Бриссон Л.

2. СОКРАТИКИ

Автор: 

Лица, присутствовавшие при кончине Сократа и перечисленные Платоном в Федоне (59 b), а также и те, о чьем отсутствии он счел необходимым упомянуть, могут рассматриваться как "близкие" Сократа. Из афинян присутствовали Аполлодор, Критобул и его отец Критон, Гермоген, Эпиген, Эсхин, Антисфен, Ктесипп и Менексен. Кроме них там еще были Симмий, Кебет и Федонд из Фив, Евклид и Терпсион из Мегар. Аристипп и Клеомброт находились в то время на Эгине; Платон отсутствовал по болезни. Те же имена приведены у Ксенофонта, за исключением Эсхина, Федона, Ктесиппа и Клеомброта. Несмотря на сомнения Аристиппа (Диоген Лаэртский II, 62) и наговоры Менедема Эретрийского (ДЛ II, 60), можно утверждать, что Эсхин написал несколько сократических диалогов, перечень которых дает Диоген Лаэртский (II, 61).

2. СОФИСТЫ

Автор: 

Софисты представляют особое явление в истории философии, поскольку определение их значимости неизменно носило оценочный характер и оценка в большинстве случаев была негативной. Уже сам факт, что слово "софист" вошло в речевой обиход и употребляется в довольно оскорбительном смысле, - лучшее тому подтверждение. Поэтому первая обязанность историка философии - отбросить, насколько это возможно, все предубеждения относительно софистов. Он должен показать, что софисты всегда были объектом оценки, и изложить историю их осуждения и последующей реабилитаций.


ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ФИЛОСОФИИ

Автор: 

В 58 г. Павел, обращенный в христианство, находился в Афинах. По субботним дням он приходил в синагогу, чтобы вести там беседы с иудеями, в прочие дни отправлялся на агору и вступал в разговоры со случайно встречавшимися ему людьми. Именно там он встретился с философами преобладающих школ той эпохи - эпикурейцами и стоиками, которые преподавали в портиках, окружавших агору. Павлу не удавалось убедить их в истинности проповеди Христа. Его считали "суесловом" (spermologos), человеком, повторяющим - не понимая их - где-то услышанные речи и даже целые учения. Кроме того, эти философы обвиняли Павла в прославлении божеств, чуждых божествам государственным.

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Автор: 

Со строго исторической точки зрения византийский мир начинает свое существование и мая 330 г. - со дня, когда Константин торжественно основал на берегах Босфора новую столицу империи, - а заканчивает 29 мая 1453 г., со смертью последнего византийского императора, убитого в сражении под стенами столицы, и со вступлением турок в город. Но в контексте истории философии византийская философия начинается с закрытия Афинской школы Юстинианом в 529 г. (см. выше, с. 695).

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПАТЬ К ИЗУЧЕНИЮ АНТИЧНОЙ МЫСЛИ

История греческой философии, представленная нами в этом сборнике, со всей ясностью обнаруживает целый ряд требований, предъявляемых к ее исследователям. Эта история непрестанно напоминает нам о том, что она связана с текстами, написанными на таких носителях, материальные характеристики которых нельзя не принимать во внимание. С другой стороны, эти тексты не могут составлять лишь объект непосредственного чтения (как если бы они заключали в себе исчерпывающую полноту своего собственного смысла): чтение должно подпитываться знанием их теоретического, а также исторического, идеологического, политического, социального и экономического контекста. Тексты, изучаемые в рамках античной философии, никогда не могут рассматриваться с какой-то одной точки зрения.

Syndicate content (C01 _th3me_)