас не полностью. Это, собственно говоря, отрывки из лекций по теории поэтического творчества, причем эти лекции или недостаточно обработаны автором, или же дошли не в подлинном виде, а в передаче кого-нибудь из слушателей. Может быть, это - конспект лекций.
Очень характерно для стиля "Поэтики", что мысли в ней как бы лишь набросаны и даже разбросаны, фразы отрывочны, многое остается неясным и недосказанным. В этом отношении очень показательно начало главы VI, где говорится о так называемом "трагическом очищении" (κὰθαρσις). Несмотря на то, что в своей "Политике" (VIII, 7, 4, 1341 b) он дает обещание подробно разъяснить, что именно надо разуметь под словом "очищение" в "Поэтике", это обещание осталось в дошедшем до нас тексте невыполненным[2]. Невыполненной в нашем тексте осталась и программа, намеченная в начале "Поэтики". "Мы будем говорить, - так начинает свой трактат Аристотель, - как о поэзии вообще, так и об отдельных ее видах, о том, какое приблизительно значение имеет каждый из них, и как должна слагаться фабула, чтобы поэтическое произведение было хорошим, кроме того о том, из скольких и каких частей оно состоит, а равным образом и обо всем прочем, что относится к этому предмету". Но в нашем тексте рассматриваются далеко не все указанные темы, говорится главным образом о трагедии и эпосе; и этот недостаток объясняется далеко не только тем, что у нас нет конца "Поэтики". Многое, что должно иметь место в сохранившемся тексте, в нем отсутствует. Что же касается разбросанности некоторых мыслей, то тут, конечно, мы не вправе предписывать автору обычной для нас систематизации изложения, но все же эта разбросанность производит впечатление недоработанности текста, что постоянно приводило и приводит в настоящее время к очень произвольному толкованию мыслей Аристотеля. Само собой разумеется, что многое остается неясным в "Поэтике" не по вине автора, а потому, что понятное с первого слова его слушателям и современникам нам недостаточно или даже совершенно не известно.
Итак, "Поэтика" дошла до нас далеко не в том виде, который был придан ей автором; сохранилась от нее лишь первая книга, распадающаяся на 26 глав, текст которой очень испорчен. От второй книги, где разбирались комедии, уцелели только отрывки.


[1] О предшественниках Аристотеля в этой области и специально в области стиля см. статью С. В. Меликовой–Толстой «Античные теории художественной речи» в сборнике текстов «Античные теории языка и стиля», М. —Л., 1936 г.
[2] Точно так же не находим мы в «Поэтике» и разбора шутки, хотя в «Риторике» (III. 18) Аристотель говорит: «В «Поэтике» мы уже указали, сколько есть видов шутки, из которых один приготовлен для свободного человека, другой нет, чтобы каждый выбирал то, что для него пригодно».