4. СВОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И "ДИДАСКАЛИИ"

Аристотелем были также составлены многие своды исторических данных, добытых систематическими изысканиями на основании изученных им документов. К этому разряду его сочинений относится целая коллекция конституций ста пятидесяти восьми государств и его "Дидаскалии". Эти сочинения не дошли до нас, за исключением открытой в 1890 г. на одном египетском папирусе "Афинской политии". Судя по этому произведению, своды не были сухим подбором фактов и свидетельств, а представляли собой связные сочинения с определенным освещением помещенного в них материала.
В дошедшем до нас перечне сочинений Аристотеля находится ряд заглавий, указывающих на своды данных, относящихся к драматическим состязаниям или "мусическим агонам" (Диоген Л. V, 26). Сочинения на подобные темы писались и до Аристотеля. Древнейшим, известным нам по заглавию и ссылкам на него, такого рода произведением было сочинение логографа Гелланика [1] о Карнейских состязаниях в Спарте.
Чрезвычайно важным сочинением Аристотеля с точки зрения истории драматического искусства были "Дидаскалии", которыми широко пользовались позднейшие античные филологи. Слово "дидаскалия" в применении к театральному делу первоначально обозначало "постановку на сцене" и "наставления", которые давали поэты актерам и хоревтам. Затем область значения этого слова все более и более расширялась и оно применялось и к самому театральному представлению, и к драматическим состязаниям, и к отдельным пьесам или тетралогиям и т. п.; обозначало оно и пересмотренное или измененное издание театральной пьесы.
В нашем употреблении слово "дидаскалия" сохранило только одно из имевшихся у него в древности значений - значение протокола состязаний, или отчета о ежегодных состязаниях трагических и комических поэтов в Афинах. По окончании этих состязаний председательствующий на них архонт составлял (за своею подписью) официальный список поэтов - участников состязаний, присужденных им наград, названий поставленных пьес и имен главных актеров (протагонистов). Позднее в эти "дидаскалии" включали и указания на повторно исполнявшиеся старые пьесы. Эти списки или протоколы хранились в государственном архиве и были доступны для справок, как и другие официальные документы. Впоследствии (когда именно, неизвестно) такие дидаскалии стали выставлять в святилище Диониса и по соседству с театром. Некоторые фрагменты их сохранились.
Аристотель первый обработал эти официальные документы и издал их в своих "Дидаскалиях".
То, что работа Аристотеля над документальным материалом была не только регистрацией, а представляла собой систематическую обработку его, не может вызывать сомнений после открытия "Афинской политии", благодаря которой выяснились приемы работы Аристотеля над документами.
О прочих утраченных сочинениях Аристотеля мы можем судить лишь по скудным остаткам от них, по ссылкам на них самого автора и по свидетельствам позднейших античных писателей. Но наше суждение о творчестве Аристотеля должно основываться в первую очередь на дошедших до нас его сочинениях.


[1] См. выше, гл. I.