Демосфен

    Демосфе́н
  •          (греч. Δημοσθένης).
  •        1. Сын Алкисфена, афинский полководец, отличавшийся в Пелопоннесскую войну. Летом 426 г. до н. э. он с 30 кораблями объехал Пелопоннес, чтобы защитить союзников на западе. Опустошив Левкадскую область, он задумал напасть на этолийцев, овладеть Доридой и Фокидой и вторгнуться в Беотию, но план его не удался, потому что он не знал ни страны этолийцев, ни их способа вести войну. После этой неудачи Д. отослал свои корабли в Афины, а сам, опасаясь гнева афинян, остался в Навпакте. Здесь он оказал своему государству важную услугу, когда спартанец Эврилох напал на Навпакт с 3 тыс. гоплитов. Он наголову разбил Эврилоха при Амфилохском Аргосе и вызвал разногласия между пелопоннесцами и их союзниками, позволив только первым отступить с оружием. Войско, собранное затем амбракиотами, он победил без особого труда. Возвратившись после этого в Афины, Д. прославился новыми подвигами: летом следующего (425) года он взял мессенский город Пилос, окружил высадившихся на остров Сфактерия спартанских гоплитов и вынудил их сдаться в плен, хотя демагог Клеон приписывал эти заслуги себе. В последующее время кампания Д. против Мегар не имела ожидаемого успеха, и портовый город Нисея все-таки был удержан афинянами. Когда вследствие мер, принятых спартанцем Гилиппом, положение афинян в Сицилии сделалось опасным и Никий потребовал немедленной помощи, афиняне в конце 414 г. предварительно послали туда Эвримедонта с несколькими кораблями, а за ним весной 413 г. последовал Д. с целым флотом. Нападение афинян на Эпиполы (часть Сиракуз, см. Сиракузы) оказалось неудачным. Д., не видя смысла в продолжении военных действий, предложил Никию отступить или, по крайней мере, занять другие позиции сухопутным войском, а с флотом уехать в открытое море. Никий, однако, не согласился на это предложение, упустил благоприятное для отступления время и когда, наконец, признал его необходимость, то опять из-за своей нерешительности (его смутило лунное затмение) сделался виновником и гибели флота, и поражения сухопутного войска. Он и Д. попали в плен, а разгневанные сиракузцы приговорили их к смертной казни в сентябре 413 г. Д. отличался предприимчивостью, но вместе с тем предусмотрительной осторожностью. Он мог не только стратегически составлять план военных действий, но и выполнять его тактически, выбирая удобный момент, одинаково хорошо руководил гоплитами и легкими войсками, а также замечательно умел заставать неприятеля врасплох. Характер его был безукоризнен. Не будучи государственным деятелем и не пользуясь влиянием в народном собрании, он не мог добиться объединенного, последовательного ведения войны. Намеки на Д. в комедии Аристофана «Всадники» при верном толковании не противоречат этой характеристике.
  •        2. Оратор и политический деятель, сын Д. из Пеанийского дема (384—322 гг. до н. э.). Родился в знатной семье богатого оружейного мастера, семи лет лишился отца и потерял большую часть наследства из-за обманувших его опекунов. Красноречию его вначале учил Исей, получивший за это 10 тыс. драхм. Д. пришлось бороться со своими физическими недостатками: слабым телосложением и дефектами произношения, однако он восторжествовал над ними благодаря упорным усилиям и упражнениям. Сведения о том, что он якобы был усердным учеником Платона, часто встречаются у римских авторов, но не имеют конкретных подтверждений. На ораторском поприще Д. выступил с обвинением, выдвинутым против своего опекуна Афоба и его зятя Онетора, но даже осуждение Афоба не возвратило ему наследства, и, в конце концов, он должен был довольствоваться скудным вознаграждением за свой немалый ущерб. Тяжбой с Афобом Д. навлек на себя неприязнь влиятельного Мейдия, который ворвался в его дом, а затем на протяжении 8 лет уклонялся от исполнения судебного приговора, вынесенного ему по этому делу. Дерзость его дошла даже до того, что он поднял руку на Д., принявшего в 345 г. на себя хорегию на больших Дионисиях. И на этот раз Мейдий сумел затянуть возбужденное против него дело до тех пор, пока своими просьбами не склонил Д. прекратить судебное преследование. Д. уступил не потому, что получил 30 мин, как сообщал смертельный враг его Эсхин, а потому, что чувствовал себя в данное время бессильным против средств своих врагов. Приблизительно в то же время (355 г.) Д. выступил с публичными речами в народном собрании против Лептина и Андротиона. Этими и другими речами он подготовил себя к грядущей великой политической деятельности. Со времени появления Филиппа Македонского история его жизни совпадает с историей Афин. Филипп, начиная с 358 г., постепенно захватывал владения афинян на севере Греции, города Амфиполь, Пидну, Потидею и Мефону, и разными уловками умел держать в неведении и обманывать афинян. Д. ясно видел, что подобные действия Филиппа ведут к уничтожению свободы греков, и, начиная с 351 г., решительно высказал это убеждение в своих «Филиппиках» и «Олинфских речах». Тогдашнее положение Афин, равнодушие народа и отсутствие полководца, равного Филиппу, оставляли его предложения без внимания, тем более что его оппонент Эсхин (см. Эсхин) во всех отношениях выступал сторонником македонской политики и врагом Д. Несомненная заслуга Д. состоит в том, что он не только ясно понял угрожающую опасность, но и сумел склонить к своему убеждению сперва благомыслящих граждан, а потом и большинство народа. Тщетно Д. обвинял Эсхина в государственной измене, доказывая, что он старается замедлить заключение мира с Филиппом во вред Афинам (345 г.). Два года спустя он повторил свое обвинение. Когда в 341 г. Филипп все более и более стал угрожать свободе Греции, Д. попытался образовать общий союз против македонского царя. По его совету Фокион был послан в Эвбею и прогнал оттуда поставленных Филиппом тиранов. Золотой венец, дарованный Д. по случаю праздника Дионисий в 340 г., был его наградой. Его же усилиям следует приписать успешные военные действия против Перинфа и Византия. Но труды и заботы Д. не ограничивались только внешней политикой, а направлены были и на внутренние дела: он прекратил бездумную трату казенных денег и заботился о преобразовании обязательных поставок для флота. Но вскоре возникла серьезная опасность. Эсхин в качестве пилагора в Дельфах (в 340 г.) подал повод ко второй Священной войне, во время которой Филипп двинулся даже на Афины. При общем страхе и смятении Д. один сохранил мужество. С ораторской кафедры он призывал сограждан не терять присутствия духа, добился заключения союза между Афинами и Фивами, и в двух последовавших за тем небольших столкновениях греки вышли победителями. Но поражение союзных войск при Херонее (в этой кровавой битве сам Д. принимал участие в качестве гоплита) в августе 338 г. разрушило все надежды. Однако, вопреки протестам македонской партии, на Д. возложено было почетное поручение сказать надгробную речь в честь павших в битве воинов. Ктесифонт даже предложил наградить Д. золотым венком за проявленную самоотверженность и усердие и торжественно объявить об этой награде на празднике больших Дионисий. Против этого предложения высказался Эсхин, вождь македонской партии. Возникшее по этому поводу дело тянулось 8 лет, пока наконец Д. не восторжествовал над Эсхином после своей блестящей речи о венке, которой он ответил на выступление своего противника. В этой речи Д. отстоял свои политические взгляды и вынудил Эсхина отправиться в изгнание. Доверие граждан к Д. выразилось тем, что ему было поручено заведование вновь учрежденной общественной кассой для закупки хлеба. После смерти Филиппа Д. тотчас организовал новый союз против македонян, но жестокая месть Александра, постигшая Фивы, разрушила этот союз, и лишь при посредничестве продажного Демада удалось избежать выдачи Александру Д. и Ликурга. Однако вскоре враждебная партия нашла повод возобновить свои действия против Д. Когда Гарпал с похищенными у Александра сокровищами явился в Афины и при помощи подкупа принялся подстрекать афинян к войне против македонского владычества, то без всякого основания стали подозревать и Д. в том, что он поддался на подкуп. Неуплата наложенной на него денежной пени привела его в темницу, из которой он бежал в 324 г. Со скорбью взирал он из Эгины и Тройзена на Аттику. Вдруг разнесся слух о смерти Александра (323 г.). Вся Греция пришла в движение, и Д. поднял свой могучий голос, призывая всех греков к восстанию против Македонии. На триреме его перевезли в Афины и торжественно встретили как защитника свободы. Но когда вскоре Кратер и Антипатр одержали победу в Ламийской войне, Д. и его друзья были отданы под суд и по предложению Демада приговорены к смерти. Не желая попасть в руки преследователей, Д. бежал на остров Калаврию в храм Посейдона, где принял яд 16-го дня месяца Пианепсиона (12 окт. 322 г.). Афиняне почтили его память сооружением медной статуи на о-ве Калаврии. Бюсты Д. сохранились до наших дней в большом количестве. Пока честность убеждений и твердая последовательность в нравственных стремлениях, а не внешние успехи останутся мерилом при оценке характера, до тех пор Д., как человек и государственный деятель, будет причисляться к светлейшим и благороднейшим личностям всех времен. В его речах ясно выражается его характер. Как оратор он пренебрегал всеми излишними украшениями. Имея в виду только дело, он был не искусным ритором, но истинным оратором. Ясность содержания, строгая последовательность в развитии мыслей, решительность убеждения выражаются слогом величественным, но простым, строгим, но приятным, сжатым, но плавным, мягким, но внушительным. В древности известны были 65 речей Демосфена. Из 61 приписывающейся ему речи, сохранившейся до нашего времени, некоторые явно подложны. Эти речи служат важными источниками по аттическому судопроизводству и политическим отношениям того времени.