6. ЭПИХАРМ

Учения Ксенофана о вечном и едином сущем и Гераклита о всеобщем движении были восприняты Эпихармом - автором многочисленных комедий [1] и философом.
Эпихарм родился на острове Косе около 550 г., но всю свою жизнь провел в Сицилии. Он умер в возрасте 90 или 97 лет.
По свидетельству древних, Эпихарм "изобрел" комедию, т. е. создал соответствующую правильную литературную форму. "Поэтически обрабатывать <комедию> начали Эпихарм и Форм. Она впервые вышла из Сицилии" (Аристотель, "Поэтика", V, 1449, b, 5). Платон называет величайшими из поэтов Эпихарма - в комедии и Гомера - в трагедии (Феэтет 152 ДЕ). Писал Эпихарм на дорическом диалекте, что было отмечено и в надписи на статуе Эпихарма в Сиракузском театре: "Изобретший комедию Эпихарм - дорянин по речи и происхождению" (Феокрит, эпигр. 7). Им было написано, по разным свидетельствам, от 35 до 52 комедий, из которых сохранилось несколько отрывков.
Кроме комедий, Эпихарму приписывают сочинение "О природе", а также сочинения по медицине, ветеринарии и сельскому хозяйству.
От Эпихарма сохранилось несколько изречений в стихах, как, например: "Боги продают все блага людям только за труды", "Дурень, не гонись за мягким: как бы жестко не было!" (Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе", II, I, 20 в пер. С. И. Соболевского) и эпиграмма:
Мертв я; мертвый есть тлен, а тлен возвращается в землю,
Если ж мертва и земля - сам я не мертвый, но бог [2].
Сохранившиеся фрагменты комедии позволяют думать, что Эпихарм пытался примирить учения Ксенофана и Гераклита.
В одном фрагменте кто-то из собеседников доказывает непрерывную изменчивость вещей. Утверждение, что люди постоянно изменяются, вчера были другими, чем сегодня, и в будущем будут опять иными, получило название "умозаключения об увеличивающемся человеке" и было впоследствии заимствовано софистами. Это утверждение послужило почвой для введения комедийных персонажей: кредитора, требующего возвращения долга, и должника, доказывающего, что он - не то самое лицо, вследствие того, что в нем кое-что прибавилось и кое-что убавилось; когда же требовавший возвращения денег побил его и был привлечен к суду, то в свою очередь и он говорил, что побил один, обвиняется же другой.


[1] См. т. I, гл. XXV, 5, стр. 430 сл.
[2] «Греческие эпиграммы» под ред. Ф. А. Петровского, М., 1935, стр. 249.
Ссылки на другие материалы: