Cod. 58. Арриан. Парфика

Автор: 
Переводчик: 

Прочитал Парфику Арриана, в 17 книгах.
Он же дал лучшее описание походов Александра Македонского; другая его работа - о Вифинии, касающаяся дел его отечества, о чем и написана книга "Вифиника"; так же писалось и об аланах, о чем написана "Аланика".[1]
Здесь же, говорится о войнах Парфии с Римом, во время правления в Риме Траяна. Он считает, что парфяне - народ, произошедший от скифов, отпавший от господствовавших над ним македонян во время когда персы были побеждены, по следующей причине.
Арсак и Тиридат были братьями Арсакидами, сыновьями Арсака, потомка Фриапита. Они, с пятью сообщниками, убили Ферекла, назначенного сатрапом в Парфию царем Антиохом (имеющего прозвище Теос),[2] мстя за оскорбление, нанесенном одному из Арсакидов. Они изгнали македонян, стали править самостоятельно и так окрепли, что достойно сражались с римлянами, а, иногда, одерживали победы в войне. Парфяне, во время царствования Сесостриса, египетского царя, и Яндуса, скифского царя, покинули Скифию, уйдя в земли, которые теперь населяют. Римский император Траян покорил их, но оставил свободными, в соответствии с договором, и назначил им царя.
Этот Арриан - философ и один из учеников Эпиктета,[3] жил во времена правления Адриана, Антонина Пия и Марка Антонина. Его называют "Младшим Ксенофонтом". Благодаря своим выдающимся знаниям, ему поручались различные государственные должности, и, наконец, он был произведен в высокую должность.[4] Он был также автором других произведений: "Учение Эпиктета", известные нам, и "Беседы Эпиктета", в двенадцати книгах.
Его стиль сух, и он настоящий подражатель Ксенофонта.
Он говорит, что является автором и других работ, но они не попали ко мне в руки. Конечно же, он не лишен риторического мастерства и силы.


[1] В том числе, и «Диспозиция против алан».
[2] Антио́х II Теос (др.-греч. Αντίοχος Β' Θεός; ок. 286 — 246 до н. э.) — царь государства Селевкидов в 261 — 246 до н. э.
[3] Эпикте́т (греч. Έπίκτητος; ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир) — древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.
[4] …καὶ εἰς τὸ τῶν ὑπάτων ἀνέβη τέλος. Во времена правления Адриана он достиг консульства, а с 130 по 138 год назначается наместником Каппадокии.