Максимиан

286-305, 307-308 гг.
Максимиан (император-соправитель, 286-305 и 307-308 гг.) скончался в 310 г. Он родился около 240 г. в крестьянской семье в окрестностях Сирмия и не получил никакого (или почти никакого) образования, зато отличился на службе в войсках Аврелиана на Данувии, Евфрате и Рейне, а затем в Британии. При Пробе он продолжал делать успешную военную карьеру и был в дружеских отношениях со своим земляком Диоклетианом, который в 285 г., спустя несколько недель после победы над Карином, назвал его своим цезарем. Тогда Максимиан принял имя Марка Аврелия Валерия. Вероятно, именно тогда Диоклетиан и Максимиан приняли титулы Иовия и Геркулия, подчеркивая свои полномочия как верховного распорядителя и исполнителя соответственно.
Поспешность назначения Максимиана была вызвана событиями в Галлии, где отряды переселенцев и беженцев, так называемых багаудов, которые покинули свои дома, спасаясь от варваров и римских сборщиков налогов, повели партизанскую войну под предводительством двух вождей, Элиана и Аманда, возможно, даже провозгласивших себя императорами. К весне 286 г. Максимиан в ряде небольших сражений полностью разбил этих разбойников, а вскоре после этого войска по инициативе Диоклетиана возвели его в ранг Августа.
Хотя соправители еще не делили между собой Империю по формально-географическому принципу, Максимиан остался править на Западе. В последующие годы он то и дело вел военные действия на германской границе. В 286 и 287 гг. ему пришлось отражать набеги алеманнов и бургундов на Верхнем Рейне. Затем Караузий, командующий его флотом в Гезориаке, провозгласил себя независимым августом и переправился со всем флотом через Ла-Манш в Британию. Максимиан напал на узурпатора, но, потерпев тяжелое поражение, вынужден был на время смириться с автономией Караузия. В 291 г. в Медиолане он встретился и провел совещание с Диоклетианом.
После образования в 293 г. тетрархии (см. <Диоклетиан>) Максимиану досталась Италия - он сделал столицей Медиолан - а также Сицилия, Испания и Африка, где в 296-297 гг., в Карфагене, он основал новый монетный двор. Прежний начальник преторианской гвардии Констанций I Хлор, который к тому времени уже был женат на его падчерице Феодоре, стал его цезарем. На то время, пока Констанций сражался в Британии с отмежевавшимся Караузием, Максимиан перевел в Галлию данувийские легионы для присмотра за германской границей, но в 297 г. он вернул их в данувийские провинции, где одержал важную победу над карпами. Однако в том же году ему пришлось отправиться в Северную Африку, чтобы отразить нападение мавретанского племени, известного под названием квинквегентанеи, которое пересекло нумидийскую границу. После этого он укрепил африканскую границу на всем протяжении от Мавретании до Ливии.
В 303 г., когда начались преследования христиан (поддерживаемые всеми четырьмя правителями), Максимиан стал проводить их в Африке с особой жестокостью. Поздней осенью того же года они с Диоклетианом прибыли в Рим, чтобы заранее отметить двадцатилетие правления последнего. Там они возглавляли длившиеся месяц празднества. Но когда в начале 304 г. Диоклетиан принял решение, что оба соправителя должны одновременно отказаться от власти, Максимиан выразил несогласие. В конце концов он согласился принести в храме Юпитера Капитолийского клятву, что откажется от власти после празднования в 305 г. двадцатой годовщины своего собственного правления. Поэтому 1 мая того же года оба августа формально сложили с себя полномочия, проведя церемонии отречения от власти соответственно в Никомедии и Медиолане. В честь них были выпущены монеты, где их новое положение обозначалось как "Наисчастливейшие старшие императоры" (FELICISSIMO SENiori AVGusto).
Первое правление Максимиана, которое таким образом формально завершилось, было ознаменовано значительными достижениями в области архитектуры. В частности, в первый свой приезд в Рим в 298 г. он приступил к строительству необычайно роскошных бань на насыпном грунте к северу от холма Виминал. Примерно к 305 г. работы были завершены. Планировка бань Диоклетиана, как их стали называть, в общих чертах повторяла планировку бань Каракаллы, но их огромная центральная часть имела более прочную конструкцию, которая просматривалась вдоль всей поперечной оси. Если снаружи была видна грубая каменная кладка, то внутреннее убранство бань было просто удивительным. И сегодня мы можем восхищаться поразительной простотой трехсводчатой прохладной комнаты (frigidarium), впоследствии переделанной по проекту Микеланджело в церковь Санта Мария Дельи Анджел и. По фасаду церкви расположена прямоугольная апсида Максимиана, обогреваемая комната с перекрестным сводом (caldarium), заменившая купольную ротонду в строении Каракаллы. Другие сохранившиеся строения бань Диоклетиана достались Национальному музею Рима (delle Terme). Там можно увидеть остатки украшенных колоннами ниш; они располагались по той стороне прохладной комнаты, что была обращена к бассейну, а также более крупные углубления в стенах, ограждавших бани. В одной из ротонд на углу стены ныне расположена церковь Сан Бернардо.
Однако, несмотря на все украсившие Рим постройки, подлинный центр власти в Италии переместился на север, в долину реки По, и Медиолан, который Максимиан превратил в свою столицу, надолго стал наиболее значительным политическим и военным центром европейского запада. Поэт Авзоний, живший лишь немного позднее, упоминает некоторые здания, построенные или расширенные Максимианом, в том числе театр, цирк, дворец, храмы, бани и монетный двор. От всего этого великолепия не осталось почти ничего: средневековый и современный Милан отстраивали на развалинах. Но и сейчас там можно видеть участок городской стены двадцатичетырехгранную кирпичную башню (Torre di Ansperto), воздвигнутые Максимианом для защиты той части дворцового комплекса, где размещались бани и прилегавший к ним цирк.
После того как Диоклетиан, отказавшись от власти, удалился в Спалат, Максимиан также переселился в сельский дворец, которых, возможно, было несколько. Некоторые источники сообщают, что он удалился в Луканию, но на основании художественных, иконографических и литературных доводов можно предположить, что он мог быть строителем и обитателем роскошного дома в окрестностях Философианы (неподалеку от современной Пьяцца-Армерина) в глубинной части Сицилии [1].
В отличие от строгой планировки дворца Диоклетиана, здесь можно видеть несимметричные одноэтажные постройки, напоминающие прежние загородные виллы, только увеличенные во много раз и с полами, украшенными самыми потрясающими мозаиками из всех когда-либо найденных в римском мире. Некоторые из пятидесяти многоцветных мозаик, в которых искусно сочетаются натуралистическое и схематическое направления в искусстве, стали знаменитыми, особенно та, где изображены девушки в костюмах, похожих на открытые купальники. Большая же часть картин подробно и нудно описывает императорскую охоту с неизменным массовым истреблением животных. На одной из таких мозаик, по-видимому, есть изображение самого Максимиана. Для постройки такого огромного числа зданий (не говоря уже о мозаиках) потребовались годы, если не десятилетия. Тем не менее в их планировке обнаруживается определенное единство, что позволяет предположить единовременное создание проектов построек.
После отказа от власти Диоклетиана и Максимиана августами стали Констанций I Хлор и Галерий, а Север II и Максимин II Даза (племянник Галерия) заняли места цезарей. Но при этом остался не у дел сын Максимиана, Максенций (от его жены-сириянки, Евтропии). Когда Максенций решил исправить такое положение, произведя в октябре 306 г. переворот в Риме, он, с одобрения сената, отослал императорские знаки отличия отцу, который с радостью вернулся и во второй раз взял власть в свои руки. В феврале 307 г. он вновь принял титул августа и выпустил монеты с молитвой о тридцатилетием правлении. Максимиан все еще обладал достаточным влиянием, чтобы заставить сначала Севера II, а затем Галерия прекратить успешное наступление в Италии. После чего он отправился в Галлию, где скрепил выгодный ему союз, выдав замуж свою дочь, Фаусту, за сына Констанция, Константина. В ее честь были выпущены монеты, где ее называют nobilissima femina. Но затем Максимиан все-таки решил выступить против Максенция, поскольку то ли не верил ему, то ли, одержимый неуемным честолюбием, вознамерился занять его место. С этой целью он неожиданно явился в Рим, но его попытки склонить на свою сторону солдат Максенция были безуспешными, и его отправили в Галлию к Константину.
Совет, устроенный Галерием в Карнунте в 308 г., на котором присутствовали оба бывших императора, окончился полным поражением Максимиана, чей отказ от власти Диоклетиан с готовностью подтвердил. Он вновь удалился в Галлию, но вскоре решил выступить против самого Константина и в третий раз объявил себя августом, пока Константин воевал на Рейне. Константин спешно вернулся, и Максимиан бежал в Массалию, где приготовился было к осаде, но его заставили сдаться собственные приближенные. Вскоре после этого его обнаружили мертвым. Согласно официальным сведениям, он совершил самоубийство, хотя вполне возможно, что его убили по приказу Константина.
Несмотря на редкие неудачи, Максимиан, видимо, был весьма способным полководцем, в противном случае Диоклетиан не избрал бы его соправителем. Однако, как предполагает Евтропий, он был также чрезвычайно грубым, жестоким, свирепым и нетерпеливым человеком, с ним невозможно было поладить. Его изображения на монетах, где он облачен в головной убор своего божественного покровителя, Геркулеса, передают его необузданный, тяжелый характер. Его нрав дополняли страстное желание во что бы то ни стало вернуться к власти, от которой его заставили отказаться, и бессовестное вероломство, на которое он всегда шел для достижения поставленной цели, о чем свидетельствует, например, его готовность предать как своего сына Максенция, так и зятя - Константина. Первый, однако, не затаил зла и выпустил монеты, посвященные вечной памяти отца (AETERNAE MEMORIAE), и даже объявил о его обожествлении.