Глава одиннадцатая

Бактриана. Положение страны. Обширность греческого Бактрийского царства. Бактра и другие города. Согдиана. Положение её. Грубость нравов Бактрианов и Согдианов. Скалы Сисимиѳра и Окса. Реки обеих стран. Неизвестные скиѳские народы к востоку от Согдианы. Расстояние от Каспийского моря до восточной оконечности Тавра или до Индии. Меридиан через Каспийское и Персидское моря. Странные обычаи некоторых варварских народов.
1) Некоторые части Бактрии на севере лежат подле Арии, большая же часть её тянется дальше Арии к востоку. Бактрия обширна и производит все, кроме оливы. Еллины, отделившие эту страну, достигли такого могущества, благодаря доброкачественности земли, что подчинили себе даже Ариану и Индийцев, как утверждает Аполлодор Артемитен, и покорили большее число народов, чем сам Александр. Отличился больше всех Менандр, который на востоке перешел Гипапис и дошел до Имая: одни завоевания он совершил сам, другие же сын бактрийского царя Евѳидема, Деметрий. Они овладели не только Паталеною, но также так называемым царством Сараоста и Сигердиды на остальной части морского берега. Вообще Бактриана, по словам Аполлодора, служит украшением всей Арианы. Бактрийские цари простерли свои владения до Серов и Фринов.
2) Города у них были: Бактра, которая называется также Зариаспою; через нее протекает река того же имени, вливающаяся в Окс; потом город Адрапса и многие другие. В числе городов была также Евкратидия, названная так по имени царя. Еллины, овладевшие этою областью, разделили ее на Сатрапии (наместничества); две из них, Аспион и Туриву, Парѳы, отняли у Евкратиды. Они владели также Согдианой, лежащей выше Бактрианы к востоку, между рекою Оксом, отделяющим Бактриану от Согдианы, и Иаксартом; последний служит границею между Согдиями и Номадами.
3) В древности Согдианы и Бактрианы мало отличались от Номадов по образу жизни и по нравам; хотя нравы Бактриан были немного мягче, но о них Онесикрит рассказывает много далеко непохвального; лица, сделавшиеся негодными по старости или по причине болезни, выбрасываются у них живыми на съедение собакам, нарочно для этой цели содержимым; на туземном языке собаки эти называются погребателями. За стенами главного города Бактров чисто, но внутри стен большая часть города переполнена человеческими костями. Александр упразднил этот обычай. Почти тоже самое рассказывается и о Каспиях: родителей, переживших семидесятилетний возраст, запирают и морят голодом. Последний обычай не столь жесток; это скиѳский у обычай, хотя он и похож на закон Кеосцев; более скиѳский обычай у Бактрианов. Когда Александр открыл там подобные обычаи, все по справедливости удивлялись, но что же следует думать о тех нравах, обычаях, какие по всей вероятности были у них под владычеством первых Персов и более ранних правителей?
4) Говорят, что Александр основал в Бактриане и Согдиане восемь городов; несколько городов срыл, в числе их были: Кариаты в Бактриане, где был схвачен и отдан под стражу Каллисѳен, Мараканда в Согдиане и Кира, крайний из городов, основанных Киром на реке Иаксарте; там же была и граница персидского царства. Не смотря на почтение к Киру, Александр разрушил этот город за частые восстания его жителей. Предательски он овладел двумя сильно укрепленными скалами: одна Сисимиѳра в Бактриане; на ней Оксиарт содержал дочь свою, Роксану, другая скала - Окса, в Согдиане, которую называют еще скалою Ариамаза. Высоту скалы Сисимиѳра определяют в пятнадцать стадий, а объем её в восемьдесят; верхняя часть скалы плоска, покрыта плодородной землей и может пропитать около 500 человек. На ней роскошно был принят Александр, женившийся здесь на дочери Оксиарта, Роксане. Скала в Согдиане вдвое выше Бактрийской. В этих же местах Александр разрушил 4 и город Бранхидов, которых поселил там Ксеркс; они добровольно последовали за ним из отечества и передали ему драгоценности и сокровища бога в Дидиме. Александр разрушил этот город, будучи возмущен грабежом храма и предательством.
5) Реку, протекающую через Согдиану, Аристобул называет Политиметом, это имя дали ей Македоняне, подобно тому как они вновь сочинили или изменили многие другие названия. Оросивши эту местность, река входит в пустынную, песчаную страну и там поглощается песками, как и река Арий в стране Ариев. Говорят, что землекопы открыли подле реки Оха масляные источники. Действительно, если в стране этой есть воды щелочные, асфальтовые, клейкие, сернистые, то вероятно, там есть и жирные, источники; только редкость их придает этому факту вид чудесного. По словам одних, Ох протекает через Бактриану, а по словам других, подле неё; потом одни говорят, что Ох до самого устья течет отдельно от Окса, несколько южнее его, и что обе реки изливаются в море Гирканию, другие уверяют, что, будучи особою рекою в начале, Ох потом сливается в одну реку с Оксом, который имеет во многих пунктах шесть-семь стадий ширины. Иаксарт с самого начала и до конца представляет особую от Окса реку, но впадает в одно с ним море; устья их удалены одно от другого парасангов на восемьдесят, как сообщает Патрокл, а персидский парасанг определяется одними в шестьдесят стадий, а другими в тридцать или сорок. Когда мы поднимались вверх по Нилу, то расстояние от одного города до другого определялось мерою схойн, хотя в различных местах употреблялась различная мера, так что одно и то же число схойнов обозначало в одном месте путь более длинный, нежели в другом. Так велось в начале, так остается и до настоящего времени.
6) На пути от Гиркании до Согдианы в восточном направлении обитали народы по сю сторону Тавра, известные в древности Персам, потом Македонянам и Парѳам. Что народы, жившие дальше по прямой линии, Скиѳские, можно заключать по наружному сходству; впрочем военные походы к ним не известны нам, равно как и к наиболее северным из номадов. Против этих последних собирался предпринять поход Александр, когда преследовал Бесса и Спитамену. Но так как Бесс был взят в плен и возвращен назад, а Спитамена убит варварами, то Александр отказался от своего предприятия. Не все согласны в том, будто некоторые лица переплывали из Индии в Гирканию, но Патрокл утверждает, что это возможно.
7) Говорят также, что крайняя часть Тавра, называемая Имаем, касается Индийского моря, что она ничуть не выдается далее Индии на восток, но и не остается позади её; впрочем если идти по поправлению к северной стороне, то море постепенно отнимает немного от длины и ширины, так что описываемая теперь часть Азии, которую Тавр отделяет к Океану, наполняющему Каспийское море, кажется усеченною с востока. Наибольшая длина этой части Азии от Гирканского моря до Нмая при Океане определяется почти в 30,000 стадий, если путь идет вдоль Таврского хребта; ширина её меньше 10,000 стад. Мы уже показали, что от Иссиксого залива до восточного моря, что у Индийцев, около 40,000 стад., а до Исса от западного мыса, что у Столбов, 30,000. Углубление Иссикского залива немного или вовсе не восточнее Амиса, а расстояние от Амиса до Гирканской земли равняется почти 10,000 стадий; оно параллельно упомянутому нами расстоянию от Исса до Индийцев; следовательно на востоке остается еще измеренная уже длина описанной нами части, именно 30,000 стад. Далее, так как наибольшая ширина обитаемой земли, имеющей вид плаща, определяется в 30,000 стадий, то это расстояние оказывается близким к меридиану, проходящему через Гирканское и Персидское моря, если только обитаемая земля имеет в длину 70,000 стадий. И так, если от Гиркании до Артемиты, что в Бабилонии, считается 8,000 стад., как утверждает Аполлодор из Армемиты, столько же отсюда до входа в Персидское море и наконец столько же или только немного меньше до местностей, противолежащих мысам Эѳиопии, то от упомянутой нами ширины обитаемой земли остается для расстояния между углублением Гирканского моря до входа в него именно столько, сколько мы сказали. Так как этот кусок земли урезывается на восточной стороне, то по виду он похож на кухонный нож: гора тянется в прямом направлении и представляется острою стороною ножа, а берег от устья Гирканского моря до Тамира представляется другою стороною, которая к концу загибается и заостривается.
8) Необходимо упомянуть о некоторых странностях, сообщаемых о совершенно варварских народах, как например о тех, которые живут подле Кавказа и прочих гор. Так говорят, что у некоторых из этих народов существует обычай, определяемый следующим выражением Еврипида: "оплакивай новорожденного, которому предстоит столько бед, и радостно провожай из дому покойника, свободного от всех забот, и считай его счастливым"[1]
9) У других существует обычай не убивать никого, даже величайших преступников, но изгонять их вместе с детьми, в противоположность Дербикам, которые умерщвляют даже за небольшие проступки. Дербики поклоняются земле; ничего женского пола не едят и не приносят в жертву. Мужчины, прожившие больше семидесяти лет, умерщвляются, и ближайшие родственники поедают своих покойников. Старух вешают, а потом хоронят. Мужчины, умершие до семидесятилетнего возраста, не поедаются, но погребаются. Сигинны во всем прочем живут по-персидски, но пользуются небольшими косматыми лошадьми, которые не могут вынести всадника, и Сигинны запрягают их по четыре в повозку. Возницами у них состоят женщины, приучающиеся к этому с детства; самая искусная из них живет с тем мужчиною, с каким пожелает. Говорят, что некоторые лица употребляют все усилия, чтобы сделаться как можно более длинноголовыми, а также с выдающимся вперед лбом, так чтобы лоб выдавался над подбородком. Тапирам свойствен обычай - мужчинам одеваться в черное и носить длинные волосы, а женщинам одеваться в белое и носить короткие волосы. Живут они между Дербиками и Гирканцами. Мужчина, признанный самым мужественным, женится на женщине, какую сам пожелает взять. Каспии морят голодом лиц, проживших больше семидесяти лет, а потом выбрасывают их в пустынные места, при этом издали наблюдают за трупом: если труп стащен с носилок птицами, то покойник считается блаженным, если дикими зверями или собаками, то менее блаженным; если же не будет стащен никем, то считается несчастным.


[1] Креосфон. Цицер. Тускул. I, 48.