Феопомп
Феопомп Хиосский: история и ораторское искусство в IV веке до нашей эры
Submitted by agnostik on Sun, 03/31/2024 - 16:14Текст содержит фрагменты из сочинений Феопомпа, которые связаны с ораторским и риторическим искусством и анализирует отношения между ораторством и историографией. Автор рассматривает «Филиппику» Феопомпа, изучая его стиль и использование риторических и ораторских приемов. Анализ фрагментов помогает понять, что «Филиппика» в значительной степени отражает политические дискуссии в эпоху Филиппа II. Выводы автора указывают на значимость работы Феопомпа и размышления об архаичности и устаревшей манере его письменного творчества.
Афинские демагоги в «Филиппике» Феопомпа
Submitted by agnostik on Sun, 03/21/2021 - 16:38Темой данных этюдов является экскурс об афинских демагогах, включенный в десятую книгу «Филиппик» Феопомпа (F 85-100). Сохранившиеся фрагменты «экскурса» приводят портреты Фемистокла (F 84 - F 87), Кимона (F 88 - F 90), Перикла (F 91), Клеона (F 92 - F 94), Гипербола (F 95 - F 96), Каллистрата (F 97, F 98) и Евбула (F 99, F 100). Это отступление представляет собой жестокую атаку на афинскую демократию V и IV веков.
Феопомп. Свидетельства и фрагменты (Приложение B.)
Submitted by agnostik on Sun, 11/01/2015 - 11:12Свидетельства
T1 Феопомп. Хиосец, оратор. Сын Дамасистрата. Родился [процветал?] около времени, когда ни одного архонта не было избрано в Афинах [404/3], в 93-й Олимпиаду [408/5], современник Эфора. Ученик Исократа вместе с Эфором. Написал эпитому Геродота в двух книгах, Филиппику в 72 [так в оригинале, 58] книгах, и Элленику, продолжив работу Фукидида и Ксенофонта [так в оригинале, наподобие Ксенофонта?], в 11 [так в оригинале, 12] книгах; она содержит события после Пелопоннесской войны и т. д. [Он также написал много других вещей.]
Феопомп Хиосский
Submitted by agnostik on Thu, 07/09/2015 - 21:41Suidas s. v. Theopompus: Феопомп хиосец, ритор, сын Дамасистрата, родился во время анархии у афинян в 93‑ю Олимпиаду, как и Эфор, слушатель Исократа вместе с ним. Составил эпитому истории Геродота в двух книгах, Филиппики в 72 книгах, Эллинскую историю, которая продолжает Фукидида и Ксенофонта, состоит из 11 книг и рассказывает события после Пелопоннесской войны. Написал и многое другое.
Эпитома истории Геродота
Среди трудов Феопомпа у Свиды на первом месте упоминается Эпитома истории Геродота. Но уже ранние исследователи сомневаются в его авторстве, поскольку дело это кажется чуждым личности и природе Феопомпа. Скорее всего она издана в более позднее время под его именем.
11. ФЕОПОМП
Submitted by agnostik on Sat, 02/08/2014 - 21:22Феопомп, уроженец острова Хиоса, историк второй половины IV века, был учеником Исократа и современником Эфора. Феопомп относился крайне недоброжелательно к афинской демократии, его симпатии были на стороне аристократии и Спарты. Эти лаконофильские симпатии Феопомп унаследовал от отца, который из-за своего "лаконизма", т. е. преклонения перед Спартой, должен был покинуть родной Хиос, когда последний примкнул ко Второму афинскому союзу. Феопомп, родившийся в 377/6 г. до н. э. и бывший тогда еще ребенком, сопровождал отца в изгнании. Вообще жизнь Феопомпа была полна скитаний. Вероятно, во время изгнания он и попал в Афины и там слушал лекции Исократа, учеником которого уже раньше был его брат Кавкал. Даровитый и усердный, он очень скоро занял одно из первых мест в школе своего учителя.
12. СРАВНЕНИЕ СТИЛЯ СОЧИНЕНИИ ЭФОРА И ФЕОПОМПА
Submitted by agnostik on Sat, 02/08/2014 - 21:22По общему тону произведения Эфора и Феопомпа резко отличались друг от друга. Эфор, занятый событиями прошлого времени, везде является разумным и спокойным повествователем; несмотря на все усилия, он небольшой мастер слога; его слог древние критики характеризуют как небрежный и вялый.
У Феопомпа, в противоположность Эфору, древние отмечают живость в изображении характеров; по видимому, и в стиле он гораздо более приближался к манере Исократа, охотно вплетал в свой рассказ размышления, делал много эпизодических отступлений и в общем был более склонен к украшению рассказа риторическими фигурами и поэтическими прикрасами. Стиль его патетичен и цветист.
Приложение: Феопомп, Греческая история
Submitted by Дмитрий on Sun, 09/29/2013 - 10:00Папирус был обнаружен в Оксиринхе в 1907 году Б. Гренфеллом и А. Хантом, а в 1909 году был представлен в небольшой коллекции Оксфорда под названием «Элленика Оксиринфская». Автор перевода на французский язык Э. Кавеньяк опубликовал Элленику в Revue des Etudes Grecques, XXV, 1912. В самом папирусе авторство Феопомпа не указано, но, приведя ряд аргументов, Э. Кавеньяк в предисловии аргументирует в пользу принадлежности текста этому античному историку, современнику Эфора, вместе с которым являлся одним из источников «Библиотеки» Диодора Сицилийского. В приведённых фрагментах описываются события конца V, начала IV вв. до н. э., то есть конец Пелопоннесской войны, демократический переворот в Фивах, реванш Афин (благодаря энергичным действиям Конона) на море над Спартой.
Cod. 176. Феопомп
Submitted by agnostik on Sat, 08/10/2013 - 22:24Феопомп с Хиоса (др. греч. Θεόπομπος, ок. 376 - после 315 гг. до н. э.), греческий историк и оратор, современник Эфора. Ученик Исократа. Изгнанный из Афин вместе с отцом за сочувствие Спарте, вернулся на родину только в 333/332 г. по распоряжению Александра Великого, после смерти которого бежал в Египет. Автор двух исторических произведений. Элленика (история Греции) в 12 книгах описывала историю Греции с 410 по 394 гг., а следовательно, продолжала сочинение Фукидида; Филиппика (история Филиппа) в 58 книгах (фр.) была крупнейшим произведением греческой историографии; посвященное правлению македонского царя Филиппа II, с 360 по 336 гг. до н. э., благодаря развернутым отступлениям, оно излагало всемирную историю эпохи.