Глава вторая
Перечисление народностей по сю сторону Тавра. Причины неизвестности Танаида. Восточный берег Меотиды от Танаида до Боспора. Города на атом пути. Озеро Коракондаметида. Фанагория и другие города. Меотийские народности. Мнимое происхождение их от Еллинов. Пиратство. Северо-восточный берег Понта до Диоскуриады. Кавказ. Диоскуриада, как главный торговый пункт для многих соседних народностей. Колхида. Произведения её, кратная история Колхиды. Переход к Иберам.
1) После этого разделения мы заметим, что первую часть, начиная от северных стран и Океана, населяют некоторые Скиѳы, номады живущие в повозках; ближе к нам подле Скиѳов живут Сарматы, а также Скиѳы, Аорсы и Сираки, простирающиеся к югу до Кавказских гор. Одни из этих жителей номады, другие живут в шалашах и занимаются земледелием. В окрестностях озера обитают Меоты. Подле Боспорского моря лежат азиатские земли и Синдика. За последнею обитают Ахай, Зиги, Гениохи, Керкеты и Макропогоны. Над этими землями лежат теснины Фѳейрофагов (Вшеедов). За Гениохами лежит Колхида, простирающаяся под кавказскими и мосхийскими горами. Так как границею между Европою и Азиею служит река Танаид, то мы от неё и начнем подробное описание местностей.
2) Танаид вытекает с севера, однако течет не так, как думает большинство, именно, будто бы он направляется по диаметру против Нила, на самом деле он течет гораздо восточнее Нала, по подобно тогда последнему из неизвестных источников. Впрочем, он как Нил в большей части своей известен, потому что протекает по стране везде доступной и способен к судоходству на больших расстояниях, Танаид известен нам только в своих устьях (устьев два, находятся они в наиболее северных частях Меотиды, а отстоять одно от другого на 60 стад.); выше устьев только небольшая часть реки известна, причиною чего холод и бедность лежащих там стран. Такие неудобства могут быть переносимы туземцами (автохѳонами), которые по обычаю номадов питаются мясом и молоком, но они не выносимы для иностранцев. Кроме того, номады, будучи негостеприимными к иностранцам, будучи многочисленными и сильными, закрывают доступ в те части страны, которые сколько-нибудь доступны, или к рекам, дозволяющим плавание вверх. Именно по этой причине некоторые полагали, что Танаид берет свое начало в Кавказских горах и, поднявшись далеко на север, возвращается на юг и изливается в Меотиду. Подобным же образом думает и Ѳеоѳан Митиленский. Другие полагают, что река эта берет свое начало у верхних частей Истра. Однако при этом они не приводят никакого доказательства в пользу столь отдаленного начала реки и из других широт, как будто даже невозможно начало более близкое и из северной стороны.
3) На реке находится город того же имени, Танаид, основанный Еллинами, владеющими Боспором. В недавнее время город разрушен царем Полемоном за неповиновение жителей. Их город служил общим местом торговли для азиатских и европейских кочевником с одной стороны и для народов, прибывающих на судах в озеро из Боспора с другой. Первые доставляют рабов, кожи и другие предметы для кочевников, вторые привозят для обмена платье, вино и прочие предметы, свойственные нашему образу жизни. Перед этим торговым пунктом лежит на расстоянии стадии остров Алопекия, место обитания смешанных пришельцев; в озере есть еще и другие небольшие острова, лежащие близко к первому. Город Танаид расположен от устьев Меотиды в прямом направлении к северу на расстоянии 2,200 стад. Не много больше городов находит тот, кто высаживается на сушу.
4) Отправляясь от Танаиды по береговому пути вдоль этой области мы встречам прежде всего на расстоянии 800 стад. от Танаида так называемый большой Ромбит, в котором сосредоточена большею частью ловля рыбы годной на соление. Далее на расстоянии других 800 стад. лежит меньший Ромбит и мыс, имеющий также меньшие рыболовни. Одни пользуются.... в древности островками как пунктами отправления, а в малом Ромбите занимаются ловлею рыбы сами Меоты. На всей этой береговой полосе живут Меоты, хотя и земледельцы, но воинственные не меньше кочевников. Они разделяются на несколько народностей, из которых более дики прилегающие к Танаиду и более мягкого нрава те, которые касаются Боспора. От Малого Ромбита до Тирамбы и реки Антикейты считается 600 стадий; на 120 стад. далее лежит деревня Киммерийская, которая служит местом отправления для плавающих по озеру. На этом же берегу упоминаются несколько пунктов для наблюдения.
5) Киммерик был прежде город, построенный на полуострове, замкнувший перешеек рвом и насыпями. Киммерийцы имели большую силу на Боспоре, почему Боспор и назван Киммерийским. Киммерийцы - тот народ, который делал набеги на жителей материка в правой части Понта до Ионии. Из своих мест жительства Киммерийцы были вытеснены Скиѳами, а Скиѳов потеснили Еллины, основавшие Пантикапею и прочие города на Боспоре.
6) В 20 стадиях отсюда лежит деревня Ахиллей, в которой есть святилище Ахилла. Здесь же самая узкая часть устья Меотиды, стадий в 20 или более, а на противоположном берегу лежит деревня Мирмекий, близ Гераклеи, и Парѳений.
7) Отсюда до памятника Сатира считается девяносто стадий. Это - могила насыпанная на мысе в память одного из могущественнейших владык Боспора.
8) Близко отсюда находится деревня Татраей, от которой до деревни Корокондамы 130 стад. Это конец так называемого Киммерийского Боспора. Так именно называется узкий путь у входа в Меотиду, тянущийся от теснины между Ахиллеем и Мирмекием до Корокандамы и до противолежащей ей деревеньки Пантикапейской земли, по имени Акра; деревенька эта отстоит от Ахиллея на 70 стад. водного пути. До этого места простирается лед, так как Меотида замерзает от морозов до того, что можно ходить по ней пешком.
9) Над Корокондамою лежит довольно большое озеро, которое называют по имени деревни Корокондамитидою. В 10 стад. от деревни оно отливается в море. В озеро впадает рукав реки Антикейты, образующий остров, омываемый этим самым озером, Меотидою и рекою. Некоторые называют эту реку Гипанием (Ὓπανις) подобно той, что подле Борисѳена.
10) Вплывая в Корокондамитиду, мы находим значительный город Фанагорию, а также Кепы, Гермонассу и Апатур, святилище Афродиты. Из этих городов Фанагория и Кепы расположены на упомянутом острове, по левую руку для входящего в озеро. Прочие города направо по ту сторону Гипания в Синдике. В Синдике есть также город Горгипия, царская резиденция Синдов, расположенная близко от моря, и Аборака. Все подчиненные боспорских царей называются Боспоранами. Метрополия европейских Боспоранов Пантикапей, а азиатских Фанагорей (потому что и так называется упомянутый город). Броме того, кажется, для товаров, идущих из Меотиды и выше её лежащей варварской страны складочным местом служит Фанагория, а для товаров, доставляемых туда с моря, Пантикапей. В Фанагории есть знаменитый храм Апатурской Афродиты. Для этимологического объяснения эпитета богини приводят басню, будто богиня, когда напали на нее гиганты, позвала Геракла и скрылась в какой-то пещере, потом, принимая одного гиганта за другим, она обманывая (ἀπάτη) передавала их Гераклу для умерщвления.
11) В состав Меотов входят Синды, Дандары, Тореты, Агры, Аррехи, а также Тарнеты, Обидиакены, Ситтокены, Доски и многие другие. Б числу их относятся также Аспургианы, живущие между Фанагорией и Горгипией, на пространстве в 500 стадий. Когда царь Подемон при видимой дружбе сделал на них нападение, Аспургианы открыто отразили его, он сам взят в плен живьем и казнен. Из всех азиатских Меотов одни повиновались народу, владевшему торговым пунктом на Танаиде, а другие Боспоранам; впрочем иногда и те, и другие восставали против своих повелителей. Часто вожди Боспоранов овладевали страною до самого Танаида, особенно позднейшие из них, Фарнак, Ассандр, Полемон. Говорят, что Фарнак отвел некогда течение Гипания к Дандарам, расчистивши какой-то старый ров и затопил таким образом страну их.
12) За Синдикою и Горгипией при море следует морской берег Ахаев, Зигов и Гениохов, большею частью без гаваней и гористый, составляя часть Кавказа. Обитатели этого берега живут морским разбоем, для чего у них есть тонкие, узкие и легкие лодки, вмещающие у около двадцати пяти человек; редко они могут вместить тридцать человек. Еллины называют эти лодки камарами. Говорят, будто Фѳиотские Ахейцы из Язонова отряда населили здешнюю Ахаю, а Лаконцы Гениохию; последние приведены были Рекою и Амфистратом, возницами Диоскуров, и Гениохи от них получили свое название. Снаряжая флоты из таких камаров и, нападая то на транспортные суда, то на какую-нибудь область или город, они господствуют на море. Иногда помогают им жители Боспора, предоставляя им стоянки для кораблей, предлагая рынки и продажу награбленного. Возвращаясь на родину, будучи не в состоянии поставить свои корабли на якоре, они кладут камары на плечи, несут их в леса, в которых и живут; обработывая скудную почву; потом снова несут лодки к озеру, когда придет время плавания. Также точно поступают они и в чужой стране, где владеют знаменитыми лесистыми местностями, в которых они прячут свои камары, а сами блуждают пешком днем и ночью ради похищения рабов. Похищенное они охотно предлагают на выкуп, после отплытия извещая ограбленных. В тех местностях, которые управляются царями, обиженные находят помощь у своих повелителей: часто они делают отважные нападения, приводя домой камары с экипажем. Страна, находящаяся под управлением Римлян, более беспомощна вследствие беспечности посылаемых правителей.
13) Таков их образ жизни. Владычествуют над ними так называемые скептухи, а эти в свою очередь состоят под властью тиранов и царей. Так, Гениохи имели четырех царей в то время, когда Миѳридат Евпатор, убегая из родной земли, проходил через их страну. Область эта была для него удобопроходима, тогда как, не доверяя земле Зигов вследствие её неудобопроходимости и дикости, он пробирался с трудом вдоль морского берега, часто плыл по морю, пока не достиг земли Ахаев. При помощи последних он кончил путь из Фасиды, имевший без малого 4,000 стадий.
14) От Корокондамы непосредственно идет водный путь к востоку. В 180 стадиях оттуда находятся Синдикская гавань и город, потом на расстоянии 400 стад. лежат так называемые Баты, деревня и город, где по направлению к югу лежит, кажется, Синопа против этого берега, подобно тому как Керамбий лежит против Бараньего Лба, о чем мы уже говорили. По словам Артемидора, морской берег Керкетов, имеющий стоянки для судов и деревни, отстоит от Бат почти на 850 стад., на расстоянии 500 стад. отсюда берег Ахейцев, далее берег Гениохов на расстоянии 100 стад., наконец Большой Питиунт в 360 стадиях от Диоскуриады. С другой стороны историки миѳридатовых войн, которые заслуживают большей веры, называют первыми Ахейцев, вторыми Зигов, третьими Гениохов, далее Керкетов, Мосхов, Колхов, потом живущих выше Волхов Фѳейрофагов, Соанов и другие небольшие племена на Кавказе. С самого начала берег тянется, как я сказал, в восточном направлении и обращен к югу, от Бат он делает мало-помалу поворот, и повернувшись к западу, оканчивается у Питиунта и Диоскуриады, потому что эти местности Колхиды соприкасаются с упомянутым берегом. За Диоскуриадою следует остальная часть берега Колхиды и соединяющийся с нею Трапезунт после значительного изгиба; потом этот берег идет почти в прямом направлении, образуя правую сторону Понта, обращенную к северу. Весь берег Ахейцев и прочих народов до Диоскуриады и до местностей, лежащих по прямой линии на материке к югу, тянется под Кавказом.
15) Гора Кавказ тянется над обоими морями, Понтским и Каспийским, укрепляя стенами тот перешеек, который разделяет моря. С южной стороны гора отделяет Албанию и Иберию, а с северной поля Сарматов. Гора изобилует разнообразным лесом и между прочим корабельным. Ератосѳен утверждает, что туземцы называют Кавказ Каспием, назвавши его так, быть может, от имени Каспиев. Некоторые отрасли горы выступают на юг; они обнимают среднюю Иберию, соединяются с Армянскими и т. н. Мосхскими горами, а также с Скидисою и Париадрою. Все эти горы суть части Тавра, образующего южную сторону Армении; там они как бы отрываются к северу, продолжаясь до Кавказа и до берега Евксинского моря, который тянется от Колхиды до Ѳемискиры.
16) Так как Диоскуриада лежит в таком заливе и занимает самый восточный пункт всего моря, то она называется углом моря и краем плавания. Мысль, выраженную в поговорке: "в Фазис, где кораблям предстоит конец пути", следует понимать не так, будто автор ямба разумел здесь реку Фазис, или город, на ней лежащий и с нею одноименный, но так, что здесь разумеется часть Колхиды, потому что от этой реки и от города остается морского пути до угла не меньше 600 стадий. Самая Диоскуриада служит началом перешейка между Каспийским морем и Понтом, а также общим складочным местом товаров для народов, под ними живущих и соседних. По словам одних в городе этом встречаются 70 народностей, а по словам других, которые нисколько не заботятся об истине, триста; все они говорят на разных языках, потому что вследствие гордости и дикости живут изолированно, не смешиваясь одни с другими; такова большая часть Сарматов, а Кавказцы все. Эго о Диоскуриаде.
17) Что касается остальной Колхиды, то большая часть её расположена при море. По ней протекает большая река Фазис, берущая начало в Армении, принимающая в себя Главк и Гипп, которые ниспадают с ближайших гор. По Фазису ходят суда вверх до крепости Сарапаков, которая может вместить в себе население города, и от которой сухим путем в повозке можно прибыть до Кура в четыре дня. При Фазисе лежит город того же имени, торговый пункт Колхов, прилегающий с одной стороны к реке, с другой к озеру, с третьей к морю. Оттуда до Амиса и Синопы три или два дня плавания, так как берега и устья рек тинисты. Сама страна изобилует плодами за исключением меду, который большею частью горек на вкус, и всем необходимым для кораблестроения. Так почва производит здесь лес, который отвозится вниз по рекам, в большом количестве производится здесь лен, пенька, воск и смола. Обработка льна даже славится; часть льняных продуктов вывозится за пределы страны, а некоторые решаются даже утверждать на этом основании родство Колхов с Египтянами. Выше упомянутых рек в Мосхике есть святилище Левкоѳеи, сооруженное Фриксом, а также оракул последнего, где не приносят в жертву барана; некогда оракул был богат, а в наше время ограблен Фарнаком, а немного позже Миѳридатом Пергамским. Еврипид говорит, что по опустошении страны "и божество страдает и не желает принимать почести[1]".
18) Какою славою пользовалась в древности эта область, показывают миѳы, которые повествуют о походе Язона, дошедшего до Медии, и о более раннем путешествии Фрикса. Следовавшие после того цари разделили страну на части, которыми они управляли, но силу имели небольшую. Когда расширились значительно пределы господства Миѳридата Евпатора, страна эта перешла к нему, и туда посылался кто-нибудь, из друзей его в качестве наместника и правителя. В числе их был и Моаферн, дядя моей матери со стороны отца. Отсюда же царь получал большую часть службы для своего флота. Когда Миѳридат был низвергнут, все царство его рушилось и разделено было между несколькими владетелями. В последнее время Колхидою владел Полемон, а после его смерти жена его, Пиѳодорида, распространявшая власть свою также на Колхов, Трапезунт, Карнакию и на варваров, выше живущих, о которых мы будем говорить после. Область Мосхская, в которой есть храм, разделяется на три части; одною из них владеют Колхи, другою Иберы, третьею Армяне. В Иберии есть еще городок, нынешняя Идеесса, город Фрикса, хорошо укрепленный пункт на границе с Колхидою. После Диоскуриады течет река Харес.
19) В числе народностей, сходящихся в Диоскуриаду, находятся и Фѳейрофаги, получившие такое название от грязи и нечистоплотности. В соседстве с ними обитают Соаны, нисколько не уступающие первым по нечистоплотности, но сильнее их; они превосходят почти всех силою и значением. Так они владычествуют над всеми окрестностями, занимая высоты Кавказа, поднимающиеся над Диоскуриадою. Фѳейрофаги имеют царя и совет из трехсот мужчин. Войска выставляют они, как говорят, около 200,000 человек, потому что весь народ способен вести войну, не будучи даже построен в ряды. Говорят кроме того, что весенние потоки несут сюда золото, и варвары собирают его в просверленные корыта и в косматые кожи, откуда и сложилась басня о золотом руне... если Иберов и не называют общим именем с западным народом от золотых рудников, находящихся по обеим сторонам их. Соаны употребляют для наконечников своих стрел удивительный яд... это мучит своим запахом раненных даже не ядовитыми стрелами. Прочие соседние народности, живущие в окрестностях Кавказа, бедны, занимают малые пространства земли. Народ албанский и иберский, которые занимают главным образом упомянутый перешеек, которые называются также Кавказцами, располагают страною богатою и очень годною к густому населению.
[1] Троянки, 26.