Исида

    Иси́да
  •          (греч. Ἶσις), египетская богиня, которой широко поклонялись и за пределами Египта. Сестра и жена Осириса, мать Гора. Ее значение, культ и мифы о ней подверглись разнообразным изменениям вследствие иностранного происхождения прообраза (ср. греч. миф о Гере, Зевсе и Ио) и разнообразным африканским и азиатским влияниям. Сначала она представлялась египтянину родоначальницей племени, пришедшей в Нильскую область в виде священной коровы (см. Ио), оплодотворяемой Осирисом, небесным богом (Зевсом). Осирис — ее супруг (Зевс), убитый Тифоном (возможно, Посейдоном?) и оплакиваемый И., которая ищет его: это Нильская страна, жаждущая благодатной влаги. Благодаря иноземному происхождению образов Исиды и Осириса, они сохранили свои небесные характеристики, Осирис считался богом солнечного света и нового года, а И. — богиней Венеры и Рогатого Месяца. Поскольку Луна у древних считалась животворящей силой, которая рождает и питает растения, животных и людей, то И. стала богиней, ниспосылающей жизнь и плодородие и, наконец, наравне с греческой Тетией, Селеной, Герой, Ио, Деметрой и Персефоной была включена в число божеств как небесного, так и потустороннего мира. Она стала царицей последнего и судьей мертвых; в ее руках ключи от подземного мира. Как царица преисподней, И. посылает на землю грезы и призраки и воздействует на человеческий мир то благодатно, то гибельно. Она исцеляет больных, помогает в родах, но, с другой стороны, она наказывает слепотой и уродствами. Таким образом, круг ее деятельности совпал с деятельностью Деметры, Персефоны, Геры, Немезиды, Тихи и др., с которыми она часто отождествлялась. Со времен Александрийской эпохи она также сделалась богиней моря, которая, по преданию, изобрела парус, повелевала ветрами и спасала от бурь. Подобно Гере и Деметре, она вошла в число божеств нравственного порядка и стала законодательницей (фесмофорой) и покровительницей брака (ср. fepa). Она учреждает и охраняет государства, устанавливает религию и мистерии, в которых она сама является предметом поклонения. Таким образом родоплеменная богиня переселенцев в Нильской долине постепенно получила всеобъемлющее значение, стала божеством, власть которого охватывает небо и землю. Вот почему позднейшие философы истолковывали ее как основную сущность мира, лежащую в основе всех единичных явлений в природе, как в жизни людей, так и в жизни богов. «Я., — говорит И. у Апулея, — мать всей природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков, высшее из божеств, царица теней, повелительница небесных сил, единое проявление всех богов и богинь, чьей воле подвластны небо, море и подземный мир, я та, единую сущность которой чтит весь мир под многими образами, под изменяющимися именами и в различных значениях: древнейший народ фригийцев чтит меня под именем пессинунтской Матери богов, автохтоны Аттики — кекропической Минервы, киприйцы — пафосской Венеры, критяне — Дианы Диктинны, сикулы — стигийской Прозерпины, жители Элевсины — древней богини Цереры, другие — Юноны, Беллоны, Рамнусии...» Еще во времена Геродота культ богини вышел за пределы Египта и проник, напр. в Кирену. Со времени Александра Великого служение ей распространилось во всех землях, населенных греками. В Рим оно проникло предположительно во времена Суллы, несколько раз изгонялось из страны, а в эпоху императоров стало общегосударственным. Ее культ состоял в очищениях, религиозных процессиях, таинственных обрядах, нередко злоупотреблявших чувственными наслаждениями. Когда море снова становилось доступным для плавания, греки и римляне совершали торжественную процессию и 5 марта (navigium Isidis) приносили в жертву И. корабль. Сюда относится известие о дунайских свевах, праздновавших Isidi sacrificant, причем можно предположить, что они почитали какое-то германское божество, имени которого мы не знаем. Гримм предполагает, что это Гольда или Берхта. Жрецы И. делились на различные классы и степени и были подчинены строгому образу жизни; они имели тонзуру и носили полотняные одежды. Греческое искусство изображало И. наподобие Геры, причем ее атрибутами были змея, рог изобилия, колосья, лотос, месяц, рога и систр (музыкальный инструмент).