17.1-16 Возвышение Александра Великого: Греция

Переводчик: 
Переводчик: 

Как Александр, получив престол, устроил дела своего царства (главы 1-7).
Как он привёл к покорности восставшие племена (глава 8.1-2).
Как он сравнял Ѳивы с землёй и, запугав греков, был избран полномочным стратегом Греции (главы 8.3-16).
Как он переправился в Азию и победил сатрапов на реке Граник во Фригии (главы 17-21).
Как он взял осадой Милет и Галикарнас (главы 22-27).
Битва Дария против Александра при Иссе в Киликии и победа Александра (главы 30-39).
Осада Тира, оккупация Египта, и путешествие царя к Аммону (главы 40-52).
Бой Александра с Дарием при Арбелах и победа Александра (главы 53-61).
Сражение Антипатра с лакедемонянами и победа Антипатра (главы 62-63).
Занятие Арбелы Александром и захват большого богатства (глава 64.1-3).
Отдых армии в Вавилоне и награждение тех, кто проявил себя на службе (глава 64.3-6).
Прибытие наёмников и союзников, направленных к нему (глава 65.1).
Организация и оснащение армии (глава 65.2-4).
Как Александр захватил Сузы и её сокровища (глава 65.5-66).
Как он мастерски прошёл и овладел так называемыми Сузианскими Воротами (главы 67-68).
Как он проявил милосердие к изувеченным грекам, и взял и разграбил Персеполь (главы 69-71).
Как он поджёг город в кутеже (глава 72).
Убийство Дария Бессом (глава 73.1-4).
Поход Александра в Гирканию и отчёт о её чудесных растениях (глава 75).
Как Александр выступил против мардов и разбил их (глава 76).
Как Ѳаллестрида, царица амазонок, имела сношения с Александром (глава 77.1-3).
Как царь, считая себя непобедимым, подражал в роскоши персам (глава 77.4-7).
Поход Александра против ариев, которые восстали и захватили "Скалу" (глава 78).
Заговор против царя и наказание заговорщиков, самыми выдающимся среди которых были Парменион и Филота (главы 79-80).
Поход Александра на земли паропанисадов и их присоединение (глава 82).
Единственная битва, которая произошла в земле ариев и их аннексия (глава 83.1-6).
Смерть Бесса, убийцы Дария (глава 83.7-9).
Как Александр, идя через пустыню, потерял много своих людей[1].
Как Бранхиды, которые в старину были переселены персами на границы своего царства, были убиты Александром, как предатели греков.
Как царь повёл свои войска против согдов и скиѳов.
Как предводители согдов, которых вели на казнь, были неожиданно спасены.
Как Александр победил согдов, которые восстали, и убил их более чем сто двадцать тысяч.
Как он наказал бактрийцев и завоевал Согдиану второй раз и основал города в подходящих местах, чтобы сдерживать всякого, кто восстанет.
Третье восстание Согдианы и захват тех, кто нашёл убежище на "Скале".
Об охоте в Басисте и обильных играх.
О грехе против Диониса и убийство Клита в опьянении.
О смерти Каллисѳена.
Поход царя против народа называемого навтаки и потери армии в сильный снегопад.
Как Александр, влюбившись в Роксану, дочь Оксиарта, женился на ней и убедил большое число своих друзей жениться на дочерях знатных иранцев.
Подготовка похода против индов.
Вторжение в Индию и полное истребление в ней первого народа, с тем чтобы внушать страх остальным.
Как он одарил город, называемый Нисы, из-за его связи с Дионисом.
Как после разграбления крепости Массака, он перебил всех наёмников, хотя они сражались великолепно (глава 84).
Как он взял штурмом скалу Аорн, которая считалась неприступной (глава 85).
Как он привлёк на свою сторону Таксила, царя индов, и в большом бою победил Пора, взял его в плен и вернул трон из-за его отважного поведения (главы 86-89).
Сведения об удивительных змеях этой страны и фруктах, которые там растут (глава 90).
Как он привлёк на свою сторону множество окрестных племён и победил другие (глава 91.1-4).
Как он покорил страну, которая принадлежала Сопиѳу (глава 91.4).
Об учреждении хорошего управления в городах этой страны (глава 91.4-6).
О превосходных собаках, показанных Александру (глава 92).
Об истории рассказанной царём индов (глава 93.1-3).
Как, когда Александр хотел пересечь реку Ганг и идти против народа гандаридов, македоняне взбунтовались (главы 93.4-94).
Как после отметки самой дальней точки, что достигла его армия, царь посетил остальные области индов (глава 95).
Как он отплыл вниз по реки Инд к Южному океану и чуть не погиб от ранения стрелой (главы 96-99).
Об отдельных битвах, которые достойны упоминания (главы 100-101).
Об индах, которых он завоевал по обе стороны реки до океана (главы 102-103).
О чудесах и обычаях среди жителей и о народах, которые ведут суровое существование (главы 104-106.3).
Как морская экспедиция через океан присоединилась к Александру, когда он расположился станом на берегу моря, и поведала о своих приключениях (глава 106.4-7).
Как вновь подняв паруса, они прошли вдоль длинной береговой линии (глава 107.1).
Как он отобрал тридцать тысяч юных персов, обучил их военному делу и сформировал из них подобие македонской фаланги (глава 108.1-3).
Как Гарпал, который был обвинён в роскошной жизни и чрезмерных расходах, бежал из Вавилона и искал защиты у народа Аѳин (глава 108.4-7).
Как он бежал из Аттики и был убит; он отдал на хранение семьсот талантов своих денег аѳинянам и оставил четыре тысячи талантов и восемь тысяч наёмников на мысе Тенар в Лаконии (глава 108.7-8).
Как Александр, оплатив долги македонян-ветеранов, что обошлось ему в десять тысяч талантов, отправил их домой (глава 109.1-2).
Как македоняне взбунтовались, и он наказал их главарей (глава 109.2-3).
Как Певкест привёл Александру десять тысяч лучников и пращников, которых он набрал из числа персов (глава 110.2).
Как царь реорганизовал свою армию, смешивая персов с македонянами (глава 110.1).
Как он оплатил содержание и обучение всех солдатских детей, в количестве десять тысяч (глава 110.3).
Как Леосѳен готовился к началу войны против македонян (глава 111.1-3).
Как Александр выступил против коссеев (глава 111.4-6).
Как, когда царь был на пути в Вавилон, халдеи предсказали Александру, что он умрёт, если войдёт Вавилон (глава 112.1-3).
Как царь сначала испугался и обошёл Вавилон, но позже, убеждённый греческими философами, вошёл в город (глава 112.4-6).
О множестве посольств, которые прибыли туда (глава 113).
О похоронах Гефестиона и большой сумме, израсходованной на них (главы 114-115).
О приметах, которые явились Александру и о его смерти (главы 116-118).
1. (1) Предыдущая книга нашей Истории, шестнадцатая, началась с коронации Филиппа, сына Аминты, и включает все его деяния вплоть до его смерти вместе с событиями, связанными с другими царями, народами и городами, которые произошли в годы его правления, числом двадцать четыре. (2) В этой книге мы будем продолжать систематическое повествование, начиная с восшествия на престол Александра, и включая историю этого царя до его смерти, а также современные события в известной части мира. Я думаю, это лучший способ обеспечить, что события останутся в памяти, ибо так материал расположен тематически, и каждая история рассказана без перерыва. (3) В течение короткого времени Александр, опираясь на собственное разумение и мужество, совершил дела более великие, чем те, что совершили все цари, память о которых передана нам историей. (4) За двенадцать лет он покорил немалую часть Европы и почти всю Азию и, конечно, приобрёл громкую славу, равнявшую его с древними героями и полубогами. Нет нам, однако, надобности в предисловии предвосхищать что-либо из деяний этого царя. Сами они, постепенно излагаемые, достаточно объяснят, почему он так славен. (5) Александр по отцу происходил от Геракла, а по матери от Эака; он унаследовал от предков и природу их, и прославленную их доблесть[2]. Установив хронологический порядок, обратимся к событиям, о которых надлежит рассказать.
2. (1) В Аѳинах архонтом был Евенет, у римлян консулами Луций Фурий и Гай Маний[3]. В этом году Александр принял царскую власть и прежде всего наказал подобающим образом убийц своего отца[4]. Похоронив как положено родителя, он, оказавшись у власти, установил порядки гораздо лучшие, чем все ожидали. (2) Был он крайне молод (некоторые пренебрежительно относились к нему из-за его возраста), однако сразу же сумел найти слова, расположившие к нему народ[5]. Он заявил, что переменилось только имя царя; бразды правления будут натянуты так же крепко, как и при его отце. Ласково обращаясь с посольствами, он внушил грекам желание сохранить к нему ту же благожелательность, с которой они относились к его отцу. (3) Смотры и манёвры, которые он постоянно устраивал воинам, сделали войско дисциплинированным. Аттал, племянник Клеопатры, второй жены Филиппа, мог притязать на царский престол, и Александр решил покончить с ним, тем более что за несколько дней до кончины Филиппа Клеопатра родила ему сына[6]. (4) Аттал ещё раньше был отправлен во главе войска вместе с Парменионом в Азию. Своей щедростью и ласковым обхождением с солдатами он приобрёл в лагере большую популярность. У Александра были основания бояться, как бы этот человек не стал с помощью греков, враждебных Александру, оспаривать у него власть. (5) Поэтому, выбрав одного из друзей, Гекатея, он послал его с достаточным отрядом в Азию, поручив ему доставить Аттала лучше всего живым; если же это не удастся, то как можно скорее убрать его хитростью. (6) Гекатей, явившись в Азию к Пармениону и Атталу, улучил время, удобное для осуществления замысла.
3. (1) Александр, узнав, что многие эллины восстали, желая новых порядков, сильно встревожился. (2) Аѳинян восстанавливал против македонян Демосѳен; они обрадовались смерти Филиппа и, не желая уступать македонянам гегемонии над Элладой, отправили посольство к Атталу, втайне сговорились с ним и побудили многие города стоять за свободу. (3) Этолийцы постановили вернуть из Акарнании изгнанников, отправленных туда по предложению Филиппа. Амбрактиоты, послушавшись Аристарха, изгнали гарнизон, оставленный Филиппом, и установили у себя демократическое правление. (4) Точно так же и ѳиванцы постановили выгнать гарнизон, стоявший в Кадмее, и не предоставлять Александру гегемонии над эллинами. Аркадяне - единственные - не согласились предоставить Филиппу гегемонию над эллинами и не предложили её Александру. (5) Что касается остальных пелопоннесцев, то аргивяне, элейцы, лакедемоняне и ещё кое-кто стремились к автономии[7]. Многие племена, жившие по соседству с Македонией, готовы были восстать; варвары, жившие в тех местах, находились в большом волнении[8]. (6) Действуя в этих трудных и страшных обстоятельствах, угрожавших его власти, Александр, совсем юноша, вопреки ожиданию, быстро усмирил все враждебные ему силы. Одних он привлёк на свою сторону, действуя словом и убеждением[9]; других смирил страхом; некоторых покорил и подчинил себе силой.
4. (1) Ѳессалийцев первых убедил он вручить ему по всенародному постановлению гегемонию над Элладой, переходившую к нему от отца[10]: он напомнил ѳессалийцам, что они издревле связаны с ним родством по Гераклу; произносил дружественные речи; вскружил им головы широкими обещаниями. (2) После ѳессалийцев он расположил к себе также дружественно соседние племена и отправился к Пилам, где собрал совет амфиктионов и убедил их с общего постановления вручить ему гегемонию над Элладой. (3) К амбрактиотам он отправил дружественное посольство и убедил их, что ещё немного - и они получат автономию, которую он сам с охотой собирается им дать.
(4) А чтобы устрашить непокорных, он двинул на них македонское войско со всем его грозным снаряжением. После трудного перехода он явился в Беотию, разбил лагерь неподалёку от Кадмеи и внушил ужас жителям Ѳив. (5) Аѳиняне, узнав о появлении царя в Беотии, перестали относиться к нему пренебрежительно. Стремительность юноши и его энергичная деятельность сильно перепугали людей, враждебно к нему настроенных.
(6) Аѳиняне приняли решение - свезти в город деревенские запасы и заняться поправкой стен. К Александру они отправили послов с просьбой простить их, если они замедлили с предоставлением ему гегемонии.
(7) В числе послов был отправлен и Демосѳен, но он не дошёл к Александру вместе с остальными. От Киѳерона он повернул обратно в Аѳины то ли убоявшись по причине своей антимакедонской политики, то ли желая сохранить себя безупречным перед царём Персии. (8) Говорят, что он получил от персов много денег, чтобы действовать против македонян. Эсхин, говорят, упрекая Демосѳена в том, что он подкуплен, сказал в своей речи: "Теперь ты купаешься в царском золоте! Золота этого не хватит: плохо нажитое никогда не уцелеет"[11]. (9) Александр дал ласковый ответ аѳинским послам, избавив тем аѳинский народ от великого страха.
Он отправил в Коринѳ приказ послам и членам совета встретить его; когда совет собрался, царь произнёс речь и своими разумными и кроткими словами убедил эллинов назначить его полномочным военачальником Эллады и идти с ним на персов, наказать их за их вины перед греками[12]. Получив этот почётный титул, царь с войском вернулся в Македонию.
5. (1) Теперь, когда мы описали, что произошло в Греции, мы должны дать отчёт о событиях в Азии. Здесь, сразу же после смерти Филиппа, Аттал фактически готовил своими руками мятеж и согласовал с аѳинянами предпринять совместные действия против Александра, но позже он изменил своё решение. Сохранив письмо, которое было послано ему Демосѳеном[13], он послал его Александру и пытался выражениями преданности удалить от себя возможные подозрения. (2) Гекатей, однако, в точности следуя инструкциям царя, вероломно убил его[14], и впоследствии македонские войска в Азии были свободны от всякого подстрекательства к мятежу, Аттал был мёртв, а Парменион полностью верен Александру.
(3) В нашем повествовании сейчас, обращаясь к царству персов, мы должны вернуться немного назад, чтобы не утерять нить[15]. Пока Филипп был царем, Ох[16] правил персами и угнетал подданных безжалостно и грубо. Так как его жестокий нрав сделал его ненавистным, хилиарх Багой, евнух по телесной сути, но воинствующий негодяй по характеру, убил его ядом, назначенным неким лекарем, и поставил на трон младшего из его сыновей, Арсеса. (4) Он подобным образом покончил с братьями нового царя, который едва достиг совершеннолетия, с тем чтобы изолировать молодого человека и сделать его послушным своей власти. Но молодой царь дал понять, что он оскорблён предыдущими жестокими поступками Багоя и готовится наказать виновника этих преступлений, но Багой предположил такой его замысел и убил Арсеса и его детей на третьем году царствования[17]. (5) Царский дом, таким образом, угас, и никто по прямой нисходящей линии не претендовал на трон. Взамен Багой выбрал некого Дария, члена придворного окружения, и предоставил трон ему. Он был сыном Арсана и внуком Остана, который был братом Артаксеркса, который был царём[18]. (6) Что касается Багоя, оказия случилась с ним и с неким поучительным смыслом. Занимаясь своей привычной жестокостью, он попытался удалить Дария ядом. Однако его план стал известен, и царь, призвав Багоя, выпить как бы за его тост и протянул ему свою чашу, заставив того принять своё снадобье.
6. (1) Выбор Дария на престол был основан на его знаменитой храбрости, качеством которой он далеко превзошёл других персов. Однажды, когда царь Артаксеркс[19] вёл кампанию против кадусиев, один из них, прославленный силою и мужеством, вызывал добровольца среди персов сразиться с ним в единоборстве. Никто не осмелился принять вызов, но только Дарий вступил в борьбу и убил соперника, впоследствии царь отметил его богатыми дарами, а среди персов он был признан первым храбрецом. (2) Вследствие этой отваги его сочли достойным принять царство. Это произошло примерно в то же время, когда Филипп умер и Александр стал царём. (3) Таков был человек, которого судьба выбрала в качестве соперника гению Александра, и они противостояли друг другу во многих и великих битвах за господство. Наш подробный рассказ будет описывать это в каждом конкретном случае. А теперь мы можем продолжить нашу историю.
7. (1) Дарий стал царём до смерти Филиппа и думал в свою очередь о предстоящей войне против Македонии, но когда Филипп умер, Дарий освободился от своей тревоги и презирал молодость Александра. (2) Вскоре, однако, когда энергия Александра и быстрота его действий обеспечили ему руководство всей Греции и сделали очевидными способности молодого человека, то Дарий внял предупреждениям и стал обращать серьёзное внимание на свои силы. Он снарядил большое количество военных кораблей и собрал многочисленные сильные армии, выбирая на то время своих лучших командиров, среди которых был Мемнон Родосский[20], знаменитый мужеством и стратегическим чутьём. (3) Царь дал ему пять тысяч[21] наёмников и приказал идти на Кизик и попытаться завладеть им. С этими силами, соответственно, Мемнон совершил марш через область горы Ида. (4) Некоторые рассказывают, что эта гора получила своё название от Иды, дочери Мелиссея[22]. Это самая высокая гора в округе Геллеспонта и имеет в своей середине замечательную пещеру, в которой, говорят, богини оценивались Александром[23].
(5) На этой горе, как предполагается, жили идейские дактили, который первые произвели железо, получив своё мастерство от Матери Богов[24]. Странные происшествия наблюдаются в связи с этой горой, которые не известны нигде более. (6) Во время восхода Собачьей звезды[25], если стать на самой высокой вершине, неподвижность окружающего воздуха создаёт впечатление, что вершина приподнята над движением ветра, и видно восходящее солнце, хотя ещё ночь. Его лучи не ограничиваются окружностью сферы, но пламя рассеивается во многих местах, так что можно подумать, что много пятен огня горит вдоль горизонта. (7) Затем, вскоре все они объединяются в одно огромное пламя, ширина которого достигает трёх плеѳров[26]. Наконец, когда день начинается, достигается обычно наблюдаемый размер солнечного шара и даёт обычный дневной свет[27].
(8) Мемнон перешёл эту гору и внезапно напал на город Кизик, едва не овладев им[28]. Потерпев неудачу, он разграбил земли и собрал большую добычу. (9) Пока он был занят этим, Парменион взял штурмом город Гринион и продал его жителей в рабство, а когда он осадил Питаны[29], появление Мемнона испугало македонян и заставило прервать осаду. (10) Позже Каллас, со смешанными силами македонян и наёмников, вступил в бой в Троаде против более многочисленных сил персов и, уступив, отступил на мыс Роэтион[30].
Такова была ситуация в Азии.
8. (1) Александр, успокоив Элладу, пошёл на Ѳракию[31]; много ѳракийских восставших племён он заставил покориться и пошёл в Пеонию, Иллирию и соседние с ними страны. Покорив тамошних отпавших варваров, он подчинил себе все окрестное варварское население. (2) В то время, как он был этим занят, пришли к нему сообщить, что в Греции замышляется переворот[32]; многие греческие города стремятся отпасть, ѳиванцы первые. Царь в раздражении на них вернулся в Македонию, торопясь прекратить смуту в Элладе.
(3) Он неожиданно подошёл к городу и стал вместе со всем войском около Ѳив как раз в то время, когда ѳиванцы[33] силились выбить из Кадмеи гарнизон и осаждали крепость. (4) Ещё до прихода царя они обвели Кадмею глубокими рвами и плотным частоколом, чтобы гарнизону нельзя было послать ни подмоги, ни съестных припасов. (5) К аркадянам, аргивянам и элейцам они отправили посольство с просьбой о помощи. Также и к аѳинянам пошли послы договориться о союзе; получив от Демосѳена в подарок много оружия, они снабдили им безоружных. (6) Пелопоннесцы, призываемые на помощь, выслали войско к Исѳму, которое и остановилось там, поджидая царя. Аѳиняне под влиянием Демосѳена постановили помочь ѳиванцам, но войска не послали, выжидая, как обернётся война[34]. (7) Филота, начальник кадмейского гарнизона, видя, как усиленно готовятся ѳиванцы к осаде, основательно починил стены и заготовил много разного оружия.
9. (1) Царь неожиданно пришёл из Ѳракии со всем своим войском; союзники ѳиванцев гадали, что принесёт его прибытие, но что перевес на стороне вражеского войска - это было явно и бесспорно. Военачальники собрались на совет и, посовещавшись относительно военных действий, решили сражаться за свободу. Войско одобрило это решение, и все с великой готовностью согласились воевать. (2) Царь сначала не предпринимал никаких действий, давая время одуматься и посовещаться; он полагал также, что один-единственный город не осмелится выступить против такой армии. (3) У Александра на ту пору было пехоты больше тридцать тысяч и конницы не меньше трёх тысяч - все люди, закалённые в воинских опасностях, ходившие в походы вместе с Филиппом, почти не знавшие поражений. Полагаясь на их доблесть и рвение, Александр и решил уничтожить Персидское царство. (4) И если бы ѳиванцы, уступая обстоятельствам, отправили к македонянам посольство, прося мира и согласия, то царь охотно пошёл бы на переговоры и удовлетворил все их просьбы; ему хотелось покончить со смутами в Элладе и целиком заняться войной с персами. Теперь же, видя, что ѳиванцы ни во что его не ставят, он решил сравнять город с землёй и таким страшным делом отвратить от попыток к отпадению всех, кто собирался на это отважиться. (5) Выстроив войско в боевом порядке, он приказал объявить: кто из ѳиванцев пожелает, тот может явиться к нему и стать причастным миру, установленному для всей Эллады. Ѳиванцы в своей гордости ответили другим объявлением: с высоты какой-то башни было провозглашено, что каждый, кто желает с помощью персидского царя и ѳиванцев освободить эллинов и уничтожить тирана Эллады[35], пусть приходит к ним. (6) Александра это чрезвычайно огорчило; вне себя от гнева он решил страшно наказать ѳиванцев. Озверев, он расставил осадные машины и приготовил все для войны.
10. (1) Эллины, узнав о том, какая опасность грозит ѳиванцам, скорбели о бедствиях, которые их ожидают, но не решались помогать городу, потому что он собственным неразумием и необузданностью поверг себя в гибель несомненную. (2) Ѳиванцы встречали опасность с мужественной готовностью, но изречения предсказателей и знамения богов приводили их в замешательство. Прежде всего в храме Деметры обнаружили тонкую, широко раскинувшуюся паутину: размерами она была с гиматий; по краям шёл яркий круг, похожий на радугу. (3) Из дельфийского прорицалища пришло им по этому поводу такое предсказание: "Знаменье это являют боги всем смертным, однако ж прежде всего беотийцам и тем, кто живёт по соседству". Из местного же святилища ѳиванцев принесли такое предсказание: "Соткана ткань на горе одним, другим же на счастье". (4) Знамение это случилось за три месяца до прибытия Александра под Ѳивы: перед самым же его приходом статуи на агоре покрылись потом, который стекал крупными каплями. Кроме того, властям принесли известие, что из озера около Онхес раздаётся нечто вроде мычания; по воде Диркейского источника пробегает кровавая рябь. (5) Кто-то пришёл из Дельф с сообщением, что крыша на храме, который воздвигли ѳиванцы с добычи, полученной от фокейцев, оказалась вся в крови. Люд занимавшиеся толкованием знамений, сказали следующее: паутина означает, что боги покинут город; разные цвета радуги - пёструю и бурную смену событий; пот на статуях - безмерные страдания; кровь, показавшаяся во многих местах, - страшное избиение людей, которое будет в городе. (6) Так как боги явно предвещали будущие несчастья, то предсказатели советовали ничего не решать войной и сражением, а поискать более верного разрешения путём переговоров. Ѳиванцы, однако, не пали духом; наоборот, увлекаемые гордостью, они напоминали друг другу об удаче под Левктрами и о других сражениях, когда их изумительная храбрость помогла им одерживать победы, которых они и не ожидали. Так-то ѳиванцы своей решительностью, в которой было больше мужества, чем благоразумия, обрекли свою отчизну на совершенную гибель.
11. (1) Царь, приготовившись за полных три дня к осаде, разделил своё войско на три части: одному отряду он велел разрушать частоколы, сооружённые перед городом, другому - сражаться с ѳиванцами, а третьему оставаться в резерве и вступать в битву на смену усталым солдатам. (2) Ѳиванцы выстроили конницу за частоколом; освобождённых рабов, вернувшихся изгнанников и метеков выставили против отряда, идущего на приступ; сами приготовились схватиться перед городом с многочисленной армией, предводимой самим царём. (3) Дети и женщины сбегались в храмы и молили богов спасти город. Македоняне приблизились; построенные отряды открыли военные действия: трубы протрубили наступление, оба войска одновременно издали воинский клич и стали метать во врага лёгкими дротиками. (4) Вскоре их израсходовали и стали рубиться мечами; завязалась жестокая сеча. Македонян было много, фаланга их представляла собой силу, противостоять которой было трудно: ѳиванцы, однако, превосходили их железной крепостью благодаря привычке к гимнастическим упражнениям; уверенные в себе, они стойко выдерживали ужасы битвы. (5) Поэтому с обеих сторон было много раненых; немалое число пало, но никто не повернул вспять. Схватки врукопашную, стоны, крики, увещания у македонян: не посрамить унаследованной доблести; у ѳиванцев: не предать детей и родителей рабству, а родину, общий свой дом, - неистовству македонян; помнить о битвах при Левктрах и Мантинее, и о своей всеми прославленной храбрости. В течение долгого времени победа не склонялась ни в одну, ни в другую сторону: очень уж велика была доблесть сражающихся.



12. (1) Александр, видя, что ѳиванцы решились отстаивать свою свободу, а македоняне устали биться, велел резервному отряду вступить в сражение. Македоняне, внезапно устремившись на истомлённых ѳиванцев, тяжело обрушились на врага и многих убили. (2) Ѳиванцы, однако, не теряли надежды на победу; наоборот, в ревности своей пренебрегали всякой опасностью. Они были настолько уверены в своём мужестве, что стали кричать македонянам: пусть они сознаются, что они хуже ѳиванцев. Все обычно испытывают страх, когда врагов сменяют свежие их силы, и только одни ѳиванцы, когда враг прислал замену усталым воинам, устремились навстречу опасности со смелостью ещё более дерзкой. (3) Она казалась неисчерпаемой, как вдруг царь заметил какую-то дверцу, оставшуюся без охраны. Он послал Пердикку с достаточным числом солдат захватить её и проникнуть в город[36]. (4) Тот быстро выполнил это приказание; македоняне через эту дверцу проникли в город; ѳиванцы же, истомив первую фалангу и бодро встретив вторую, были уже уверены в своей победе. Узнав, что город частично захвачен, они немедленно отошли за его стены. (5) В это самое время ѳиванские конники бросились одновременно с пехотинцами в город, сбили и растоптали многих своих, а сами, въезжая без всякого порядка в город, погибали в проходах и во рвах от своего же оружия. Гарнизон Кадмеи, высыпав из акрополя, пошёл на ѳиванцев и, напав на смятенных, устроил настоящую бойню[37].
13. (1) Город таким образом был захвачен, и множество разных событий случилось в его стенах. Македоняне, раздражённые высокомерным объявлением, отнеслись к ѳиванцам хуже, чем положено относиться к врагу: осыпая угрозами несчастных, они беспощадно избивали всех попадавшихся на дороге. (2) Ѳиванцы, храня в душе любовь к свободе, настолько не дорожили жизнью, что при встрече с врагом схватывались с ним врукопашную, подставляя себя под удары. По взятии города ни один ѳиванец не попросил македонян пощадить ему жизнь и не припал трусливо к коленям победителей. (3) Эта доблесть не вызывала, однако, никакого сострадания у врагов, и дня оказалось мало для их свирепой мести. По всему городу тащили детей и девушек, жалостно взывавших к матерям. Дома были ограблены, и все население города обращено в рабство. (4) Из уцелевших ѳиванцев одни, израненные и почти терявшие сознание, схватывались с врагами и умирали вместе с ними; другие, опираясь на обломок копья, встречали бежавших на них и в этом последнем бою предпочитали свободу спасению. (5) Множество людей было перебито, всюду по городу было полно трупов, и однако не нашлось никого, кто бы сжалился над судьбой обездоленных. Ѳеспийцы, платейцы, орхоменцы и прочие из эллинов, враждебно настроенные к ѳиванцам, пошли в поход вместе с царём[38] и, ворвавшись в город, выместили свою вражду на несчастных. (6) Много жестокого страдания было в городе. Эллины безжалостно истребляли эллинов; родных убивали люди, близкие им по крови; одинаковость языка не меняла чувств. Наконец всех застигла ночь, дома были разграблены; дети, женщины и старики, укрывшиеся в святилищах, жестоко выгнаны оттуда.
14. (1) Ѳиванцев погибло больше шести тысяч; в плен увели больше тридцати тысяч; имущества унесли с собой невероятное количество[39]. Царь похоронил убитых македонян (их было больше пятисот человек) и, собрав эллинских представителей, поручил общему собранию решить, как поступить с городом ѳиванцев. (2) Когда вопрос этот был поставлен на обсуждение, то кое-кто из эллинов, враждебно относящихся к ѳиванцам, высказался за то, чтобы подвергнуть ѳиванцев безжалостному наказанию; они ведь, по их словам, умышляли вместе с варварами против эллинов: при Ксерксе они пошли на Элладу в союзе с персами; только ѳиванцев, единственных из эллинов, персидские цари почтили титулом благодетелей, и их послам приказано ставить кресла впереди царских. (3) Подобные речи ожесточили души заседавших: в конце концов вынесено было постановление - срыть город до основания; пленных продать; бежавших ѳиванцев задерживать всюду в Элладе; ни одному эллину не принимать ѳиванца. (4) Царь, следуя постановлению совета, срыл город и внушил великий страх грекам, помышлявшим об отпадении. Продав как военную добычу пленных, он собрал четыреста сорок талантов серебра[40].
15. (1) После этого он отправил в Аѳины послов с требованием выдать тех десять ораторов[41], которые действовали против него; из них самыми знаменитыми были Демосѳен и Ликург. Когда в народное собрание ввели послов и народ выслушал их речи, им овладела великая тревога и недоумение. С одной стороны, надлежало сохранить достоинство государства, а с другой - потрясённые гибелью ѳиванцев, охваченные великим страхом, люди прислушивались к тому, о чем увещевали их несчастья соседей. (2) Много речей произнесено было в собрании; Фокион, прозванный Честным (он держался в политике направления, враждебного Демосѳену и его сторонникам), сказал, что те, чьей выдачи царь требует, должны поступить так, как дочери Лейоса и Гиакинѳа[42], которые добровольно пошли на смерть, чтобы избавить своё отечество от непоправимых бедствий; он порицал малодушие и трусость тех, кто не хочет умереть за государство. (3) Народ слушал его, негодуя, и грозными криками выгнал из собрания; Демосѳен произнёс обдуманную речь, и народ, в котором он сумел возбудить сострадание к тем, чьей выдачи требовал царь, явно хотел спасти их. Наконец Демад, убеждённый, как говорят, при помощи пяти талантов серебра, которые были ему вручены от сторонников Демосѳена, посоветовал спасти тех, кому грозила опасность, и прочёл псефизму, очень ловко составленную: она содержала и просьбу за этих людей, и обещание наказать по закону тех, кто будет достоин кары. (4) Народ одобрил предложение Демада, утвердил эту псефизму и отправил его вместе с другими послом к царю; поручено было ему также просить Александра и за ѳиванцев, которые бежали: пусть он разрешит народу принимать ѳиванских беглецов. (5) Демад отправился в качестве посла и своим красноречием достиг всего: убедил Александра простить ораторов и согласиться на все просьбы аѳинян[43].
16. (1) После этого, вернувшись в Македонию вместе с войском, царь собрал военачальников и наиболее почтенных друзей и предложил им обсудить вопрос относительно экспедиции в Азию: когда выступить в поход и каким образом начать войну. (2) Антипатр и Парменион советовали сначала народить детей и тогда уже браться за такое дело. Александр, деятельный, не выносивший ни в каком деле отсрочки, стал противоречить: стыдно, заявил он, военачальнику, поставленному всей Элладой, получившему от отца непобедимое войско, смирно сидеть, справляя свадьбы и ожидая рождения детей[44]. (3) Объяснив им выгоды войны и воодушевив своими речами, он принёс великолепные жертвы богам в Дионе в Македонии[45] и устроил театральные представления в честь Зевса и Муз (первым ввёл их Архелай, царствовавший раньше)[46]. (4) Праздник справлялся в течение девяти дней, каждый день был посвящён той музе, чьим именем он был назван. Устроена была палатка на сто лож[47], и царь пригласил на пир друзей, военачальников и посольства от городов. После роскошных приготовлений, угостив многих, он раздал всему войску жертвенное мясо и все положенное для пира и предоставил солдатам отдых.


[1] Эта и последующие главы утрачены.
[2] Плутарх, Александр, 2.1. Самый известный из предков Александра по матери был Ахилл. Как Эакиды так и Аргеады вели свою родословную до Зевса.
[3] Эванет был архонтом с июля 335 года по июнь 334 году до н. э. Бротон (1,138) даёт консулов в 338 г. до н. э. как Л. Фурий Камилл и Г. Мений.
[4] Диодор ранее не указывал, что кто–либо другой знал о планах Павсания, который был убит сразу, и поэтому не мог выдать каких–либо сообщников (Диодор 16.94.4). Сам Александр был главным выгодополучателем убийства, и он подозревался в соучастии, особенно потому, что будучи только наполовину македонянином, он не был особо популярен. Во всяком случае, известны жертвы этой чистки Александром своих конкурентов: его старший двоюродный брат Аминта, сын царя Пердикки III; семья Александра Линкестийца, хотя сам он был пощажён, и жена Филиппа Клеопатра и её маленькая дочь, убитые Олимпиадой. Эти убийства не были забыты (Плутарх, Александр, 10,4; О судьбе Александра, 1.3 (37C); Курций, 6.91.17 и 10,24; Юстин, 11.2.1–3 и 12.6.14). Эти события проигнорированы Аррианом, а сохранившиеся повествование Курция начинается только тогда, когда Александр был во Фригии.
[5] Юстин, 11.1.8.
[6] В Диодор 16.93.9, Аттал был назван племянником Клеопатры, но он, очевидно, был её дядя и опекун (Berve, Alexanderreich, 2.24). Он, возможно, был недоволен убийством Клеопатры и её дочери, но не известно о его претензии на трон Македонии. Он был, во всяком случае, предан Филиппу и враждебен убийцам Филиппа (Диодор 16.93.5–9).
[7] Юстин, 11.2.4–5. Аристарх, предположительно из Амбракии, иначе неизвестен. Диодор переворачивает роль Аркадии и лакедемонян; они были последними, кто никогда не подчинялся Филиппу. Ср. ниже, гл. 4.
[8] Ср. ниже, гл. 8.1.
[9] Арриан, 1.1.3 (с упоминанием Аѳин).
[10] Юстин, 11.3.1–2. Александр имел в Ахилле общего предка с Алевадами из Лариссы.
[11] Эсхин, 3,173, с несколько иным порядком слов.
[12] Юстин, 11.2.5.
[13] Плут. Демосѳен 23,2.
[14] Продолжение гл. 2. Это невероятно, чтобы убийство Аттала могло произойти без попустительства Пармениона, который, возможно, был рад избавиться от главы соперничающей придворной фракции (но Курций 6.9.18 сообщает, что Аттал был зятем Пармениона). И Аттал не мог остаться в живых после казни его племянницы.
[15] Продолжение Диодор 16.52. Ср. Юстин 10.3.
[16] Имя Ох уже упоминалось ранее как тронное имя Артаксеркса.
[17] Список царей даёт Арсесу два года, 338–336 до н. э., но он царствовал третий год на момент своей смерти. Только один второй год, 337/6 г. до н. э., был полный, на которые пришлось его царствование.
[18] Артаксеркс II, 405–359 до н. э.
[19] Артаксеркс III (Ох), 359–338 до н. э.
[20] См. Диодор 16.52.4.
[21] Это число кажется малым для задачи, поставленной Мемнону, но вряд ли вероятно, что оно должно быть исправлено на 50.000, общее количество греческих наёмников царя (Курций 5.11.5). Полиэн отмечает у Мемнона 4000–е войско (Polyaenus 5.44.4).
[22] Мелиссей, царь Крита, как сообщается, был отцом Адрастеи и Иды, которым младенец Зевс был отдан на попечение (Книга 5.70.2). См. Apollod. 1.1.6.
[23] Суд Париса.
[24] См. Диодор 5.64.3–5.
[25] Примерно 20 июля.
[26] В плеѳре было 100 греческих футов или несколько меньше, чем 100 английских футов, и слегка варьируется. Невозможно знать его точное значение у Диодора или его источника.
[27] Несколько иной отчёт об этом же явлении даёт Помпоний Мела 1.18. День начинался с первым появлением края солнца над горизонтом, и предшествующие потоки света наблюдались, строго говоря, ночью.
[28] Более подробный отчёт у Полиэна 5.44.5.
[29] Гриний и Питаны, старые Эолийские города на берегу Эолийского залива. Парменион проводил миссию Филиппа «освобождение» (Диодор 16.91.2).
[30] Роэтион – это мыс в устье Геллеспонта севернее Илиона. Калас (так правильно пишется имя) был сыном Гарпала, из видной элимиотской семьи. Позже он командовал ѳессалийской кавалерией в армии Александра (гл. 17.4), а затем остался в Малой Азии как сатрап Фригии Геллеспонтской.
[31] Эта кампания подробно описана Аррианом, 1.1–6.
[32] Юстин, 11.2.7–10.
[33] Осада Ѳив описана более кратко в Юстин, 11.3.6–7; Плутарх, Александр, 11–12; Арриан, 1.7–8.
[34] Юстин, 11.3.3–5; Плутарх, Демосѳен, 23.2.
[35] Плутарх, Александр, 11,4. То есть, в соответствии с условиями Анталкидова мира (Ксенофонт, Hellenica, 5.1.31). Аналогичным образом, аѳиняне обратились к грекам против Спарты в постановлении Аристотеля при создании так называемой Второго Аѳинского союза (377 до н. э.).
[36] Арриан (1.8.1), ссылаясь на Птолемея, располагает этот инцидент в начале осады, раньше любых других боевых действий, и утверждает, что Пердикка действовал по собственной инициативе. Возможно, он попытался повторить манёвр в Галикарнасе (гл. 25.5). Позже, он был предположительно командиром одного из шести таксисов фаланги.
[37] Плутарх, Александр, 11.5.
[38] Юстин (11.3.8) называет фокейцев, платейцев, ѳеспийцев, и орхоменцев; Плутарх (Александр, 11.5) и Арриан (1.8.8), только фокейцев и платейцев.
[39] Данные о ѳиванских потерях не указаны в других сообщениях, и W. W. Tarn (Cambridge Ancient History, 6.356) считается вторые как и обычные, ссылаясь на данные Арриана (2.24.5) после захвата Тира, но в этом случае Диодор (глава 46,4) даёт 13 000. Диодор (с Юстином) пропускает живописную историю Тимоклеи, которая не заинтересовала Арриана. Она дается Плутархом (Александр, 12).
[40] К этим же данным относится фрагмент из Клитарха (Аѳиней, 4.148D–F;. Jacoby, Fragmente der griechischen Historiker, № 137, F 1), но в применение к общему богатству, найденному в городе. Это составляет 88 драхм за голову на 30 000 рабов. Тарн предлагает 8000, что составило бы среднюю цену в 330 драхм, но нет никаких реальных доказательств по цене рабов в это время. Плутарх (Александр, 11.6) и Арриан (1.9.10) сообщают, что Александр пощадил дом Пиндара.
[41] Это число даёт Плутарх (Демосѳен, 23.3) по Идоменею и Дурису, но он думает, что, скорее всего, восемь, которых он назвал.
[42] Аттический герой Лейос пожертвовал своею дочерью, чтобы предотвратить опасность для города; так и Эрехѳей, чьё имя могло лечь в основу неизвестного Гиакинѳа. Cp. Lycurgus, C. Leocr. 98–99; Demades, Duod. Ann. 37; Aeschines, C. Ctes. 161; Plutarch, Phocion, 17.
[43] Юстин (11.4.9–12) добавляет, что сосланные аѳинские лидеры отправился в Персию, и Арриан (1.10.6) говорит в частности о Харидеме, будучи не в состоянии упомянуть роль в этом посольстве Демада. Плутарх (Александр, 13) говорит, что он убедил Александра быть милосердным. Миссия Демада описывается у Плутарха, Демосѳен, 23.5.
[44] Этот инцидент не упоминается Юстином или Аррианом, или Плутархом в Александре, но приведён в Демосѳен, 23.5.
[45] У Сергеенко было «в месяце Дие», тогда как в английском тексте стоит «at Dium in Macedonia», что не допускает иного толкования. Agnostik.
[46] Арриан (1.11.1), после упоминания жертвы Зевсу Олимпийскому, добавляет: «Другие говорят, что он провёл игры в честь муз». То есть, это не упоминается Птолемеем и (вероятно) Аристобулом, основными источниками Арриана.
[47] О размере этого сооружения, можно судить по тому, что зал Агаѳокла на Шестьдесят лож был одним из чудес Сицилии (Диодор 16.83.2). Палатка сопровождала Александра в его походе (Аѳиней, 12.538C, 539D).