Cod. 98. Зосим. История

Автор: 
Автор: 
Переводчик: 

Читал Историю приписываемую Зосиму, [1] бывшему казначею, в шести книгах. Будучи нечестивым язычником, он часто облаивает тех, кто истинной веры. Его стиль краткий, ясный, чистый, и не лишен обаяния. Он начинает свою историю почти со времен Августа и быстро просматривает императоров до Диоклетиана, просто упоминая их провозглашение и порядок наследования. От Диоклетиана он обращается к большой череде его преемников в пяти книгах. Первая книга содержит императоров от Августа до Диоклетиана, а шестая книга заканчивается в момент, когда Аларик, который осаждал Рим во второй раз, и когда граждане были повергнуты в отчаянное положение, снял осаду и провозгласил императором Аттала. Вскоре после этого он сместил его из-за недееспособности, и послал посольство к Гонорию, который был тогда в Равенне, с предложениями о мире. Но Сарус, сам гот и враг Аларика, примерно с тремя сотнями человек присоединился к Гонорию, и, пообещав сделать все возможное, чтобы помочь ему против Аларика, добились того, что переговоры были безуспешны. Здесь шестая книга заканчивается.
Можно сказать, что Зосим сам не писал историю, но, что он скопировал ее у Евнапия[2], от которой она отличается только краткостью и в тем, что менее оскорбительна к Стилихону. В остальном его отчет является почти таким же, особенно в нападках на христианских императоров. Я думаю, что оба эти автора выпущены в новой редакции, хотя я не видел первое издание, но, можно было предположить из названия "Новая редакция", которую я прочитал, что, как и Евнапий, он опубликовал второе издание. Он является более четким и кратким, как мы уже говорили, чем Евнапий, и редко использует фигуры речи.


[1] Его история, вероятно, написанная между 450-501 гг., на самом деле начинается со смерти Коммода (192) и заканчивается на 410 г., как раз перед осадой Рима Алариком. Он очень фанатичный язычник, любит старые мифологические легенды, оракулы, предзнаменования, и прочие чудеса, не знает географии, и не обращает внимание на хронологию. Но работа ценна, так как в основном составлена из надежных современных авторитетов (см. Код. 80).
[2] Cod. 77.