Глава тринадцатая
Разделение Медии на Атропатскую и Великую. Екбатана. Политическое устройство Атропатской Медии. Особенности страны и жителей её. Поход Антония в Атропатену. Греческие города в Великой Медии. Порода лошадей. Дань Медийцев. Медийские нравы и одежда перешли от них к Армянам и Персам и называются персидскими. Предания о Медее и Язоне. Пища Медийцев.
1) Медиа делится на две части; одна из них называется Великою. Главный город в ней Екбатана, большой и служащий резиденцией медийского царя. Еще и теперь Парѳы постоянно пользуются этой царской резиденцией, и цари их проводят здесь лето, потому что Медия - страна холодная. Зимнее их местопребывание находится в той части Селевкии, что подле Тигра, недалеко от Бабилона. Другая часть Медии - Атропатская Медия. Имя свое получила она от вождя Атропата, который воспрепятствовал завоеванию её Македонянами; она составляла часть Великой Медии. Выбранный в цари, Атропат возвел эту страну в особое от остальной Медии государство; наследники его дожили до нашего времени, так как его потомки вступали в брачные связи с царями Армянскими, Сирийскими и наконец Парѳянскими.
2) Страна эта лежит в востоку от Армении и Матианы, к западу от Великой Медии, к северу от обеих; на юге она примыкает к народам, живущим около угла Гирканского моря, и к части Матианы. Она довольно значительна по военной силе, так как, по словам Аполлонида, может выставить около 10,000 конницы и 40,000 пехоты. Тут есть озеро Спавта; на поверхность воды его поднимается соль и там кристаллизуется; соль эта производит зуд и телесные страдания; но масло служит лекарством от этой болезни, а сладкая вода употребляется для оздоровления платья, если кто-нибудь по неведению погрузит его в озеро для стирки. Атропатены имеют могущественных соседей в Армянах и Парѳах, которые часто урезывают их область; но Атропатены сопротивляются и получают обратно отнятое; так взяли они назад Симбаку от Армян, попавших под власть Римлян, и вошли в дружбу с Кесарем. Вместе с тем они чтут и Парѳов.
3) Летней царской резиденцией служит у них город Газака, расположенный в равнине; зимняя резиденция находится в сильно укрепленной местности Вере, которую осадил Антоний в войне с Парѳами. Место это удалено от реки Аракса, разделяющего Армению от Атропатены, на 2,400 стад., как говорит Деллий, друг Антония, описавший поход его против Парѳов; в этом походе сам Деллий был начальником отряда. Все части этой страны плодородны за исключением северной, гористой, суровой и холодной; здесь живут горцы Кадусии, Амарды, Тапиры, Куртии и другие народы, ведущие бродячий и разбойнический образ жизни. Народности эти рассеяны также по горам Загру и Нифате; Куртии в Персиде, Мардии (потому что и так называются Амарды), а также народы, живущие в Армении и носящие одно общее название до настоящего времени, отличаются теми же особенностями в образе жизни.
4) По количеству пехоты Кадусии уступают несколько Арианам; они лучшие копейщики и в суровых местностях ведут сражение пешком, а не на лошадях. Поход Антония был затруднен не природными свойствами страны, но проводником его, царем Армянским, Артаваздою, который втайне замышлял козни против Антония; между тем этот последний избрал его советником и поверил ему свой план войны. Правда, Антоний отмстил Артавазде, но поздно, после того как Римляне через него претерпели много бед, равно как и через то лицо, которое сделало путь Римлянам от Зевгмата на Евфрате до Атропатены в 8,000 стадий, то есть вдвое больше, чем по прямой линии, через горы, непроходимые местности и окольными путями.
5) Великая Медия, разрушивши царство Сирийское, господствовала в древности над всею Азией. Впоследствии лишенная могущества Киром и Персами при Астиаге, Медия тем не менее сохраняла еще в большой мере древнюю силу. Екбатана была зимней резиденцией у Персов, равно как у Македонян, владевших Сирией по завоевании Персов. И в наше время город этот служит для Парѳянских царей удобным и надежным местом пребывания.
6) Великая Медия граничит с востока Парѳией и горами Коссаев, народа хищнического, доставившего некогда Елимаям 13,000 стрелвов из лука; тогда они веди войну вместе с Елимаями против Сусиев и Бабилонян. По словам Неарха, здесь обитают четыре хищнических народа, из которых Марды живут в соседстве с Персами, Уксии и Елимаи с Персами и Сусияни, Коссаи с Медянами; все они вынуждали царей платить им дань, а Коссаи получали даже дары, когда царь, проведши лето в Екбатане, возвращался в Бабилонию. Александр напал на них зимою и положил конец их чрезмерной дерзости. И так, Медия граничит с востока с этими народами и еще Парайтакенами, касающимися Персов, также горным и хищническим народом. С севера она граничит Кадусиями, обитающими над Гирканским морем, и другими народами, о которых мы только что упоминали. С юга к ней прилегает Аполлониатида, которую древние называли Ситакеною, а также Загр, на котором расположена Массабатика, входящая в состав Персии, по словам одних, Елимаи, по мнению других. С запада Медия ограничивается Атропатиями и частью Армян. Еллинские города в Медии основаны Македонянами; в числе их находятся Лаодикея, Апамея, Гераклея подле Раг и самая Рага, построенная Никатором и названная им Европом. Парѳы называли этот город Арсакией; он, по словам Аполлодора Артемитенского, южнее Каспийских ворот почти на 500 стадий.
7) Большая часть Медии высока и холодна, не только горы, тянущиеся над Екбатаною, подле Раг и Каспийских ворот, но вообще вся северная часть Медии до Матианы и Армении. Часть Медии ниже Каспийских ворот, лежащая в низменных и глубоких равнинах, очень плодородна, производит всякие растения, кроме оливы; если кое-где и встречается оливковое дерево, то оно тоще и сухо. Как эта страна, так и Армения имеют превосходные луга для лошадей. Лугом для лошадей называется и тот, через который переходят из Персиды и Бабилона до Каспийских ворот; на этом лугу во время персидского господства паслось, как говорят, пятьдесят тысяч кобылиц: это были царские стада. Кроме того, некоторые утверждают, что здесь родина несайских лошадей, самых лучших и самых крепких которыми пользовались цари; по мнению других, родина этих лошадей Армения. Сравнительно с еллинскими и другими породами лошадей Медийские имеют особый склад. Растение, которым эти лошади питаются по преимуществу, называется собственно медийским, потому что в Медии оно встречается в изобилии. Страна эта производит также сильфий, из которого добываете так называемый медийский сок, сильно уступающий киренскому, впрочем он иногда превосходит киренский, что происходит или от различия местностей, или от свойств вида, или же от способов приготовления сока, так что он не портится и сохраняется долго для питья.
8) Таковы свойства страны. Что касается пространства, то ширина её почти равняется длине. Наибольшую длину Медия имеет от горной возвышенности Загра, которая называется Медийскими воротами, до Каспийских ворот через Сагриану; расстояние это определяется в 4,100 стадий. С пространством и силою страны согласуются и сведения о дани: тогда как Каппадокия давала Персам ежегодно, кроме денежных податей, 1,500 лошадей, 2,000 ослов, 50,000 овец, Медийцы платили почти вдвое большую дань.
9) Нравы Медийцев большею частью те же, что и Армян, благодаря сходству занимаемых обоими стран. Однако говорят, что Медийцы были в этом отношении предшественниками Армян и еще прежде Персов, их повелителей и наследников владычества их в Азии. Так называемое теперь персидское платье, страсть к стрельбе из лука и к верховой езде, придворная служба, украшения, почитания богов у подчиненных народов, - все это перешло к Персам от Медийцев. Что это так, яснее всего видно из платья. Так, тюрбан, каска, войлочная шляпа, хитоны с рукавами и одеяние для ног, - все это платье удобно в странах холодных и северных, каковы медийские, и совсем неудобно в местностях южных. Персы живут большею частью по берегам Ериѳрайского моря, южнее Бабилонян и Сусиев; по разрушении медийского царства они присоединили к себе и местности пограничные с Медией. Нравы побежденных представлялись победителям столь благородными и соответствующими царскому достоинству, что они решились покинуть наготу и тонкое одеяние и предпочли женское платье и длинные до пят плащи.
10) Некоторые уверяют, что платье это введено Медеею в то время, когда она владычествовала в этих странах вместе с Язоном, и что она закрывала себе лицо, когда являлась вместо царя. Напоминаниями о Язоне служат здесь храмы в честь его, высоко чтимые варварами; есть даже значительная гора, лежащая над Каспийскими воротами влево, называемая Язоновою; напоминанием о Медее служит платье и самое имя страны. Говорят также, что сын её, Мед, получил по наследству власть и назвал страну своим именем. С этим согласуется существование язоновых храмов в Армении, название страны и многое другое, о чем мы будем говорить ниже.
11) К числу медийских обычаев относится также избрание в цари мужественнейшего человека; впрочем это водится не у всех народов, а только у горцев. Еще более относится сюда обычай, в силу которого цари имеют много жен. Обычай этот распространяется у горных Медийцев на всех, и иметь меньше пяти жен вовсе не дозволяется. Утверждают также, что женщины считают себе за честь, если мужья их имеют очень много жен; число жен меньше пяти они считают для себя несчастием. Северная горная Медия очень бедна, тогда как вся остальная часть страны благодатна; там питаются древесными плодами, из высушенных и истертых яблок делают лепешки, из поджаренного миндаля пекут хлеб, из некоторых корней выжимают вино, употребляют в пищу мясо хищных животных, потому что домашнего скота не держат. Столько о Медийцах. Что касается общих всей Медии учреждений, то мы будем говорить о них в трактате о Персах, так как учреждения эти - те же, что и у Персов вследствие покорения Медийцев Персами.