Пурпур

    Пу́рпур
  •          (лат. purpura). Искусство красить одежду существовало издавна, поскольку еще в Гомеровых поэмах упоминается пурпуровая краска (porfura или Foinix, последнее для слоновой кости). Природный П. добывался из тритонии (murex, buccinum) и из багрянки (пурпуровой улитки, purpura, pelagia) в особых мастерских багряничников. Сок настоящей пурпуровой улитки имел четыре цвета: черный, темно-синий, фиолетовый и красный. Вскоре научились изготавливать разнообразные искусственные пурпуровые краски, к которым принадлежали тирский двойной и лаконский П. Красили в основном шерстяные ткани, а впоследствии также шелк и полотно. Окрашивали сырой материал, который после этого пряли и ткали. Финикийцы считались первыми знатоками красильного искусства, им же приписывается и его изобретение; однако оно, как и пурпуровые улитки, было известно почти на всем побережье Средиземного моря. Самые крупные красильни находились возле моря, напр., в Тире, Косе, Салоне. Лиссе, Таренте, Анконе, Аримине, Сиракузах и т. д. Когда римские императоры решили присвоить себе П. как знак императорского достоинства, они тем самым существенно подорвали выгодную торговлю П. Пурпуровые одежды с древних времен были знаком государей, напр., греческих тиранов (purpurei tyranni). Аттические архонты во время отправления своей должности также носили пурпуровые плащи. В основном П. шел на широкие и узкие полосы (lаtus и angustus clavus) римской туники и тоги претексты (toga praetexta); полководцы во время триумфа носили разукрашенную пурпурную тогу (toga picta purpuruea), а во времена Катона П. стали употреблять и римские матроны. Императоры обычно носили пурпуровые мантии, а также богато вышитые тоги из пурпуровой ткани, почему выражение purpuram sumere («обладать П.») значило то же, что imperium sumere («обладать властью»).
  •          Назидиен в «Сатирах» Горация, чтобы выставить напоказ свое богатство, приказывал вытирать стол пурпуровыми тряпками.