11. Милетянки

[1]
Эта и следующая история не касаются храбрости. Ни один из этих рассказов не связан с каким–либо историческим событием, и никакая попытка датировки невозможна и даже не имеет необходимости.
В этой главе Плутарх рассказывает о необыкновенной болезни, поразившей женщин Милета и заставлявшей их вешаться без всяких видимых причин. Ничто не могло их удержать; мольбы и уговоры родственников и друзей были столь же бесполезны. Наконец, один мудрый человек издал закон, согласно которому тела всех женщин, которые повесились, надлежало нести в могилы через агору обнаженными. Закон был принят, и женщины тотчас же прекратили самоубийства, представив, как замечает Плутарх, замечательные свидетельства своего благородства и добродетели, поскольку показали себя не боящимися смерти, но неспособными вытерпеть позора.
Та же история рассказана Плутархом в первой книге его «De anima» (Moralia VII, ed. Bernadakis); она сохранилась в латинском переводе Авла Геллия (15.10). Эта версия очень похожа на версию Mul. Virt. 11, но она короче, и содержит не найденные у Плутарха подробности. [2] Однако Геллий не сообщает о причине болезни, которая, несомненно, была бы упомянута в «De anima». В Mul. Virt. Плутарх говорит: «женщины впали в странную и удивительную болезнь, происходившую от какой–то неизвестной причины».
Но особенно предполагалось, что воздух, превратившись в некую экстатическую и наркотическую смесь (krasin ekstatiken kai pharmakode), извращал и расстраивал их сознание. Это утверждение о возможной физической причине болезни предполагает, что Плутарх, возможно, сначала использовал эту историю в De anima, а затем повторил ее в Mulierum Virtutes. Интерес к болезни может означать медицинский, а не исторический контекст. [3] Однако все остальные рассказы в Mulierum Virtutes взяты из исторических источников.
Аргумент Миттельхауса, что эта история заимствована из книги Феофраста Politika pros tous kairous, неубедителен, хотя его замечание, что последнее предложение, с моралистическим содержанием, было специально добавлено в эту версию, кажется верным. [4] Его сравнение с другим рассказом Феофраста о милетских женщинах (Aelian Varia Historia 2.38) неуместно, ибо этот рассказ, вероятно, взят из его Nomoi, а не из Politika pros tous kairous. Якоби обоснованно предполагает, что эта история может быть заимствована из местной милетской истории.[5]


[1] Это одна из историй из Mulierum Virtutes, использованных Полиэном в Strategemata (8.63).
[2] Нет необходимости предполагать вместе с Бернадакисом, что фраза «с той же петлей, которой они обвились» у Геллия должна была иметь аналог в оригинальном тексте Mul. Virt. 11. Плутарх не был настолько раболепным переписчиком собственных слов.
[3] Ср. обсуждение Плутарха о причинах новых заболеваний в Symposiaca 8.9 (731D), которое содержит аналогичное физическое объяснение болезни, вызванной плохим воздухом или тухлой водой.
[4] В De anima Геллий сообщает только, что женщины больше не совершали самоубийств, «устрашенные лишь одним стыдом столь позорных похорон».
[5] Она наверняка не связана с «Милезиакой» Аристида.