Глава 30
Тема этой последней главы Vita — это путь Оха к царскому званию. Самый младший законный сын Артаксеркса II интригует после смерти Дария против двух своих братьев, которые по разным причинам имеют право на преемственность престола. Ариасп доведен Охом до самоубийства, Арсам убит сыном Тирибаза. Затем Артаксеркс умирает от горя в глубокой старости. Ох наследует ему на престоле и превосходит всех предыдущих царей в жестокости. По словам Плутарха, события последней главы должны быть приурочены к последним годам жизни Артаксеркса II (около 360-358 гг.).
30.1-9 Как и в главах 26-29, в этой главе мало что свидетельствует о более подробном анализе источников. Однако утверждение Плутарха, что Артаксеркс прожил 94 года, требует внимания, потому что оно также известно другому автору (Dinon, FGrH690, F 20a, Lukian, Makrobioi 15: «Артаксеркс по прозвищу Мнемон, царь персов, против которого выступил брат Кир, умер от болезни, прожив 86 лет, хотя по Динону 94 года»). В самом деле кажется убедительным предположить, что Динон является источником Плутарха для эпохи Артаксеркса, поскольку он не согласен с другими авторами (поэтому его данные на первый взгляд несовместимы с хронологией Диодора). Исходя из этой информации, эту главу, а следовательно, и предыдущие, вроде бы можно присвоить исключительно диноновой Персике. Однако, поскольку анализ глав 26-29 показывает гипотезу одного источника как неустойчивую (по крайней мере, Динон, возможно, не был этим одним источником), даже эта деталь не может поддерживать присвоение этому автору. В самом деле, communis opinio согласно с тем, что Динон как донор для возраста (и, вероятно, для продолжительности правления в 62 года) весьма вероятен (конечно, отнюдь не исключено, что ни один другой автор не мог воспользоваться этой информацией из работы Динона — однако, это непрекращающаяся спекуляция). Но это утверждение отнюдь не так тесно связано с остальной частью описания, чтобы приписывать здесь Динону весь контент. Альтернативой было бы то, что Плутарх только вставил эту информацию из «Персики» Динона, потому что его основной донор о ней умолчал. Однако столь радикальное решение не должно выбираться вообще: главы 26-30, как и большая часть Vita, характеризуются высоким уровнем смешения источников. В большинстве случаев невозможно определить донора Плутарха, но часто, по крайней мере, можно минимизировать «гипотезу одного источника». Если бы Плутарх действительно следовал Динону в заключительных главах, он, возможно, делал это только с добавлением других источников (по крайней мере, Гераклида из Кимы).
30.1 Плутарх ранее сообщал, что Ох пытался воздействовать на своего отца через Атоссу. Там Oх кажется мотором, который, используя слабость своего отца к ней, эксплуатирует женщину для проведения отцовской воли. Здесь же Атосса, похоже, оказывает влияние на Оха, и он, ободряемый ею, возлагает большие надежды на трон. Здесь опять можно увидеть элемент женского пагубного влияния на политику при персидском царском дворе. Все, кто стремится к власти, в какой–то форме руководствуются женскими влияниями.
Ариасп, по словам Плутарха, является одним из трех законных сыновей Артаксеркса II. Трог/Юстин называет его Ариаратом (Just. 10: 1, 1). Известно много других носителей этого имени. Плутархов вариант Ariaspes отражает древнеиранскую форму *Ariyašpa, смысл которой оспаривается. Согласно Плутарху, его младший брат Ох, движимый жадностью к господству, довел его до суицида. Описание Элиана отклоняется от плутархова: Ариасп (которого, по–видимому, подразумевает Элиан, но не называет по имени) убивает самого себя (без упоминания Оха как движущей силы) по повелению отца после казни Дария, что указывает на участие Ариаспа в заговоре (Ael. 9, 42). Из других источников этот сын неизвестен.
Арсам (Ŗšāma-, «человек, герой» и *ama-, «сила, сила [нападения]», это имя носили несколько персидских дворян, например, дед Дария I, который упоминается в Бехистунской надписи [DB § 1]) согласно Плутарху и Трогу/Юстину является незаконным сыном Артаксеркса II, который убит Арпатом, сыном Тирибаза, по приказу Оха (по хронологии Плутарха в 360/59 гг.). Из других источников он так же неизвестен, как Aриасп/Aриарат.
30.3 Артаксеркс III Ох не выглядит в хорошем свете в современных исторических исследованиях. Однако, нынешнее суждение обычно основывается на предвзятой и некритической интерпретации источников. Согласно Плутарху, Артаксеркс III превзошел всех жестокостью и жаждой крови (30, 9). Поскольку нет надежных традиций для правления Оха, в принципе можно предположить, что, как описывает это Плутарх, среди потенциальных наследников престола был спор. Трог/Юстин сообщает, что Артаксеркс III после вступления на престол он принял решительные меры по укреплению своего авторитета в семейной среде (10, 3). Диодор ничего не знает об этих беспорядках и у него Артаксеркс III наследует отцу без инцидентов (15, 93, 1). Также нет никаких указаний на то, что Артаксеркс II ущемлял младшего сына, поскольку в последние месяцы жизни он доверил ему войну против фараона Таха (Synk. p. 486f.). В греческой литературе существует много примеров предполагаемой жестокости Оха. Как хорошо известный пример злого поведения Артаксеркса мы можем упомянуть здесь, что после завоевания Египта в 343 г. он приказал убить Аписа. Мильденберг справедливо указывает, что очень похожий поступок был приписан великому царю Камбизе, который также завоевал Египет. В обоих случаях иностранный агрессор, как говорят, вел себя крайне легкомысленно и нетерпимо. Поэтому в историчности описанного следует усомниться как в выдумке египетских жрецов. Можно согласиться с мнением Mильденберга, что Артаксеркс III не превосходил в жестокости и брутальности своих предшественников или преемников.
30.8 Арпат был, по словам Плутарха, сыном Тирибаза. Это единственная запись, полученная об этом человеке. Неясно, является ли он сыном, участвующим в спасении царской армии в кампании против кадусиев, упомянутой Плутархом (24, 4-9), или же это был еще один сын Тирибаза.
30.9 Трог/Юстин также сообщает, что Артаксеркс II умер от несчастья (в данном случае вследствие восстания его сына Дария, в котором, как говорили, участвовали многие его сыновья, Just. 10, 2). Несмотря на все различия в описании правопреемства Артаксеркса II и дворцового заговора, Плутарх (см. также Mor. 480 D) и Трог в основном согласны. Диодор ничего не знает обо всех этих процессах, и Ох спокойно наследует трон после смерти отца (15, 93, 1).
Заявление Плутарха о возрасте Артаксеркса II (94 года) почти наверняка происходит из работы Динона, о чем свидетельствуют показания у Лукиана (FGrH 690, F 20a, Lukian Makrobioi 15). Невозможно проверить, верно ли утверждение о продолжительности жизни, но ясно, что Артаксеркс II должен был родиться до того, как его отец вступил в должность, т. е. до 424 года до нашей эры. Если данные о возрасте у Плутарха верны, то Артаксеркс родился около 453 г., поскольку дата его смерти или инаугурации Артаксеркса III гарантирована в 359/358 г. (между концом ноября 359 г. и апрелем 358 г. согласно вавилонским табличкам).
Дальнейшее замечание Плутарха, что Артаксеркс II правил 62 года, кажется сперва проблематичным. Соответственно, он был бы назначен преемником престола в 421 г., еще в начале царствования своего отца. Это назначение вполне мыслимо и вопреки показаниям Динона не нарушает персидского обычая (Just. 10, 1). В отличие от Плутарха, Диодор упоминает, что Артаксеркс II, как утверждают, правил 43 года (15, 93, 1). Поскольку он датирует свою смерть до 362/61 года, его вступление на царство совпадает со смертью Дария II (404 г.).
Эти различные заявления не являются взаимоисключающими — в то время как Динон/Плутарх, очевидно, считает с назначения наследником престола, Диодор (Эфор?) включает только его собственное правление, после смерти Дария II.
Также в заключительном отрывке Vita Плутарх показывает, что он думает об Артаксерксе II: он считается мягким правителем и другом подданных, не в последнюю очередь по сравнению с его сыном и преемником Охом, который превзошел всех ахеменидских владык в жестокости и кровожадности.
В изучении источников этой Vita почти единодушно утверждается, что Ктесий служит основным шаблоном Плутарха для первых двух третей. Однако, поскольку его Персика заканчивается задолго до смерти Артаксеркса II, Плутарх должен был сменить свой шаблон и использовать Динона для последней трети. В настоящее время ясно, что авторы (Динон и Ктесий), часто упоминаемые Плутархом, на самом деле были главными донорами Плутарха. Однако предполагаемое распределение (⅔ и ⅓) не является устойчивым. Частое упоминание Ктесия и Динона вовсе не приводит их к статусу единственных шаблонов. В некоторых главах Плутарх также использовал работы Ксенофонта (Anabasis и Hellenika). Некоторые четкие указания в последней трети Vita свидетельствуют о том, что в главах 22f. и 26-29 использовался Гераклид и в большей степени, чем считалось ранее. Особенно для глав 26-29 кажется даже возможным утверждать, что Гераклид был единственным или, по крайней мере, главным донором Плутарха. Рассматривать здесь единственным источником Динона (гипотеза одного источника) нецелесообразно. Однако из–за отсутствия параллельных сообщений и молчания Плутарха о его донорах в этом разделе, нужно быть очень осторожным с назначениями. Факт, что Плутарх упоминает Гераклида только один раз, не может означать, что его можно исключить как важного осведомителя. Среди прочего также убедительно показано, что Плутарх использовал для этой Vita собрания анекдотов, которые позже также использовал Элиан.
В главах 3, 4, 23 и 29 Плутарх упоминает «других авторов» («некоторые говорят»). Кто бы мог быть этими авторами и существовали ли они вообще, невозможно сказать. Возможно, можно кое–кого найти, например, Поликрита из Менды или Фения из Эреса, упомянутых в главе 21; только плодов это не принесет. Хотя несомненно, что несколько авторов писали Персику в конце 5‑го и 4‑го веков, в лучшем случае они известны только по именам. Поэтому сопоставление источников немыслимо и поэтому нелегко проследить всю информацию Плутарха обратно известным и названным им авторам. Кроме того, в Vita есть четкие указания что Плутарх использовал неназванные им работы. Это можно доказать только с помощью анекдотов в Vita, которые также можно найти в «Пестрых исторях» Элиана, но этот результат должен обострить скептическое мнение.