Эринии

    Эри́нии
  •          (греч. Ἐρινύες, Ἐριννύες), в греч. мифологии Эвмениды, Фурии (Furiae), древние страшные богини проклятия, мести и кары. Если человек совершил в своей жизни преступление против священных прав, напр., если дерзновенно нарушены кровные узы, если дети нанесли тяжкую и постыдную обиду родителям, младшие братья или сестры — старшим, то Э. восстают против преступников и, карая, восстанавливают попранный нравственный порядок в мире. Негодование за позорную обиду разрешается в проклятии (ἀρά, поэтому Э. называются у Эсхила Ары, Ἀραί) и взывает к богиням-мстительницам, живущим в Эребе, о наказании преступника (поэтому Э. у Эсхила наз. Пойны (Ποιναί), «Наказывающие»); они преследуют его своим ужасным могуществом на земле и карают его даже и под землей, в аду. Впрочем, значение Э. со временем расширилось; уже у Гомера своих Э. имеют просящие о защите нищие и гости, и эти богини мстят за причиненный им позор; они карают за всякое нарушение человеческих отношений, за убийство, клятвопреступление и т. д., они приводят самого человека к безумию и ослеплению, так что он впадает в преступления и несчастья. У трагиков Э. являются вредоносными и карающими божествами; главным образом они выступают мстительницами за нарушение освященных природой семейных прав; они особенно преследуют матереубийц Ореста и Алкмеона, а также Эдила, убившего отца и вступившего в брак со своей матерью. Они преследуют преступника, как гончие — дичь, помрачают ему разум, внушают ему безрассудные мысли и поют ему ужасную песнь, которая обвивается вокруг него, подобно цепям. Но они не неумолимы; если преступник покается и очистится от своей вины, то они перестают его преследовать и становятся богинями-благодетельницами (Эвменидами).
  •          Гомер говорит то об одной, то о нескольких Э., но не определяет ни их числа, ни имен, ни происхождения. У Гесиода они — дочери Геи, происшедшие от крови Урана, изувеченного собственным сыном Кроносом, так что своим происхождением они обязаны нарушению кровных уз. Эсхил называет их дочерями Ночи, Софокл — Скотоса (мрака) и Геи. Указание на то, что Э. было трое, впервые встречается у Еврипида, а их имена: Алекто (Непрощающая, Никогда не успокаивающаяся), Тисифона (Мстящая за убийство) и Мегера (Завистница, Враждебная) — лишь у Аполлодора. В Аттике они имели святилище при Ареопаге и на холме Колоне; там они преимущественно назывались Σεμναί θεαί (Достопочтенные); Эвменидами их называли в Сикионе, а в аркадской области Паррасия они носили прозвище Мании (Μανίαι), «приводящие в неистовство». Понятие «Э.» первоначально развилось из представления Деметры-Эринии, «гневной Деметры», которую с самых древних времен чтили в Беотии и Аркадии и которая своим гневом тяготела над родом Лабдакидов, к которому принадлежал Эдип. В жертву Э. приносили черных овец.
  •          Вид и образ этих ужасных богинь, ненавистных и страшных как людям, так и богам, был отвратителен. Эсхил, который первый вывел их на сцену, представлял их подобными Горгонам и Гарпиям, в виде безобразных старух, с волосами из змей, с налившимися кровью глазами, высунутым языком и оскаленными зубами; они носили длинные черные одеяния, подпоясанные кроваво-красными поясами. Еврипид представлял их уже не столь ужасными — в виде проворных крылатых дев-охотниц, с факелами и змеями в руках. В таком виде они обычно изображались и на памятниках.
  •          Фурии (Furiae, Dirae deae) римских поэтов заимствованы от греческих Э. Их помещали в подземном мире в качестве мучительниц, наблюдающих за преступниками, но иногда они являлись и на землю с целью внушать людям кровавые замыслы и подвигнуть их на безрассудства.